Разработка проекта учебной точки «Извлечение пострадавшего из легкового автомобиля при ДТП» для подготовки пожарных и спасателей

№109-1,

технические науки

В данной статье пойдет речь о разработке проекта учебного класса с тренажером для отработки действий по извлечению пострадавшего из легкового автомобиля после ДТП с применением ГАСИ.

Похожие материалы

По данным статистики в России ежегодно гибнет большое количество людей в дорожно-транспортных происшествиях. По неутешительной статистике представленной ГИБДД России за 2018 год на дорогах нашей страны погибло более 16 тыс. человек. В большинстве случаев пострадавших в ДТП людей можно еще спасти, при оказании своевременной и квалифицированной первой медицинской помощи. Однако, достаточно часто пожарным и спасателям прибывшим на место ДТП приходится извлекать пострадавших из искорёженных транспортных средств. От слаженности и быстроты их действий зачастую зависит жизнь человека, ведь время играет против пострадавшего. Поэтому пожарные и спасатели должны постоянно совершенствовать свои навыки и профессионализм по извлечению пострадавших из легковых автомобилей. Спасатели должны уметь извлекать пострадавших из автомобиля, находящегося в любом положении: лежащем на боку, перевернутом вверх колесами, причем эти работы могут вестись с использованием гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ). Для отработки навыков извлечения пострадавших из автомобилей после ДТП в учебных организациях и в учебных центрах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий должны быть организованны классы (учебные точки) для отработки данных навыков. На рисунке 1 представлен проект класса с тренажером для отработки навыков извлечения пострадавших из легкового автомобиля после ДТП с применением ГАСИ. В центре специализированного класса установлен тренажер, состоящий из легкового автомобиля марки ВАЗ 2109 и поворотного механизма. В реальных условиях после ДТП автомобиль может принимать самые разные положения в пространстве: лежать вверх колесами или на боку, поэтому в каждом конкретном случае извлечение пострадавшего из автомобиля имеет свою специфику. Данный тренажер позволит приобрести навыки извлечения человека из автомобиля при самых неблагоприятных обстоятельствах.

Трехмерная модель класса для отработки навыков извлечения пострадавшего из легкового автомобиля
Рисунок 1. Трехмерная модель класса для отработки навыков извлечения пострадавшего из легкового автомобиля

Макет автомобиля может принимать различное положение в пространстве за счет поворотного механизма, что позволяет моделировать различные последствия аварий на дорогах и создавать многоуровневую сложность и трудоемкость извлечения пострадавшего из автомобиля (см. рис. 2-3).

Тренажер — извлечение пострадавшего из легкового автомобиля: положение автомобиля вверх колесами.
Рисунок 2. Тренажер — извлечение пострадавшего из легкового автомобиля: положение автомобиля вверх колесами.
Тренажер — извлечение пострадавшего из легкового автомобиля: положение автомобиля на боку.
Рисунок 3. Тренажер — извлечение пострадавшего из легкового автомобиля: положение автомобиля на боку.

Список литературы

  1. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько.-М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.-550 с.
  2. Тарабасов Н. Д., Учаев П. Н., Проектирование деталей и узлов машиностроительннх конструкций: Справочник. — М., Машиностроение, 1983. — 239 с, ил.
  3. Пучков П.В., Кропотова Н.А., Мудрых Д.С. Разработка станции технического обслуживания беспилотных летательных аппаратов Пожарная и аварийная безопасность : сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, посвященной Году культуры безопасности, Иваново, 29—30 ноября 2018 г. Часть I. — Иваново : ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2018. — С. 427-428