Шаманизм в России: традиции и современные реалии

№110-1,

философские науки

В данной работе рассматривается шаманизм в России и его влияние на современную культуру. Какое место занимает шаманизм в XXI веке? Как современная молодежь относится к шаманизму и шаманам? Что такое шаманизм? Религия, театральное представление или просто часть нашей истории? Данное исследование позволяет приблизиться к ответу на эти вопросы.

Похожие материалы

Русский Север — таинственная и загадочная область России в бассейнах рек Северной Двины, Онеги, Мезени, Печоры, и обширного края озер, среди которых Ладожское, Белое и Онежское. Из-за близости с Атлантическим океаном климат в краях Русского Севера — самый суровый в Европе, который усиливается в северо-восточном направлении от Вологды к низовьям Печоры.

Зона тундры и лесотундры, продолжительная зима и суровый климат прекрасно дополняют друг друга, и радуют жителей морошкой, клюквой, грибами и другими природными дарами. [1]

Велико и население Севера России, которое составляет около 11 миллионов человек разных национальностей: саамы, ненцы, ханты, эскимосы, чукчи и т.д. В данное время там проживают представители и многих других национальностей, таких как русские, белорусы, коми, дагестанцы и другие. Удивительной особенностью и «изюминкой» Севера являются то, что в XXI веке тут одинаково заселены и города, и деревни, и села. Все развивается, совершенствуется и идет в ногу со времени, однако древние племена и кочевники также продолжают свое существование и деятельность. Кочевники — это группа людей, в большей степени оленеводы, которые временно или постоянно ведут кочевой образ жизни. Кочевнический образ жизни — вынужденная мера из-за оленей, которые для коренного населения до сих пор являются средством пропитания, одеждой и транспортом. [6] Несмотря на технологический прогресс, ненцы, эскимосы и другие северные народы посей день основным видом деятельности считают охоту, рыбалку и скотоводство.

Что касается вероисповедания, то сейчас, большинство народов севера приверженцы христианства. Так было не всегда, ведь именно северные народы приняли эту религию одними из последних. Основная причина в малочисленности населения, чаще люди проживали небольшими общинами, где царили свой быт, своя вера. Язычество существовало там всегда: люди считали, что все болезни, беды и природные явления происходят из-за того, что за их грехи гневались Боги и пытались сдобрить их жертвоприношением, а разговор с Высшими силами был доступен только одному человеку-шаману.[8] До сих пор стоит вопрос о том, действительно ли шаман избран духами для связи двух миров или это всего лишь театральное представление, может быть гипноз?

Шаманизм является одной из древнейших культур, сложившихся естественным историческим путем, одной из ранних форм религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с духами. В шаманском представлении все владеет душой, даже неодушевленные предметы. Шаман — это некий посредник между людьми и духами, человек, который наделен способностью и в какой-то степени «даром» помогать людям. Верующие считают, что этот особый дар передаётся от предков, кроме того, он должен быть избран духами. [2] В большей мере шаман не колдун, а знахарь, сказитель и гадатель, который не обладает магией и не может влиять на судьбы людей, а способен лишь подняться к Богам и попросить их о чем-либо, то есть шаман-это действительно лишь средство связи людей с духами и богами. Но кроме привилегий в виде пророчества и владением судьбами у него были и обязанности, к примеру — провожать души умерших в загробный мир.

Камлание — процесс коммуникации шамана с духами. Он происходит в состоянии транса и самогипноза, которое сопровождается конвульсиями и странными движениями. Сопровождаются все эти действия ударами в бубен, песнями и странными для обычного человека словами. [3] Камлание скорее напоминает припадки душевнобольного, а иногда и эпилепсию. Однако о способностях шаманов всегда ходили легенды и слухи. Например, легенда о мудром шамане с Таймыра. Молодой шаман Пянтуку Лодаседо мог превращаться в северного оленя, он женился на прекраснейшей птице и доказывал её матери, что люди умнее птиц. Существует легенда и о Якутском последнем шамане, где говорится, что существуют низший, высший и средний миры, разгневаный на старуху шаман нарёк себя последним во всём мире. Сейчас многие скажут, что ведь и правда настоящих шаманов нет и никто не докажет обратного, все вокруг шарлатаны, однако я думаю, что «Если ты не видишь чего-то, то это не значит, что этого нет».

Наши предки всегда чтили традиции, а потому верили в шаманизм и сверхъестественные способности шаманов. Но как на это смотрит современная молодежь?

Современная молодежь разделяется во мнении и взглядах на шаманизм XXI века. Бесспорно, шаманизм сейчас очень отличается от того, который был даже в начале XX века. Сейчас большинство людей тревожнее относятся к человеку, который одет в яркую одежду, украшенную перьями, фигурами животных и птиц, на голове у которого иногда могут быть настоящие рога или кости. Стало нормой тыкать пальцем, смеяться и снимать на телефон людей непохожих на остальных. Но несмотря на это, те, кто действительно верен своей религии, просто не обращают внимания на нападки окружающих.

В современном обществе шаманов заменяют богослужители и исповедь, ведь раньше люди обращались к шаманам в основном, чтобы через них попросить прощение у богов, а сейчас ходят в церковь и молятся непосредственно перед иконами, обращаясь к Богу. Однако и церковная практика уходит, популярнее быть атеистом и опровергать любые религии. Раньше шаманизм был важен, когда не было достаточных знаний в области медицины, именно тогда шаманы были нужны как никогда.[7] Можно ли тогда сказать, что всё-таки шаманизм это не легенды и сказки, а имеющий место быть исторический этап развития современных конфессий? По результатам моего анкетирования всего 10% опрошенных студентов считают шаманов не самозванцами, а людьми с даром. Возможно, это связано с технологическим прогрессом, ростом атеизма, популярной тенденции быть не как все, но то, что данное явление всё же существует (хоть и в очень узких кругах) — это факт.

Список литературы

  1. Владимир Булатов: Русский Север: Учебное пособие для вузов. [Электронный ресурс]//: М.,2006. URL: https://www.labirint.ru/books/321452 (дата обращения 18.11.2019)
  2. Басилов В. Н. Избранники духов. М., "Политиздат". [Электронный ресурс]//: М.,1984. URL: http://verigi.ru/?book=113#.XdVbvhZn2aM (дата обращения 18.11.2019)
  3. Карагай. «Основы шаманизма». [Электронный ресурс]//: М.,2019. URL:
  4. Смоляк А. В. Шаман: личность, функция, мировоззрение. М., "Наука", [Электронный ресурс]//: М.,1991. URL: http://jannetsbalance.ru/wp-content/uploads/2013/10/S.. (дата обращения 19.11.2019)
  5. Хан Кене «Кочевники». [Электронный ресурс]//: М.,1986. URL: https://bookscafe.net/read/esenberlin_ilyas-han_kene_.. (дата обращения 19.11.2019)
  6. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX- начале XX вв. — Новосибирск: Наука, 1975. — 199с. С. 20-34.
  7. Долотов А.С. Шаманская вера. — [электронный ресурс ]М.: Изд-во «Безбожник», 1930. — 80с.URL:https://enigmatic-past.livejournal.com (дата обращения 20.11.2019)
  8. Симченко Ю.Б. Обычная шаманская жизнь. Этнографические очерки. — М., 1993. С. 21-25.