Использование Фребельских «даров» в работе с детьми дошкольного возраста

NovaInfo 14, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 16
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрыта методика использования дидактического материала, предложенного немецким педагогом Ф.Фребелем для работы с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова

ДАРЫ, КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КУБ, ШАР, ЦИЛИНДР, БРУСКИ.

Текст научной работы

К средствам, с помощью которых предполагается стимулировать развитие природных задатков ребенка, выдающийся немецкий педагог, автор идеи общественных заведений для маленьких детей, Ф. Фребель относил игру и ручной труд. В основу деятельности детского сада, по мнению этого педагога, следует положить игры-занятия. Среди основных предметов для игр Ф. Фребель предложил мяч, шар, валик, кубик, дощечки и т.д. Связь между этими предметами заключается в их материальной основе, с их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение, то есть все элементы человеческого знания. На этой основе Ф.Фребель ввел для занятий детей новый дидактический материал, назвав его «дарами».

Анализируя работы Фридриха Фребеля, которые объединены его последователями в книгу «Детский сад», нужно отметить, что немецкий педагог своим «дарам» придавал большое обучающее и развивающее значение. Он считал, что деятельность ребенка с материалами «даров» заложит основы правильного познания в любой области [3, с. 103].

Закон космической философии Ф. Фребель подкрепляет законами, действующими в обучающем процессе при использовании в нем игры и игрушек («даров»):

1. Каждая игрушка, игра имеет свое задание, которое она должна выполнить в развитии и воспитании ребенка. Таким общим заданием для игрушек является демонстрация закона единства, который существует в мире.

2. Постепенное усложнение игр, руководствуясь принципом: «…в первом, более раннем, предыдущем должно быть намечено и должно лежать в качестве зародыше то, что позже в следующей стадии должно быть развито, выдвинуто на первый план, и оно должно быть закреплено воспитанием» [2].

3. Закон «посредничества» гласит, что, используя предмет для игры, нужно через его составные части знакомить детей с отдельными понятиями, предметами, явлениями в доступной для них форме, которые будут восприниматься не только памятью, но и чувствами, имея перед собой символ, образ. Этот закон также действует при переходе от одной игрушки к другой, которая имеет противоположные характеристики. Исходя из этого закона, существует игрушка, которая сочетает в себе качества одной и другой.

Рассматривая каждый «дар», Ф.Фребель разработал определенные правила: [1].

  1. Нужно побудить ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух. С этой целью немецкий педагог предлагает рифмованные строки для сопровождения игр. Их назначение состоит в возбуждении мышления ребенка для осознания им действий, которые он выполняет, и их последствий, а также действий, которые выполняет предмет, приведенный им в движение;
  2. Учить ребенка рассматривать один и тот же предмет, выделяя его различные качества (величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.). Это правило педагог объясняет на примере игры с мячом;
  3. «…В разнообразии повторения одного и того же заключается основа развития ребенка…» [3, с. 62]., то есть в рассмотрении предмета (например, кубика) с разных сторон, из разных положений (показ проекций предмета). Все фребелевский игры с кубиком разработаны в соответствии с этом правилом. По мнению Ф. Фребеля, рассмотрение предметов таким способом покажет ребенку то, что один и тот же предмет с разных положений может видеться по-разному.

Первый дар Ф. Фребеля детям — семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что:

  1. Мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды;
  2. С помощью мяча маленький человек может бесконечно наследовать все, что видит вокруг себя. Таким образом, делает вывод Ф. Фребель, «…мяч для ребенка является как средством воспроизведения ее внутреннего мира, так и средством для ознакомления с внешним миром и подражания его явлений посредством игры».

Второй «дар» — шар, кубик и цилиндр. Второй игрушкой ребенка Ф.Фребель называет шар, обосновывая свой выбор тем, что он является «противоположностью мягкому мячу». Игры с мячом и шаром похожи, но свойства последнего — твердость и увесистость требуют от ребенка большей силы и лучшей сноровки. Шар, как и мяч, через игру развивает наблюдательность, воображение, воспитывает характер ребенка «при том незаметно для него самого», также способствует физическому развитию.

Следующая игрушка, предмет для игры, по мнению педагога, должен иметь «…качества одинаковые с соответствующими качествами шара, вместе с… противоположными качествами». Поэтому куб и должен быть третьим «развивающе-воспитательным другом детских игр». Кубик вводит ребенка к пониманию формы, величины, числа.

Применяя закон посредничества, Ф.Фребель рекомендует цилиндр как следующую игрушку. В этой игрушке он видит свойства шара — движение и кубика -неподвижность. Игрушку, которая имеет форму цилиндра, педагог называет «цилиндр».

Начало игр с шаром и кубиком по Ф. Фребелю приходится на вторую половину первого года жизни ребенка. Игры с этим «даром» должны быть направлены на то, чтобы ребенок понял разницу между шаром и кубом. Разницу педагог видит в том, что шар при всех видах движения видится нам, как предмет неизменный, кубик же при различных движениях и поворотах производит разное впечатление (развитие проекционного видения ребенка). Эти два первых «дара» рассматриваются Ф. Фребелем как средства-заменители для изображения ребенком других предметов.

Третьим фребелевским «даром» для детских игр был кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Ф.Фребель советовал начинать играть им в период от 1-го до 3-х лет. Использование этого «дара» дает ребенку возможность в наглядной форме выделить целое и часть, разницу между формой и величиной. Ребенок начинает исследовать кубик, деля его на части, и строя из частей различные формы, в которых иногда можно увидеть предметы окружающего мира. Задача воспитателя — сопровождать построение ребенком предмета небольшим рассказом. Постепенное разделение кубика на разное количество частей знакомит ребенка с числом. Части кубика можно рассматривать в отношении к форме, величине, положению относительно других частей целого, сочетания частей.

Чтобы ребенок не терял ощущения единства и целостности при построении различных форм, педагог требует использования всех восьми кубиков. Ф. Фребель советует «предоставлять ребенку как можно большую свободу изображения». Воспитатель может брать на себя роль вдохновителя для ребенка в построении предметов.

Четвертый «дар» — кубик, разделенный на восемь брусков. Все, что ребенок мог построить с помощью элементов предыдущего «дара», Ф. Фребель называл преимущественно изображением массы и изображением тел. Результатом игры ребенка с четвертым «даром» являются изображения плоскостной и линейной протяженности на горизонтальной плоскости в вертикальном направлении. Здесь также рассматриваются отношения формы и величины, появляются новые факты для наблюдения — равновесия и распространенного движения.

Пятый «дар» — кубик, дважды равномерно разделенный во всех направлениях на маленькие кубики, три из которых, в свою очередь, делятся по диагонали пополам, а остальные три — по двум диагоналям на четверти. Таким образом увеличивается число кубиков, а также появляется новый развивающий элемент — деление кубика по диагонали, благодаря которому ребенок знакомится с наклоном под определенным углом.

Большое значение Ф. Фребель отводил «дарам», которые использовались как строительный материал («дары», начиная с третьего) [1].

В своих книгах немецкий педагог формулирует правила, по которым следует проводить игры со строительным материалом:

  1. Игра должна быть свободной;
  2. Начало игры начинается с созерцания разделенного, но собранного в целое кубика, а потом — разделенного на части. Ребенок знакомится со всеми материалами для игры, чтобы планировать его использование;
  3. Всему, что сможет построить ребенок, дается название, которое напоминает ему что-то из окружающих его предметов. Таким образом развивается мышление, а это ведет к осознанию ребенком того, что он изобразил;
  4. В процессе строительства используется весь материал «дара». Цель этого требования заключается в том, что игра должна нести умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения;
  5. Ребенок может играть с материалом только одного дара: «Отдельное и замкнутое в себе рассмотрение и применение каждой игры особенно важны для того, чтобы лучше изучить общие элементы и те, что объединяют составляющие каждой игры»;
  6. При переходе к следующему дару игра с предыдущим продолжается. Игры с «дарами» «..должны идти параллельно, чередуясь в зависимости от потребностей ребенка и способствуя выяснению и более всестороннему и жизненном применении»; переход от одного к другому «дару» должен сопровождаться их сравнением, выделением противоположных и общих качеств и свойств;
  7. Дети могут меняться дарами, но обязательно материал дара передавать собранным в коробочку, то же самое и при окончании игры;
  8. Когда ребенок полностью исчерпает игру с материалами каждого отдельного ящичка, включительно до четвертого, тогда можно дать два «дара» «для совместного и объединяющего пользования их в играх».

Начиная с третьего «дара», Ф. Фребель предлагает три вида игр: создание «форм жизни», «форм красоты», «познавательных форм». Эту деятельность он «высмотрел», наблюдая за самостоятельными играми детей: «Если окинуть взглядом формы детских построений и соединений, не обращая внимания на то, что они сразу же будут разобраны и разрушены, то на большем количестве их можно распознать»: «формы жизни», которые соответствуют объектам окружающего мира ребенка; «формы красоты» — сочетание, приводящие к единому образу; «формы познания» — сочетания и изображения как результат сравнений по форме, величине, положению. В рамках предложенных Ф. Фребелем игор основной деятельностью с материалами «даров» определяется конструкторская деятельность. Она предусматривает обучение детей действиям наглядного моделирования, что является специфическим средством мышления ребенка дошкольного возраста, а действия наглядного моделирования являются основными познавательными способностями дошкольника в области мышления.

Расширив знания детей о геометрических фигурах, немецкий педагог продолжает настаивать на важности поддержания и развития действия ребенка по замещению.

Из наблюдений за детьми Ф. Фребель делает выводы о том, что ребенок должен моделировать «формы жизни» в пределах всех «даров», что состоит из следующих этапов [2]:

  1. Визуальное обследование «дара» как целого;
  2. Свободная игра ребенка с «даром» до тех пор, пока воспитатель не использует благоприятный момент для вхождения в детскую игру или ребенок пригласит его сам;
  3. Помощь ребенку в осмыслении того, что он построил (то есть, дается название построенному, связывается с предметным и социальным окружением ребенка, определяется значение предмета в реальном мире);
  4. Побуждение ребенка к самостоятельному созданию тех предметов, которых он еще не строил;
  5. Строительство с участием и по подсказке взрослого;
  6. Строительство по образцу;
  7. Строительство и перестроение: большое — маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами. Например, вокруг круглой площадки построить скамейки, обращенные в средину.

Роль взрослого в игре, по мнению Ф. Фребеля, заключается в сопровождении действий ребенка словами: рядом, вверх, вниз. То есть, указывать ребенку на пространственные соотношения. Если действия ребенка не воспроизводят пространственные соотношения, то занятия эти нужно сопровождать песенкой с изменением высоты тона.

Ф. Фребель отмечает, что период складывания и раскладывания элементов «дара» будет длительным. Таким образом, педагог придает большое значение самостоятельному исследованию ребенком предмета игры.

Переход от этапа к этапу в методике Ф. Фребеля должен иметь характер «благоприятного момента». Например, случайное сочетание ребенком кубиков, что приводит к строению, которое может служить моделью предмета из окружающей среды ребенка. Такая ситуация может быть толчком для перехода к третьему этапу в игре с «даром». Детей подводят к определению назначения каждой детали предмета, модель которого конструируется.

Например, создается модель беседки. «Беседку нужно построить для того, чтобы…», «Она должна быть такой, чтобы…», «Для этого нужно (расположить материал)…», «Нужно в беседке сделать крышу для того, чтобы…», «Нужно сделать двери для того, чтобы…» [3, с.74].. Таким образом, ребенок учится самостоятельно ставить цель, которую сам достигает. Но цель (в данном случае — построить беседку) ребенком осуществляется поэтапно и осмысленно, в процессе ее достижения она разбивается на ряд целей.

Итак, Ф. Фребель ведет ребенка путем развития от непроизвольных действий к произвольным, от неосознанных к осознанным. Связывая каждую модель, созданную ребенком, с его предметным и социальным окружением путем рассказа или напоминания ребенку определенных жизненных ситуаций, воспитатель формирует у него системные знания об окружающей действительности.

Значительное место в занятиях с дарами Ф. Фребель отводит такому приему моделирования, как «перестроения», которое педагог еще называет «переменой». Этот прием заключается в перемещении фигур в рамках построенной модели с целью получения модели другого предмета или этого же, но с другими качествами или свойствами, что может обозначаться понятием «трансформация».

Ф. Фребель рекомендует применять его во всех видах занятий, начиная с третьего дара. Особенно широко Ф. Фребель применяет прием трансформации в создании «форм красоты». Нужно отметить, что для облегчения осуществления ребенком перемещения фигур, немецкий педагог, начиная с четвертого дара, рекомендует это делать в специально расчерченной на квадраты поверхности (стол, доска, бумажное полотно). Сторона квадрата равна большей стороне колонки (элемента данного «дара»). Цель такой поверхности — помочь ребенку при движении фигур выдержать симметрию, расстояние, форму.

Рассмотрев и проанализировав «формы красоты» всех даров, можно выделить такие общие правила их построения:

  1. Для ознакомления ребенка или детей с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент. Удачным моментом может считаться случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты»;
  2. Воспитатель пробуждает у ребенке мотивацию к игре, приглашая «заставить» кубики «танцевать». После серии преобразований для кубиков обязательный «отдых», чтобы ребенок успел осмотреть и полюбоваться своим творением;
  3. Все «формы красоты» строятся по одному принципу — расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра;
  4. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.

«Формы познания». Именно на демонстрации этих форм ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями: названия фигур, понятий, характеризующих пространственное расположение, понятия целого и части, различные взаимоотношения — материала и формы, формы и величины, величины и положения, формы и положения.

Ф. Фребель замечает, что было бы целесообразно в рамках «дара» начать ознакомление с «форм познания», но для маленьких детей нужно все-таки начинать с «форм жизни», потом переходить к «формам познания» и на конец — к «формам красоты». Такая последовательность, выведена педагогом из собственных наблюдений за детскими играми с материалами «дара». Ведь «формы жизни» дети больше всего строят потому, что они есть в опыте их повседневной жизни. Другие виды форм требуют создания дополнительных мысленных образов, приобретаемых ребенком во время различных конструкторских действий с фигурами (элементами «даров») [1].

Итак, Ф. Фребель определил свой дидактический материал отправной точкой в умственном развитии ребенка, в частности математического мышления. Разработал ряд методических правил организации игр детей с «дарами», указывая которые воспитатели могут формировать у дошкольника элементарные математические представления о пространстве, числе, геометрических фигурах, форме предметов, времени.

Таким образом, произведено теоретическиое обоснование необходимости, целесообразности и эффективности методики использования фребелевских материалов в работе с детьми дошкольного возраста. Данные действия могут быть отправной точкой в умственном развитии ребенка, а эффективность можно обеспечить следующими условиями: наличием различных материалов для использования в образовательном процессе дошкольного учебного заведения; знание методики использования фребелевских материалов в работе с детьми; подготовка специалистов-воспитателей со знанием методики использования фребелевских дидактических игор.

Читайте также

Список литературы

  1. Педагогика Ф. Фребеля. Код доступа: http://sir35.ru/pedagogika_Frebelya
  2. Педагогическая система Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега. Код доступа: http://studentam.net.ua/content/view/2257/85/
  3. Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М. Волобуева. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства).

Цитировать

Анисимова, Е.Э. Использование Фребельских «даров» в работе с детьми дошкольного возраста / Е.Э. Анисимова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 14. — URL: https://novainfo.ru/article/1732 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться