Формирование социокультурной компетенции как основы для самореализации

№110-1,

педагогические науки

Данная статья определяет взаимосвязь между возможностью самореализации и формированием социокультурной компетенции посредством опыта, применения проектной методики

Похожие материалы

Как, возможно в будущем, будет характеризоваться время, в котором мы строим свою действительность? Переходом из одной системы ценностей в другую или временем, когда все пытаются самореализоваться, но получается у единиц. И естественно, отвечая на вопрос, каким был путь самореализации, он приведет в начало, к образованию.

Обратимся к системе образования…

По мнению Н.И. Поляковой, теоретическая модель образования обеспечивала трансляцию культурноисторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство «готовых», «завершенных» знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций. (культурных, социальных, экономических и т. д.) [1] Действительно, ведущая роль в советской школе принадлежала учителю и целью его педагогических воздействий на ученика была передача некого объема знаний, а также формирование определенного набора качеств путем влияния на сознание, волю и поведение ученика. Т.е. советская школа готовила хорошего исполнителя.

В настоящее время, российской системе образования приходится функционировать в условиях духовного кризиса общества, культурной разобщенности, снижения социокультурного потенциала. «Россия, прозревая заново, соотнося себя со всей планетой, революционно реформируя вновь одновременно все сферы общества, приходит к важному выводу — наше спасение в социальной культуре» (3)

По мнению С. И. Григорьева и Л. Г. Гусляковой, социальную культуру целесообразно трактовать как «способ жизнеосуществления человека в общении с людьми, способ организации социума, его функционирования и развития, адекватный пространству-времени существования субъекта жизнеосуществления» (3)

Каждый человек, в течение жизни, вырабатывает собственную модель поведения в соответствии с индивидуальной системой ценностей, приобретенными навыками общения, общепринятыми нормами, выполняемой социальной ролью, тем, что составляет основу социальной культуры.

Поскольку, образование является главным средством развития личности и общества, оно в ответе за воспитание молодежи и подготовку ее к самостоятельной жизни в постоянно меняющемся мире. В частности школа — базовый институт, где начинается социализация ребенка, здесь обучающиеся получают первый опыт самостоятельного принятия решения. Опыт и социальная культура два неразрывно связанных понятия. Если нет стремления, нет желания, нет воли к действию/опыту сложно говорить и об успешной социализации, тем более о социальной культуре человека. Данный индивид выбивается из общей социальной системы и испытывает сложности из-за несформированной социокультурной компетенции, в крайнем случае, вынужден или добровольно выбирает путь изоляции. Стоит ли говорить о самореализации человека. Поэтому, основная образовательная задача сегодня, есть познание посредством опыта, вследствие решения которой, общество обогатится молодыми самостоятельными, способными к действию, специалистами.

Что, здесь, подразумевается под опытом. Согласно философии образования Джона Дьюи, опыт — это движение к новому, неизвестному, он ориентирован в будущее, упреждает активность.

В решении проблемы приобретения опыта обучающимися, справедливо отметить технологии проблемного обучения, в частности, проектную методику, предложенную в начале 20 века Джоном Дьюи.

Опыт показывает, что школьники, имеющие возможность обучаться у учителей, в системе применяющими проектную методику, легко справляются с затруднениями, с удовольствием выполняют задания исследовательского и творческого характера, свободно ориентируются в потоке информации, умеют анализировать и сжато презентовать свою работу. У многих старшеклассников, с течением времени, вырабатывается свой узнаваемый почерк, что стимулирует остальных на изобретение собственного бренда.

Начинать применять проектную методику необходимо с начальной школы, как минимум, через уроки окружающего мира и внеурочную деятельность «Мои первые проекты». В лучшем случае, на всех предметах школы, подтверждая практикозначимость изучаемого материала. Анализ показал, что проектная методика «хорошо прижилась» на уроках истории и обществознания, английского языка, технологии, физики и математики, русского языка и литературы, химии, биологии, экологии и географии, есть стимул применения на уроках физической культуры и ОБЖ. Во многом, желание и возможность применить проектную методику зависят от знаниевого аппарата учителя, его опыта, творческого подхода в подготовке к уроку, а также стремления к достижению качества знаний у подопечных.

Принято считать, что проекты на уроках технологии носят унифицированный характер. Зачастую сводя деятельность школьниц до работы по шаблону.

Никто, также, не отменял строго определенных правил: применение безопасных приемов работы, соблюдение норм санитарной гигиены, порядок в начале и в конце урока, порядок операций. Соблюдение же норм и правил, сведенное до автоматизма, есть ничто иное как, проявление социокультурной компетенции, когда обучающиеся без напряжения и страха могут приступить к любому этапу работ, не мучаясь вопросами: как это сделать.

Закономерно, что интерес к проектной деятельности у школьниц зависит от творческого подхода учителя, умения выводить их к цели проекта, так как при одной и той же тематике, цель деятельности может носить творческий характер, социальный, экологический. Не стоит заставлять делать именно то и именно так, как вы это себе представляете, необходимо позволить обучающимся самим определить путь решения проблемы, даже если этот путь заведомо ведет к провалу, что также следует научиться пережить. Со стороны учителя требуется гибкость и тактичность в принятии, немаловажных для детей, решений. Проект — это, как минимум, шесть «П»: проблема, поиск информации, план, продукт, презентация и портфолио.

Отличительной особенностью социальных практико-ориентированных проектов является, во-первых, их многообразие — улучшение качества школьного пространства, здоровый образ жизни, этнокультурные проекты и самые распространенные — работа «на заказ», во-вторых, постоянная внешняя и внутренняя коммуникация, как внутри группы проектантов, так и вне ее, в-третьих, дисциплинированнось, жесткая привязанность к срокам.

Интересными находками для уроков технологии, считаем, социальное партнерство. К примеру, с ателье «Стиль», «Шанти», ДОУ «Торга», Администрацией СМО. Детскому саду помогали разрешить проблему с костюмами, определяющими профессии: врача, полицейского, парикмахера, пожарного. Для подготовительного класса изготовили костюмы — времен года, школьной столовой — фартуки, флажки для торжественных линеек, костюмы для школьной агитбригады. По заказу Администрации СМО изготовили костюмы ко Дню празднования Джангариады, и др.

Творческие проекты обладают большей свободой в интерпретации результата-продукта, использовании материалов, источников информации, способов разрешения проблемы, более индивидуализированы, чем школьные социальные проекты. В частности, при изучении темы «Лоскутное шитье», обучающиеся свободны в выборе темы проекта от русской и калмыцкой техник сбора лоскутов до английского пэчворка или японского «сашико». Естественным образом происходит изучение информации по истории, традициям, приемам создания изделий в лоскутной технике, анализ и выбор предпочтительного варианта. Работа над созданием изделия происходит в определенные временные рамки, поэтому должна быть соответствующей трудоемкости, следовательно, обязательна корректирующая роль учителя. Немаловажным является исходный материал — объект труда, так, если используются обрезки из ателье, то проект имеет тенденцию стать не творческим, а экологическим, так как решает проблему утилизации и дает возможность реализовать идею безотходного производства. К примеру, изготовление сумочек, декоративных подушек в лоскутной технике из мелких кусочков ткани, лоскуты побольше, с помощью техники «синель» перевоплощаются в интересные жакеты-куртки, юбки, жилеты и т.д.

Нельзя обойти вниманием проекты интеграции с другими предметами. К примеру, при изучении девочками 5 классов темы «Горячие напитки», можно попасть на обеденный чай в Британии, тема «Текстильные волокна» позволит, в рамках небольших проектов, совершить путешествие от Древнего Египта до Древнего Китая. Изучение видов декоративно — прикладного искусства позволит сравнить элементы быта и культуры разных народов. Элементы семейной экономики, дизайна, гигиены и экологии эти знания не оторваны от жизни, они сама жизнь, поэтому ведут к освоению жизненного пространства, к смелости делать шаги навстречу взрослой жизни.

Благодаря стремлению что-то опробовать, подвергнуть испытаниям и проверке, будем подразумевать опыту, обучающиеся получают возможность или скорее свободу в выборе модели поведения. Таким образом, подрастающее поколение освобождается от страха перед новыми условиями жизни и готово к успешной самореализации.

Список литературы

  1. Белякова Е.Г. Смысловой опыт личности и его становление // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. Серия «Педагогика. Психология». С. 142-148.
  2. Полякова Н.А. Образование как социокультурный процесс // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2017.№ 2 (24.2) Часть 2 «Социально-гуманитарные науки». С. 73-83.
  3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Культуроцентричность университетского образования (стратегические направления модернизации социального образования в системе «школа-вуз» современной России): моногр. Барнаул, 2004. 146 с.