К вопросу о физиологическом изучении индивидуальных особенностей спортсменов

№111-1,

медицинские науки

В данной статье рассматривается проблема физиологии спортсмена в его индивидуальных особенностях. Так, мы рассмотрели высшую нервную деятельность здорового человека, применяя различные методики тестирования. По результатам оказалось, что полученные данные по одной методике часто не совпадали с результатами другой. Так же мы отметили, что абсолютно каждого спортсмена свой индивидуальный результат. По итоговым выводам мы пришли к тому, что чем более квалифицирован спортсмен в своем виде спорта, тем он больше имел «слабый» тип НС. Так же это зависит от вида спорта и пола. У женщин намного чаще встречается «слабый» тип, чем у мужчин спортсменов.

Похожие материалы

Наше исследование было направлено на изучение индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности взрослого здорового человека. Исследованиям были подвергнуты 57 спортсменов различных видов спорта и различной подготовки. Обследование было многократным.

Исследование проводилось в плане сравнения данных, полученных при применении разных методик, с целью выбора наиболее приемлемого метода для определения типологических особенностей высшей нервной деятельности спортсмена. Нами была использована методика двигательных условных рефлексов с речевым подкреплением Иванова-Смоленского, методики H. A. Рокотовой (вариант методики Иванова-Смоленского) с предварительной инструкцией и прибавочным раздражителем, мигательной методики и словесного эксперимента; определялась также скорость двигательной реакции. Помимо метода условных рефлексов, проводился сбор подробных биографических данных по специальной схеме.

Условными раздражителями при объективных физиологических исследованиях служили цветные светящиеся круги и звонки разной высоты. Предъявление условных раздражителей и двигательная реакция регистрировались на движущейся ленте прибора.

Исследовалась скорость образования положительных и тормозных условных связей, скорость угашения и переделки раздражителей.

При анализе данных, полученных с помощью первых двух методик, было обнаружено, что образование положительных и тормозных условных рефлексов, их прочность, скорость угашения и переделки неодинаковы у разных испытуемых, что в то же время позволило отнести каждого из испытуемых к одному на четырех основных, выделенных И. П. Павловым типов.

При дальнейшем анализе экспериментальных данных оказалось, что результаты, полученные с помощью одной методики, почти не совпадают с данными, полученными с помощью другой методики.

Однако разделение испытуемых на четыре типа по результатам течения условных двигательных рефлексов, вырабатываемых по предварительной словесной инструкции с прибавочным раздражителем, показало почти полное соответствие с разделением на типы по данным их жизни и поведения.

У тех же спортсменов изучалась скорость двигательной реакции, которая определялась при помощи электро секундомера, введенного в цепь. Определяющим фактором для скорости реакции является вид спорта и тип нервной системы спортсмена.

У 25 испытуемых 57 было проведено также изучение защитномигательных рефлексов и реченаправленных реакций (ассоциативный эксперимент). Для записи условно-мигательных рефлексов мы применяли электроконтактный метод. Методика направленных речевых реакций применялась с целью уточнения ценности ее для определения типологических особенностей высшей нервной деятельности. Эта методика очень проста и заключается в том, что испытуемый должен на произносимое экспериментатором слово отвечать первым приходящим ему в голову словом.

При оценке результатов, полученных по данной методике, учитывались: продолжительность скрытого периода, экологические и стереотипные ответные реакции, протекание речевых реакций при смысловом ограничении, переделка сигнального значения словесных раздражителей, истощаемость к концу опыта и т. д. Сопоставление оценок силы возбудительного, тормозного процессов, их уравновешенности, подвижности, полученных с помощью мигательной методики, методики Н. А. Рокотовой, методики направленных речевых реакций и анамнеза, показывает удовлетворительное совпадение.

Для изучения индивидуальных особенностей взрослого спортсмена из применяемых нами экспериментальных методик наиболее приемлемой является методика с предварительной инструкцией и прибавочным раздражителем в модификации Н. А. Рокотовой и мигательная методика, хотя последняя является более громоздкой и требует большей затраты времени со стороны и экспериментатора, и испытуемого.

Методика направленных речевых реакций в основном может быть использована в качестве известного дополнения к другим методическим приемам.

Было обнаружено некоторое соответствие между индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности и специализацией спортсмена. Так, большее количество представителей неуравновешенного типа обнаружено среди спринтеров и фехтовальщиков и не обнаружено среди лыжников-гонщиков; а среди стайеров не оказалось ни одного представителя слабого типа.

Обращает на себя внимание, что довольно большое количество спортсменов, причем высокой квалификации, отнесено к неуравновешенному и даже слабому типу, хотя очевидно, что «слабость» в таких случаях относительна. Неуравновешенность и слабость нервных процессов не является препятствием к достижению высоких спортивных результатов. Следует, однако, отметить, что среди представителей, «слабого» типа мало мастеров и совсем нет рекордсменов мира или Европы. Были отмечены половые различия. У женщин слабый тип обнаруживался чаще, чем мужчин.