Характер физиологических сдвигов у гимнасток в соревновательном периоде

№111-1,

медицинские науки

В данной статье рассматривается вопрос о характере физиологических сдвигов у гимнасток в соревновательном периоде. Мы исследовали конкретно 11 мастеров спорта и спортсменок первого разряда 12-14 раз на протяжении 9-месячного соревновательного периода. На основании обследования мы составили анализ на каждый тренировочный период и выделили их закономерные особенности. Результаты могут быть полезны при составлении последующего тренировочного плана, ее коррекции и индивидуального подхода к определенным спортсменкам.

Похожие материалы

О состоянии тренированности гимнастов можно судить по реакции проводимую нами специальную функциональную пробу, состоящую из 20 приседаний и 15 отжимов усложненного типа. Характер восстановительного процесса после пробы дает возможность судить о функциональном состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной системы у гимнасток.

В нашей работе мы поставили своей целью проследить изменение функционального состояния гимнасток (мастеров спорта и первого разряда) протяжении 9-месячного соревновательного периода. Наблюдения проводились над 11 гимнастками. Все гимнастки входили в сборную команду. В продолжение всего соревновательного периода гимнастки обследовались 12-14 раз (до и после соревнований).

При исследовании были использованы следующие методы: 1) анамнез: 2) определение общего терапевтического и спортивного статуса на основании медицинского осмотра; 3) электрокардиография, пневмография, сфигмография, измерение артериального давления и определение латентного времени расслабления и сокращения четырехглавой мышцы бедра. Все показатели, получаемые при помощи указанных выше методов, собирались до проведения специальной функциональной пробы и после нее. Обследование проводилось накануне соревнований и после соревнований в утренние часы.

На основании обследований было установлено, что к ноябрю спортсменки достигли хорошего функционального состояния. Участие в соревнованиях в это время не вызывало особых сдвигов по сравнению с данными обследования накануне соревнований. Такая реакция на нагрузку c небольшими отклонениями отмечалась у большинства обследуемых в продолжение всего соревновательного периода. Оптимальные показатели у обследуемых отмечались во время летних и зимних студенческих каникул, Наиболее неблагоприятными эти показатели были в марте и апреле. В этот период сказывается общее утомление в конце учебного года, высокая тренировочная нагрузка на протяжении длительного времени, снижение содержания витаминов в пище, следовательно, и в организме

По календарю соревнований на этот период приходятся наиболее ответственные выступления (первенство Советского Союза по гимнастике). Однако вследствие перечисленных выше причин спортсменки часто не могут показать высокий личный результат в этих соревнованиях. В тех случаях, когда тренировочная нагрузка у спортсменок по каким-либо причинам была снижена в марте — апреле, создавались благоприятные условия для достижения высоких спортивных результатов. Функциональное состояние у этих спортсменок было вполне удовлетворительным.

Достижению высоких спортивных результатов часто могут мешать явления, на которых не заостряется внимание тренеров и спортсменов. Например, у двух мастеров спорта отмечался хронический тонзиллит, что в значительной степени снижало уровень функционального состояния; такие спортсмены плохо переносят высокие нагрузки. Некоторые спортсменки выступали в соревнованиях с острым заболеванием или недомоганием. Иногда они показывали хорошие результаты, но после соревнований на длительный период функциональное состояние было сниженной

У двух гимнасток, отличающихся особой лабильностью и повышенной возбудимостью нервной системы, отмечалось резко выраженное предстартовое состояние, показатели функционального состояния до соревнований был неудовлетворительны. Однако на соревнованиях они показывали хорошие результаты и после соревнований показатели функционального состояния несколько улучшались. Его лишний раз свидетельствует о роли тренированности нервной системы в соревновательный период.

Собранные данные о динамике функционального состояния в большинстве случаев подтверждались педагогическими наблюдениями.