Применение эффективных методов мотивации персонала

№118-1,

экономические науки

В статье рассмотрены наиболее распространенные методы мотивации персонала. Выделены материальные и нематериальные методы, а так же их разновидности.

Похожие материалы

Мотивация персонала — это создание условий в компании для побуждения сотрудника работать более эффективно и качественно, достигая поставленные цели. Мотивация персонала выступает как способ повышения производительности труда. Вследствие повышения производительности труда работников, улучшаются экономические показатели предприятия в целом.

Мотивация персонала проводится в сочетании со стратегией организации, ее целями, планами развития, как долгосрочными, так и краткосрочными, а так же в соответствии с ценностями корпоративной культуры.

Рассмотрим следующие виды, а именно, наиболее распространенные виды мотивации персонала: материальная и нематериальная мотивация.

Материальная мотивация — то, что напрямую связано с это финансовой частью. При материальной мотивации можно выделить следующие методы:

  1. Система поощрения. Сюда входят: оплата за труд, премиальная часть, различные виды надбавок и другое. Использование такого метода сотрудники осознают, что чем выше его уровень производительности труда, тем больше вероятность получить значительное вознаграждение за труд.
  2. Система штрафования. Рабочие, что обязанности были выполнены некачественно, то есть с нарушениями, недочетами, порчей имущества, в конечном итоге будут оштрафованы. Но Получение таких штрафов мотивирует в дальнейшем работать лучше и не допускать повторения ошибок. Система штрафования и система поощрения — две совершенно противоположные системы.

Рассматривая различные причины увольнения сотрудников, можно сделать вывод о том, что зачастую поводом увольнения работника служит отсутствие именно нематериальной мотивации, а не материальной. Поэтому для того, чтобы сократить затраты на поиск, адаптацию и обучение принятых сотрудников, нужно уделять ровно одинаковое внимание разработке как материальной системы, так и нематериальной системы мотивации труда персонала.

Нематериальная мотивация — ни что иное как мотив для качественной, с высоким уровнем производительности работы. При этом без вмешательства финансовой составляющей.

К наиболее эффективным методам нематериальной мотивации можно отнести следующие:

  • карьерный рост: для многих работников важно знать, что грамотное и качественное исполнение своей работы может послужить повышением в должности а, следовательно, и появлению более вероятной возможности и в дальнейшем получить профессиональное обучение;
  • социальный пакет и официальное трудоустройство: для многих людей, которые заинтересованы в поиске рабочего места, немаловажным является соблюдение трудового законодательства (к примеру, наличие отпуска), а так же наличие подходящего социального пакета (к примеру, бесплатное питание, оплата проезда к месту работы, организация досуга);
  • благоприятная атмосфера рабочего коллектива: сплоченный и дружный коллектив оказывает только положительное влияние на работу персонала, и, наоборот, если атмосфера в коллективе/офисе неблагоприятная, то это служит блоком к стандартному рабочему ритму;
  • культурные мероприятия для коллектива работников: организовывать корпоративы, праздники, субботники безусловно важно, ведь они служат опорой для становления дружной атмосферы в компании, помогают работникам отдохнуть, а так же узнать получше друг друга;
  • престижность компании: работа в престижной компании всегда более приоритетна при выборе рабочего места, таким образом имидж фирмы- достаточно неплохой нематериальный мотиватор;
  • обучение за счет фирмы: в настоящее время множество компаний, заводов и фабрик хотят обучать сотрудников «у себя» и за собственные средства, ведь важно дать возможность работнику получить новые знания и в какой-то степени опыт работы;
  • похвала сотрудника от руководителя: похвала может быть как личной, так и при публике, то есть при коллективе. Формой выражения похвалы может быть доска почета, грамота, благодарность и другое. При этом, можно проводить различные конкурсы, в котором сотрудники смогут побороться за звание лучшего работника. Отличным мотиватором послужит объявление о лучшем сотруднике не только на почетной доске или в здании фирмы, но и в интернет — ресурсе, на официальном сайте компании.

Анализируя вышеперечисленные методы мотивации, следует отметить, что нет тех, которые эффективны в большей степени. Руководителю организации необходимо подбирать методы мотивации по возможности индивидуально к каждому сотруднику, а если такой возможности нет, то хотя бы индивидуально к каждому отделу.

Что бы понять, верно ли подобраны методы мотивации, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • производительность труда за определенный период: можно сравнить показатели за несколько периодов, где использовался один способ мотивации и другой (при высоком уровне мотивации производительность безусловно вырастет);
  • атмосфера в коллективе (к примеру, корпоративные мероприятия, как правило, сближают людей, создают рабочую, дружескую обстановку);
  • текучесть кадров (как правило, при эффективной мотивации персонала текучесть кадров должна снизиться).

Руководителем организации могут быть разработаны личные методы определения эффективности мотивации.

Рассматривая методы мотивации персонала, применяемые в АО "Рязанский Радиозавод", можно выделить следующие:

  • материальная мотивация (как система поощрений, так и система штрафов). Благодаря грамотному сочетанию и использованию данных систем, персонал работает более эффективно, увеличивается выработка и производительность труда.
  • нематериальная мотивация (обучение за счет компании). АО "Рязанский Радиозавод" предоставляет людям возможность придти на завод с целью трудоустройства без должного уровня образования, пройти обучение и получить квалификацию. Так же, если сотрудник желает повысить квалификацию, на заводе можно пройти обучение, а после сдать экзамен для подтверждения своих знаний. Данная возможность обучения служит основным видом мотивации для сотрудников.

Со временем группа методов мотивации работников расширяется. В настоящее время фирмы стараются помочь своим сотрудникам в вопросах проживания, выделяют абонементы в различные места культурно-массового отдыха и многое другое.

Грамотному руководителю необходимо гуманно мотивировать персонал. Мотивация позволяет увеличить производительность труда, а так же добиться максимальной выработки от сотрудников.

Список литературы

  1. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учеб.пособие для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2019. — 464с.
  2. Кардашов, В.В. Мотивация персонала: теория и практика / В.В. Кардашов // Человек и труд. 2019. № 10. С. 47-48