Особенности организации системы бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства

№122-1,

экономические науки

В работе рассмотрены особенности организации системы бухгалтерского учета и отчетности. Выявлены особенности формирования показателей, влияющих на исчисление налоговой базы субъектов малого предпринимательства. Особое внимание уделено упрощенной системе бухгалтерского учета. Выявлены основные проблемы формирования экономических показателей в условиях применения упрощенной системы бухучета на малых предприятиях.

Похожие материалы

Сегодня развитие малого бизнеса является наиболее актуальным вопросом для экономики России, что объясняется многими обстоятельствами. Малый бизнес обеспечивает высокую динамику роста экономики и помогает в решении проблемы ее реструктуризации. Малый бизнес не требует крупных инвестиций, создает занятость значительной части экономически активного населения, обеспечивая высокую производительность труда. Он также способствует созданию конкурентной среды и формированию рыночного равновесия. Малый бизнес способен более эластично реагировать на меняющиеся экономические условия и динамику рыночной конъюнктуры, на изменения потребительского спроса, придавая экономике России дополнительную стабильность.

В нынешнее время малый бизнес выступает в роли главнейшей области рыночной экономики. Ее прогресс значит стремительное порождение новых рабочих мест, рост на товарных рынках, возникновение независимых источников заработков у внушительной части экономически функционального народонаселения, и, как результат, сокращение социальных нагрузок на траты бюджетов различных уровней.

Как и любая предпринимательская деятельность, сфера малого бизнеса имеет цель — получение прибыли в условиях экономической свободы в условиях рыночной экономике. Основные преимущества субъектов малого предпринимательства — гибкость, способность адаптироваться к быстроменяющимся условиям рынка. Инновационный характер деятельности малых предприятий носит двоякий характер. С одной стороны, мобильность малого предпринимательства позволяет оперативно применять инновационные подходы в финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, ограниченность ресурсов малых предприятий не позволяет реализовывать инновационные проекты, требующие научных и высокотехнологичных подходов.

Финансовые и экономические санкции, а также кризисные явления в результате мировой пандемии короновируса, направленные на ухудшение экономического состояния России под собой имеют различные механизмы и цели. Особенностью данной санкции является их направленность не намеренно на государство, а на ее отдельные субъекты.

В настоящее время можно определить, что влияние кризисных явлений и санкций на деятельность субъектов малого предпринимательства выражается в ограничениях поступления импортной продукции, работ, услуг. Мобильность малого бизнеса, его способность быстро адаптироваться к меняющимся факторам внешней среды позволяет подтвердить тот факт, что в настоящее время небольшие организации получают прибыль и сохраняют стабильную позицию в конкурентной среде. Такая ситуация свидетельствует о том, что в результате санкций были найдены новые пути развития бизнеса. То, что до санкционных действий импортировалось, в настоящее время производится в нашей стране. И именно малый бизнес сыграл в этом ощутимую роль.

Под влиянием санкций запада развитие малого бизнеса является наиболее актуальным вопросом для экономики России, что объясняется многими обстоятельствами. Малый бизнес обеспечивает высокую динамику роста экономики и помогает в решении проблемы ее реструктуризации. Малый бизнес не требует крупных инвестиций, создает занятость значительной части экономически активного населения, обеспечивая высокую производительность труда. Он также способствует созданию конкурентной среды и формированию рыночного равновесия. Малый бизнес способен более эластично реагировать на меняющиеся экономические условия и динамику рыночной конъюнктуры, на изменения потребительского спроса, придавая экономике России дополнительную стабильность.

В настоящее время, когда обострена конкуренция, а также в условиях санкций Запада в виде снижения спроса и платежеспособности населения задача своевременного анализа финансовой отчетности, динамики отдельных ее показателей, таких как рентабельность, ликвидность, платежеспособность и т.д., правильного финансового управления является очень актуальной для российских предприятий. Несмотря на все преимущества малого бизнеса, этот сектор предпринимательства постоянно нуждается в поддержке. Наряду с проблемой непосильного налогового бремени малые предприятия нуждаются в государственной поддержке.

Нормативно — правовое регулирование развития малого предпринимательства в РФ определено статьей 7 Закона №209-ФЗ, согласно которой установлены следующие меры реализации государственной политики в сфере развития малого бизнеса:

  • специальные налоговые режимы; упрощенные, как правила ведения налогового учета, так и формы налоговых деклараций по некоторым налогам и сборам. Субъекты малого бизнеса могут применять упрощенную систему налогообложения, а также систему налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога. При осуществлении определенных видов деятельности могут перейти на уплату единого налога на вмененный доход;
  • упрощенные методы ведения бухгалтерского учета и отчетность, упрощенный порядок ведения кассовых операций, что достигается установлением особой последовательности отражения объектов учета в бухгалтерском учете. При этом малые предприятия могут применять общую систему бухгалтерского учета, а также использовать правила МСФО;
  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • льготный порядок при расчетах за приватизированное субъектами малого бизнеса муниципальное и государственное имущество;
  • участие в особом порядке субъектов малого бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • меры по обеспечению законных интересов и прав при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры финансовой поддержки;
  • другие меры, обращенные на реализацию принципов и целей Закона № 209-ФЗ.

Организации, являющиеся малыми предприятиями, должны вести свой бухгалтерский учет с соблюдением требований различных документов: федеральные стандарты; отраслевые стандарты; положения и методические рекомендации по бухгалтерскому учету; стандарты самого малого предприятия.

Для информирования малого бизнеса о законодательных и прочих нормативных правовых актах, относящихся к его деятельности, на сайте Министерства финансов РФ создан специальный раздел "Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства".

Основной особенностью организации бухгалтерского учета на малом предприятии является применение упрощенных способов его ведения, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность. Необходимо отметить, что малые предприятия могут подпадать под обязательный аудит, правила проведения которого регламентируются статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В первую очередь к ним относятся акционерные общества. Кроме того, малые предприятия, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, не имеют права вести его в упрощенном порядке.

Предприятие малого бизнеса выбирает форму ведения учета самостоятельно, исходя из объемов и потребностей производства (торговли), средней численности работников и иных критериев.

Для субъектов малого бизнеса Минфин России выпустил специальную Информацию № ПЗ-3/2018, в которой сказано, что для накопления и систематизации информации малое предприятие может принять упрощенную форму регистров бухгалтерского учета. Это может быть:

  • простая форма бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества);
  • форма бухгалтерского учета с применением регистров учета имущества.

Простая форма предполагает регистрацию всех осуществляемых хозяйственных операций только в журнале учета фактов хозяйственной деятельности (формы № К-1 по ОКУД 0720310). В этом журнале все факты записываются сразу на основании первичных документов способом двойной записи. Учет расчетов по заработной плате и налогу на доходы физических лиц ведется в ведомости (типовая форма № В-8). Журнал является регистром аналитического и синтетического учета. На его основании определяется наличие денежных средств, имущества и их источников на определенную дату у объекта малого бизнеса и составляется бухгалтерская отчетность.

Согласно действующим положениям по бухгалтерскому учету, малые предприятия могут не использовать положения отдельных стандартов, что существенно упрощает порядок ведения бухгалтерского учета.

Если организация закрепила в учетной политике отказ от использования ПБУ 18/02 (Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 20.11.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 N 4090)), то она не ведет учет разниц, которые возникают между налоговым и бухгалтерским учетом. Налог на прибыль в этом случае считается по данным налогового учета. В бухгалтерской отчетности предприятия отражается сумма налога, рассчитанная согласно главы 25 НК РФ и указанная в соответствующей налоговой декларации.

Для субъектов малого бизнеса предусмотрены и значительные послабления в части использования типового Плана счетов. Так, для ведения бухгалтерского учета малое предприятие может уменьшить число синтетических счетов в используемом рабочем плане счетов, применяя сокращенный План счетов, рекомендованный Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н. Поскольку в этом документе были указаны устаревшие сегодня коды счетов, то в Приложении 1 к работе дан План счетов малого предприятия, приведенный в соответствие с действующим сегодня типовым Планом счетов 2000 года и Информацией Минфина № ПЗ-3/2018.

Далее рассмотрим особенности формирования себестоимости, а также учета доходов и расходов субъектом малого бизнеса. При организации бухгалтерского учета производственных затрат необходимо предусмотреть их разделение по экономическим элементам, а при необходимости управления производственными затратами — разделение и по статьям калькуляции.

Учет затрат в разрезе элементов позволяет субъекту малого бизнеса получить информацию о расходах в целом по организации, установить структуру производственной себестоимости и выполнить итоговый контроль расходов.

Учетная политика субъекта малого бизнеса должна предусматривать порядок применения отдельных видов затрат и их назначение. Определенный вид затрат должен обособленно и показываться, и учитываться.

Информация по некоторым видам затрат необходима малому предприятию в целях последующего планирования приобретения сырья и материалов, непосредственно анализа производственного процесса, регулирования фонда оплаты труда и определения необходимых денежных объемов как наличных. так и безналичных средств.

В случае, если субъект малого бизнеса в течение отчетного года выпускает только один вид продукции, выполняет только один вид работ или оказывает только один вид услуг, то все произведенные расходы могут списываться прямо в дебет субсчета 20-1 "Основное производство". А необходимость в субсчетах 20-2 и 20-3 в данном случае отпадает.

Предусмотрена законодательством, и упрощенная система бухгалтерской отчетности малых предприятий. Содержание и состав упрощенной бухгалтерской отчетности определены Приказом № 66 Субъект малого бизнеса разрабатывает формы бухгалтерской отчетности самостоятельно.

Необходимо отметить, что целесообразность такого упрощенного подхода к ведению учета и составлению отчетности малыми предприятиями сегодня признана на международном уровне. Разработаны МСФО для малого бизнеса.

Организация бухгалтерского учета в условиях реализации финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия направлена на удовлетворение информационных потребностей руководства. При принятии решения должна соответствовать определенным требованиям.

При формировании бухгалтерского баланса данные организации должны соответствовать данным и формам отчётов за предыдущие периоды, то есть не должны быть нарушена последовательность. При несоблюдении этого получается искажение предоставляемой информации, что негативно скажется на репутации организации и на искажение в показателях и будет трудно восстановить цепочку действий и исправить искажения в формах.

Дополнительно к годовой отчётности может быть представлена информация, которая позволит раскрыть информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации.

Перед формированием бухгалтерской отчётности необходимо провести сверку оборотов как по активным счетам, так и по пассивным. Сверку можно провести с помощью отчёта «Оборотно-сальдовая ведомость» за указанный период или при помощи отчёта «Главная книга». При этом данные оборотов должны соответствовать друг другу. После сверки оборотов по счетам бухгалтерского учёта следует следующий этап работы — закрытие счетов.

При составлении отдельных форм отчётности имеет место определённые требования, которые установлены законодательством. При заполнении баланса требуется соблюдение определённых правил по оценки отдельных статей.

В соответствии с нормативными правовыми документами установлен принцип периодичности и предоставления бухгалтерской отчётности. Согласно данному принципу периодичностью предоставления отчётности может являться отчётный год: с 01 января по 31 декабря включительно.

Периодической, промежуточной или квартальной отчётность может представлять собой бухгалтерская отчётность, которая предоставляется в течение года нарастающим итогом, начиная с начала года — месяц, квартал, полугодие, девять месяцев.

Сдача годовой отчётности может осуществляться — принести самостоятельно или воспользоваться почтовыми услугами, отправив отчёт и его приложения по почте в бумажном варианте.

Документы бухгалтерского учета являются носителями информации о характере хозяйственных действий; хозяйственном периоде.

При ведении бухгалтерского учета малых предприятий необходимо шире использовать методы документальной и фактической проверки. С помощью документальной проверки выявляются действия в рамках получения прибыли путем анализа документального оформления одного или нескольких фактов хозяйственной жизни. Однако только посредством применения фактической проверки можно достичь эффективных результатов проверочных мероприятий. Как показывает практика, эффективность проводимой экспертной работы на современных малых предприятиях зависит от соблюдения правил и приемов работы с документами, а также от результатов их первичного анализа. Замаскированные правонарушения внешне отражаются в учетных данных в основном в трех формах:

  1. Противоречия в содержании отдельного документа.
  2. Противоречия между содержанием нескольких взаимосвязанных документов.
  3. Отклонение от обычного порядка движения ценностей.

Правильная группировка методов работы с бухгалтерскими документами по качественным признакам помогает наиболее полно и объективно выявлять, и доказывать факты нарушения законности экономической направленности.

В нынешних условиях хозяйствования небольшие компании обрели самодостаточность в проблемах организации и ведения бухгалтерского учета, однако, вопреки этому, законодательными и нормативными правовыми актами предусмотрена потребность следовать совокупности технологий ведения бухгалтерского учета.

Особенности организации формирования показателей для целей исчисления налогов малого бизнеса подсказывают необходимость применения традиционных способов организации внутреннего контроля, с учетом ограниченных финансовых возможностей для предприятий малого бизнеса. Цель создания, внедрения системы внутреннего контроля: учитывая индивидуальные особенности организации бизнеса, а также воздействие факторов внутренней и внешней среды обеспечить сохранность ценностей, достаточный уровень доходов и информационное обеспечение менеджмента организации.

Среда контроля — это условия, дисциплина, соответствующий порядок, которые созданные для обеспечения всем без исключения равных возможностей по выполнению функций контроля в соответствии с установленными положениями или инструкциями обязанностями.

Для реализации условий среды контроля формирования налоговых показателей необходимо разработать схему формирования и движения информационных потоков по уровням управления, контрольные обязанности каждого сотрудника, начиная с рабочего места в сводной информации в целом по предприятию, для принятия соответствующих решений по управлению производством, предотвращения непродуманных рисковых операций. К сожалению, в подавляющем количестве предприятий, структура осложнена и нелогична. Этому способствует множество обстоятельств. Среди них, прежде всего, крайне запутанные права владельцев, для которых задача эффективной деятельности предприятия не стоял сразу. Поэтому часто единственный производственный процесс разбивался на множество юридически независимых звеньев. В результате не может эффективно работать ни одна из них.

Цель внутреннего контроля — проведение оценки и обеспечение совершенствования процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля на основе систематизированного и последовательного подхода.

Для организации высококачественных учетных данных в упрощенной системе бухгалтерского учета небольших компаний необходимо в качестве основ организации учетной политики принимать во внимание:

  1. Допущения, требования и правила;
  2. Профессиональное бухгалтерское мнение. Комплекс допущений, требований и правил как принципа разъясняется тем, что в совокупности они закладывают базы организации учетной политики в системе бухгалтерского учета небольших компаний.

Как правило, приемы незаконного искажения информации связаны с изменением тех показателей, на которые в первую очередь обращают внимания инвесторы, кредиторы и другие внешние пользователи.

Итак, основные мероприятия должны быть направлены на достоверность предоставляемой информации, поэтому предложено:

  • внедрить и расширить систему внутреннего контроля на предприятиях малого бизнеса, стимулировать направления по составлению бюджета доходов и расходов (ответственность возложить на главного бухгалтера),
  • внедрить в систему бухгалтерской экспертизы доходов и расходов методы финансового и факторного анализа;
  • организация информационного, консультативного и кадрового обеспечения малого бизнеса, в первую очередь: восстановление ежеквартальной статистической отчетности о деятельности субъектов малого бизнеса; разработка методики прогнозирования развития малого бизнеса;
  • создание сети информационно-аналитических центров малого бизнеса;
  • проведение необходимой пропагандистской работы, направленной на формирование благоприятной общественной мысли касательно предпринимательской деятельности;
  • организация подготовки и переподготовки кадров посредством системы бизнесов-центров, технопарков и инкубаторов; введение в учебные программы учебных учреждений основы предпринимательской деятельности и организации малого бизнеса.

По результатам исследования, проведенного в данной работе можно сделать следующие выводы. Роль и место бухгалтера на современном предприятии трудно недооценить. В то время, как законодательство разрешает на предприятии возложить обязанности по ведению бухгалтерского учета на руководителя коммерческого предприятия, в большинстве вариантов организации бизнеса бухгалтерская служба остается отдельным подразделением и несет на себе одну их ключевых функций в деятельности хозяйствующего субъекта. В этой связи чрезвычайно важным представляются особенности взаимоотношений между руководителем и главным бухгалтером на современном предприятии.

Опыт исследования ведения бухгалтерского учета в небольших фирмах указывает на отсутствие единообразия в проблемах организации учетной политики в целом, и учетной политики небольших компаний, в частности.

В связи с этим, важное значение в целях создания упрощенной системы бухгалтерского учета небольших компаний обретают создание рекомендаций в области развития учетной политики и приспособление составляющих системы бухгалтерского учета к специфике работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что отвечает положениям Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).

Все изменения в бухгалтерском учёте в нашей стране имеют качественную характеристику, ведь Правительство Российской Федерации во главе с Президентом России поставило задачу на ближайшие годы сделать или преобразовать подачу и ведение бухгалтерского учёта к упрощённому виду, который позволили бы «прозрачность» хозяйственных операций и формирование отчётности.

Список литературы

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
  2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (последняя редакция)
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (последняя редакция)
  4. Беловолова, С.Л., Бессарабов, В.О. Учетная политика как инструмент влияния на финансовые результаты предприятия / С.Л. Беловолова, В.О. Бессарабов, // Актуальные проблемы экономики и управления: теория и практика материалы I-й Республиканской с международным участием интернет-конференции студентов, магистрантов и аспирантов. — 2018. — С. 296-299.
  5. Богомолова, Л.Л. Анализ и диагностика финансовых результатов деятельности предприятия: методические подходы к оценке рентабельности и практические примеры / Л.Л. Богомолова // Социальные науки. — 2018. — Т. 1. — № 2-1. — С. 10-17.
  6. Давыдова, Л.В. Экономика организации / Л.В. Давыдова. — М.: Юрайт, 2019. — 315 с.
  7. Дубинин В. Бухотчетность за 2019 год: Баланс и Отчет о финансовых результатах // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2019. № 7. С. 16 — 18.
  8. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование, 2019, №2. С. 32-34.
  9. Кондраков Н. П. Самоучитель по бухгалтерскому учёту. — 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Гроссбух: Проспектъ-Н, 2018. — 415 с.
  10. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА — М, 2019. — 216с.
  11. Попов В.М. Малый бизнес для чайников. — М.: «Издательство Гном и Д», 2019. — 208 с.
  12. Рубе В.А. Малый бизнес. — М.: ТЕИС, 2018. — 231с.
  13. Семенушкин И. К Классификации форм господдержки малого предпринимательства // Российский экономический журнал. — 2019. — №11/12. Стр. 82-88.
  14. Стародубцева И. Эта многоликая справка. Порядок применения в бухгалтерском и налоговом учете // Финансовая газета. 2019. № 24. С. 8 — 9.
  15. Томилов В.В. Культура предпринимательства. — СПб: Издательство «Питер», 2018. — 368 с.
  16. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. — 2019.-№4. С.20-28.
  17. Финансы / М.В. Романовского. — М.: Издательство «Перспектива», 2018. — 520 с.
  18. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2019, — 479 с.
  19. Экономика организации (предприятий): Учебник для вузов/Под ред. Проф.В. Я Горфинкеля, проф.В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 608 с.