Профессиональная компетентность педагога: проблемы, поиски, решения

№121-1,

психологические науки

Профессиональная компетентность педагога у условиях современного, быстроменяющегося мира. Какие проблемы преследуют учителей в 2020 году, на что стоит обратить внимание.

Похожие материалы

Запросы современной школы требуют существенного пересмотра задач высшего профессионального педагогического образования. В качестве основного выдвигается требование формирования учителя нового типа. Это явление естественно и неизбежно, ведь окружающий нас мир интенсивно развивается, появляются всё новые сферы, технологии, альтернативные решения многих вопросов, вместе с этим у учителей появляется множество дополнительной работы, необходимость освоения кардинально новых областей знаний, ставятся совершенно иные задачи. На данный момент уже недостаточно связывать профессию учителя лишь с накоплением психолого-педагогических и предметно-методических знаний и умений. Современная школа запрашивает не только отличного специалиста, разбирающего в своих границах знаний, но и того, кто грамотно и эффективно сумеет переложить свой накопленный опыт в ума многих других людей. Немаловажную роль в современном мире является профессиональная способность быстро реагировать на изменяющиеся условия учебной деятельности, адекватно оценивать всю сложившуюся обстановку, и тем самым решать многочисленные практические задачи, которые несомненно затрагивают обучение и воспитание школьников. Традиционная подготовка будущих педагогов, на мой взгляд, в большей мере связана с накоплением им психолого-педагогических и предметно-методических знаний и умений, но, надо справедливо заметить, что в настоящее время все-таки предпринимаются многие меры в решении данной проблемы, а именно, освоение самых разнообразных видов технологий и ресурсов, внедрение их в практическую учебную деятельность, что позволяет делать уроки более интересными и результативными для учащихся. Таким образом, мы сталкиваемся с таким понятием современного образования, как профессиональная компетентность педагога.

Профессиональная компетентность современного педагога — это многофакторное явление, включающее в себя не только систему теоретических знаний и способов их применения в конкретной ситуации, ценностную ориентированность педагога, но и интегративные показатели его культуры, способность самостоятельно приобретать новые знания, использовать их в практической деятельности [1].То есть, компетентный педагог должен всегда находится в динамическом процессе усвоения и модернизации профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Компетентностный подход в условиях профессионального педагогического образования предполагает частичный отказ от бессмысленного запоминания в пользу практичности знаний (владение информацией и есть умение её вдумчиво и целесообразно использовать в практической деятельности). Кроме того, компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, под которым понимается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, его компетентность, которая трактуется как «готовность специалиста включиться в определённую деятельность» [2]. На мой взгляд, основной задачей данного подхода должна быть такая подготовка, которая несет собой результат профессионального образования учителя — молодого специалиста, и это будет не только сумма предметно-специальных знаний и навыков, но и главным образом его способность действовать в различных педагогических ситуациях. Поэтому компетентностями выпускника педвуза выступает единство имеющихся у него предметно-профессиональных знаний, освоенных технологий, способностей действовать в ситуациях, предполагаемых в деятельности учителя.

Одним из ключевых моментов в данной области является его постоянная непрерывность и модернизация, поиск все новых решений, требование все более обширных знаний. Следствиями такого активного, динамического процесса могут возникать самые неожиданные и непредвиденные проблемы, которые потребуют немедленного и грамотного принятия норм. Так, например, в первой половине текущего года педагоги столкнулись с таким видом обучения, как дистанционное образование. До этого всем такой тип учебной деятельности казался слишком далеким, но обстоятельства заставили всех пересмотреть данный вид обучения и быстро среагировать на них. К сожалению, многие с трудом приспосабливались к стремительно меняющимся условиям, что конечно же негативно повлияло на процесс образования, кто-то просто не имел возможности проведения занятий в таком типе обучения, либо не смог грамотно и эффективно построить процесс в условиях дистанционного обучения. Эта ситуация и описывает профессиональную компетентность современного педагога, который должен оперативно проявлять готовность к решению незапланированных учебных задач.

Итак, в данной статье была рассмотрена в большей степени проблема профессиональной компетентности современного педагога, связанную с информативностью и рефлективностью. Позиция такова, что в период быстро развивающейся обстановки, модернизацией и внедрением всё новых технологий в абсолютно все области и отрасли, данные умения педагогов необходимы. Он должен идти в ногу со временем, применять самые разные способы предоставления и закрепления информации для учащихся, чтобы учебная деятельность в школе не оставалась в статическом положении. Способность владения современными технологиями и их применением в большей мере заинтересует современных школьников, что эффективно скажется на всем процессе обучения, принесет свои результаты. Учитель нового типа должен быть готов к самым различным обстоятельствам, успешно справляться с ситуацией, вовремя активировать и актуализировать свои знания и умения, приёмы и способы деятельности.

Список литературы

  1. Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. — М.: Гардарики, 2007. — 354 с 
  2. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Самоукина. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ»; ЭКМОС, 2009. — 352 с.