Знания как основа концепта в когнитивной парадигме

№121-1,

филологические науки

Данная статья рассматривается в русле когнитивно-дискурсивного подхода где язык изучается как когнитивная способность человека, элемент человеческого разума. А это значит, что одним из основных принципов когнитивной лингвистики, как и современной Науки в целом, является принцип антропоцентризма.

Похожие материалы

Когнитивный подход или когнитивная парадигма, возникшая в зарубежной лингвистике в середине 70-х годов, а в отечественной лингвистике в начале XXI века, сегодня получает все большее распространение. За рубежом уже написано немало трудов по когнитивной грамматике [Givon, 1984; Langacker, 1987, 1988, 1990, 1991а, 1991b, 2000; Taylor, 2002], когнитивной семантике [Lakoff, 1983, 1990а; Jackendoff, 1984, 1991, 1993, 1996; Taylor, 1995], когнитивным исследованиям дискурса [Kintsch, 1974, 1977, 1984; Hopper, Thompson, 1980; Beaugrande, Dressler 1996; Dijk, 1996; Chafe, 1996; Дейк, Кинч 1988], когнитивной лексикологии [Pustejovsky, Boguraev 1997; Pustejovsky, Bouillon 1997], издан учебник по когнитивной лингвистике [Ungerer, Schmid 1997]. В нашей стране также многие лингвисты уделяют большое внимание проблемам, которые исследуются в рамках когнитивной парадигмы [Герасимов, 1985; Фрумкина, 1992; Демьянков, 1992, 1994; Кубрякова, 1994а, 1997, 1999, 2004; Болдырев, 1995, 2000, 2004; Бабушкин, 1996, 2001; Баранов, Добровольский 1997; Козлова, 2006; Позднякова, 2007 и другие].

В настоящее время считается, что исследование семантики любой языковой единицы в когнитивном аспекте напрямую связано с изучением человеческой коммуникации, поэтому, по мнению Е.С. Кубряковой, когнитивный подход следует называть когнитивно-дискурсивным [Кубрякова, 1997, 1999, 2000, 2004, 2006]. Когнитивным он является, поскольку язык служит осуществлению деятельности, которая оперирует со структурами знания как особыми ментальными репрезентациями. Дискурсивным, или коммуникативным, он называется, так как язык изучается в основном в процессах порождения и восприятия речи, в рамках дискурсивной деятельности. Дискурсивная деятельность предполагает объективацию (вербализацию) человеческих знаний в языковых формах или, наоборот, их извлечение из языковых форм. Сами акты коммуникации с точки зрения когнитивно-дискурсивного подхода являются когнитивными образованиями, поскольку они связаны с использованием структур знания, и с помощью этих актов новое знание может быть передано другим людям [Кубрякова, 1999: 24, 2004: 406].

Таким образом, в русле когнитивно-дискурсивного подхода язык изучается как когнитивная способность человека, элемент человеческого разума. А это значит, что одним из основных принципов когнитивной лингвистики, как и современной Науки в целом, является принцип антропоцентризма.

Категория знания, признается одной из центральных категорий в когнитивно-дискурсивной парадигме. Под знанием в данной парадигме понимается набор сведений, объединенных в определенную упорядоченную систему [КСКТ 1996: 29].

Иногда термин «знание» употребляется как синоним для терминов «информация», «данные», «сведения» и т.д. [Бабушкин, 1996: 4; КСКТ 1996: 28]. Однако, как отмечает Ю.Г. Панкрац, знание отличается от «информации» или «сведений» тем, что оно не является собранием случайных фактов. Так, термин «информация» предполагает нечто приходящее к человеку по разным каналам, передаваемое и кодируемое, обрабатываемое и перерабатываемое при поступлении в качестве разных ощущений, сигналов или стимулов в процессе восприятия мира. Информация может быть связана с текущим сознанием, обработкой поступающих данных. Знание же представляет собой то, что уже отложилось в сознании и составляет часть памяти [КСКТ, 1996: 28].

Вопрос о видах знания и о способах их языкового представления выдвигается многими когнитологами на первый план [Панкрац, 1992а, 19926; Беляевская, 1994; Бабушкин, 1996; КСКТ 1996; Кубрякова, 2004; Болдырев, 2007].

Знания, которыми владеет человек, могут разграничиваться по разным принципам. В наиболее общем виде знания принято делить на научное и ненаучное (обыденное, житейское). В научном знании выделяют естественнонаучное и гуманитарное знание. Особую проблему составляет обыденное знание, которое может и не противоречить научному по своему содержанию, но во многом отличается от него [Залевская, 2000: 66].

Ф. Клике противопоставляет знания, постоянно хранимые в долговременной памяти человека (Stationary Knowledge), выводным, производным знаниям (Inferential Knowledge) [Klix, 1980]. А.А. Залевская полагает, что выводные знания являются необходимыми составляющими общей теории знания, теории значения слова, продуцирования и понимания речи, овладения языком, поскольку без учета сущности и специфики выводного знания, постоянной опоры на него индивидом, не может выполняться подлинно исследование каких-либо аспектов функционирования языка как достояния человека [Залевская, 2000: 270].

Знания, обсуждаемые в связи с процессами речемыслительной и интеллектуальной деятельности человека, принято подразделять на вербальные и невербальные, или на лингвистические (языковые, знания о языке) и энциклопедические (фоновые, знания о мире) [Панкрац, 19926; Залевская, 2000; Болдырев, 2005, 2007; Беседина, 2007; Taylor 1995]. Так, Н.Н. Болдырев подчеркивает, что язык является средством хранения и передачи, по меньшей мере, двух типов знаний: энциклопедического (неязыкового) знания о мире и его категориях и собственно языкового знания, знания языковых значений и категорий [Болдырев, 2005: 21].

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1969. — 338 с.
  2. Апресян А.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк). — М.: Просвещение, 1996. — 203 с.
  3. Болдырев Н.Н. Методологические проблемы когнитивных исследований в лингвистике // Филология и культура: мат-лы VII Междунар. науч. конф. 14 — 16 окт. 2009 г. — Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. — С. 35-41.
  4. Фрумкина Р.М. Концепт, категория, прототип // Лингвистическая и экстралингвистическая семантика: Сб. обзоров. — М.: 1992. — С. 28-43.