Манифестация картины мира в призме словообразования

№122-1,

Филологические науки

В статье описываются факты о том, что в каждом языке «вырисовывается» своя картина мира, изображающая объекты окружающей действительности по-своему, несколько иначе, чем другие языки.

Похожие материалы

Если рассмотреть виды языковых картин мира, то их можно сгруппировать согласно динамической и статистической классификации. Динамическая классификация связана с целой исторической эпохой и включает в себя первобытную, античную, средневековую и современную картины мира. Статистическая классификация связана со схемой деятельности человека: культурная, национальная, профессиональная картины мира. В настоящем исследовании рассматриваются культурная и национальная картины мира, представляющие собой совокупность мышлений определённой культурной общности, вследствие чего, национальные, гендерные и социальные группы могут быть носителями этих картин мира.

Как отмечают лингвисты, наивная картина мира — воплощение обыденного сознания, отражение будничной жизни, а научная (концептуальная) — это продукт теоретического сознания. Центром наивной картины мира является человек, субъект действия и социального поведения, а центр научной картины миры — «объекты, понятия, не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия» [С.А. Кошарная, 1999, с. 72].

В каждом языке «вырисовывается» своя картина мира, изображающая объекты окружающей действительности по-своему, несколько иначе, чем другие языки. Такая разница в мировидении выявляется на основе лингвистического, культурологического и семиотического анализа языковых концептов на перекрёстке языковых культур.

Когда мы говорим о национальной картине мира, то имеем в виду результат восприятия окружающего мира в коллективном сознании определённой языковой общности. Сознание же связано с нормами и ценностями культуры, в рамках которого оно функционирует. Идея о связи языковой картины мира с этническим языковым сознанием была высказана А.А. Леонтьевым, который отмечал, что «в основе мировидения и мировосприятия каждого народа лежит своя система предметных значений, социальных стереотипов, когнитивных схем. Поэтому сознание человека всегда этнически обусловлено, видение мира одним народом нельзя простым «перекодированием» перевести на язык культуры другого народа» [А.А. Леонтьев, 1999, с. 83-84].

В языках существуют общие универсальные значения. Они передаются адекватно в каждом языке, но в анализе они расчленяются, выражают общие значения и содержат дополнительную информацию, связанную с их национально-культурной спецификой, на фоне изоморфного уровня [Д. Мэтякубов, 1996, с. 7].

Носители той или иной языковой культуры оставляют отпечатки своего сознания в языке, который из поколения в поколения передаёт «кусочки» этого сознания в виде языковых концептов, являющихся системами знаний о мире и объектах реальной действительности. Значит, концепты напрямую связаны с сознанием, ведь они представляют собой совокупность перцептивных, концептуальных и процедурных знаний носителей данной языковой культуры. Эти знания актуализируются в семантике паремиологических единиц. Согласно утверждениям Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова, паремии отражают национальную культуру комплексно, всеми своими элементами [Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров,1990, с. 23].

Попутно следует отметить, что в языковой картине мира отражается поведение индивида как члена языковой общности. Картина мира и её отдельные фрагменты репрезентируются в лексической и фразеологической подсистемах языка, объективирующих ментальные представления носителей языка. Лексико-фразеологический уровень по своей природе наиболее тесно связан «как с сознанием, так и с внеязыковой действительностью» [Ю.Н. Караулов, 1986, с. 41].

В лексике и фразеологии языка передаются коллективные представления людей. О манифестации картины мира в призме словообразования говорили учёные Е.С. Кубрякова и Е.А. Земская. Отражение картины мира в прагматике слова впервые увидели лингвисты Ю.Д. Апресян, Д.У. Ашурова, Т.В. Булыгина, Ш.С. Сафаров, А.Д. Шмелёв, В.Г. Гак и Е.С. Яковлева. Языковая картина мира воплощается также в метафорах и других тропах (Н.Д. Арутюнова, В.Н. Телия), грамматических единицах и категориях, семантике и строении предложений, а также в коммуникативной организации речи, стилях и жанрах речевого общения. Эти языковые единицы передают речи-мысли и правила реагирования на мир, людей, общественно-историческое развитие.

Список литературы

  1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  2. Апресян А.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк). — М.: Просвещение, 1996. — 203 с.
  3. Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. — Berlin — N.Y.: Mouton de Gruyter, 1991. — 395 p.