Информационные технологии в довузовском образовании

NovaInfo 17
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена процессам информатизации всех форм образовательной деятельности. Технологиям активного обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах образования.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБРАЗОВАНИЕ

Текст научной работы

Важнейшее место в системе образования занимает изучение последних достижений в области информатики, а так же перспективы её дальнейшего развития и использования в практике.

Модернизацию образования сегодня невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов от управления образованием до воспитания.

Стремительное развитие информационного общества позволяет расширить возможности использования ИКТ в формировании новой системы образования.

Основным средством ИКТ любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий. Инструментальное программное обеспечение — программное обеспечение, предназначенное для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы:

  • текстовые процессоры;
  • электронные таблицы;
  • программы подготовки презентаций;
  • системы управления базами данных;
  • органайзеры;
  • графические пакеты;
  • прикладные пакеты (MathCAD, Matlab, Maple, Mathematica и др.).

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам.

Для перехода от школьного образования к высшему, существуют различные формы довузовской подготовки выпускников средних школ — прежде всего, подготовительные курсы.

Организация довузовской подготовки по математике имеет значение не только для поступления абитуриента в институт, но и для его дальнейшего успешного обучения. Поэтому при изучении математических дисциплин необходимо использовать методы практической информатики.

Различие между уровнем знаний в области практического применения ИТ и уровнем требований, предъявляемых вузом, позволяет говорить о существовании разрыва в обучении данной дисциплине.

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
  • Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
  • Индивидуализация работы самого учителя;
  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
  • Усиление мотивации к обучению;
  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося:

  • негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого;
  • тотальная индивидуализацией;
  • нет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке;
  • принцип экономии сил (заимствованные из сети Интернет готовые проекты стали уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания).

Информатизация российской системы высшего профессионального образования приведет методику проведения занятий к применению информационных технологий. Поэтому внедрение в педагогическую практику информационных технологий, позволит повысить эффективность учебного процесса.

Читайте также

Список литературы

  1. Канаев В.И. Дистанционное обучение. – М.: СГА, 2007.–192 с
  2. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего образования. - Омск: издательство Омского госпедуниверситета, 2006. – 156 с.
  3. http://www.it-education.ru/
  4. http://www.pavelobraztsov.narod.ru/

Цитировать

Дранчук, О.В. Информационные технологии в довузовском образовании / О.В. Дранчук. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 17. — URL: https://novainfo.ru/article/1825 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться