Роль эндокринных показателей в оценке процессов адаптации

№123-1,

медицинские науки

В данной статье рассматривается вопрос о роли эндокринных показателей в оценке процессов адаптации. В ходе поставленного исследования наблюдалось на фоне общегодовой адаптационной волны (повышение выделения гормона в начале учебного да постепенное снижение к его окончанию) наблюдаются подъем и спады активности, соответствующие началу и окончанию отдельно четвертей. По выявленным данным мы сделали вывод о том, что эндокринные показатели позволяют достаточно тонко и точно оценить значение для организма школьника различных особенностей организации учебно-воспитательного процесса, и в первую очередь характера и величины учебной нагрузки.

Похожие материалы

Организм может существовать и развиваться лишь во взаимодействии со средой. Воздействия среды — необходимой стимул жизнедеятельности организма, и недостаток их для него неблагоприятен. Помимо веществ, идущих на построение развивающегося организма и поддержание пластического его постоянства, на обмен клеток, помимо энергии, необходимой для его жизнедеятельности, организм получает от среды также и информацию. В этом смысле можно говорить о тройном его обеспечении: пластическом, энергетическом, информационном.

Воздействие среды значимо для организма лишь в случае, если он превышает некоторую величину, Значимость этого воздействия оценивается самим организмом путем сопоставления особенностей воздействия и его собственного состояния в момент воздействия. Эта оценка осуществляется в центральной нервной системе (ц, н. с.) путем постоянного сопоставления двух потоков информации: одного-из внешней среды, другого — от самого организма, от всех его органов, тканей, клеток. В случае, если величина воздействия превышает определенный порог, происходят адаптационные сдвиги, приводящие к повышению интенсивности процессов жизнедеятельности, а следовательно, и сопротивляемости организма до уровня, при котором произойдет уравновешивание обоих потоков информации — внешнего внутреннего.

В реализации процессов адаптации важная роли принадлежит эндокринной системе. Особенностью реакции последней на стресс является неспецифичность, которая выражается, во-первых, в том, что при болевом или эмоциогенном воздействии, при физической нагрузке, при действии холода, повышенной температуры и т. д. наблюдаются сходные изменения уровня гормонов в крови, и, во-вторых, том, что такие изменения (чаще — повышение) касаются всех гормонов — не только кортикостероидов и катехоламинов, но также и тканевых (серотонин, гистамин), половых (тестостерон, эстрогены), гонадотропных гормонов и соматотропина. В неспецифичности реакции эндокринной системы на стресс-воздействие заключен большой смысл: у организма не может быть отдельного механизма ответа на каждое возможное воздействие среды, и все разнообразие ее воздействий перекрывается за счет неспецифичности ответа. Поэтому механизм переработки информации, начиная с гипоталамуса, является и механизмом снижения специфичности ответа, что дает возможность охватить большой круг факторов.

В нейроэндокринной системе происходит ряд процессов, связанных с переработкой информации и отражающих специфику системных уровней регуляции, Первый — перекодирование информации при ее переходе с оценочного уровня на исполнительный — осуществляется в гипоталамусе, Здесь электрические импульсы (типичный для нервной системы способ передач информации) вызывают секрецию особых гормонов — либеринов.

Второй процесс — усиление информации — происходит в гипофизе и периферических эндокринных железах. В гипофизе под влиянием гипоталамических либеринов вырабатываются так называемые тропные гормоны, отдельные для каждого гормона периферических эндокринных желез, Последние вырабатывают свои гормоны в соответствии с количеством поступающих к ним тропных гормонов. Так. в ответ примерно на 0,1 мг кортиколиберина гипофизом вырабатывается около 1 мг кортикотропина (коэффициент усиления равен 10). а на 1 мг кортикотропина в коре надпочечников вырабатывается около 40 мг кортизола (коэффициент усиления равен 40). Таким образом, в целом коэффициент усиления в системе гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников равен 400.

Аналогичные отношения складываются в системе гипоталамус гипофиз — гонады, гипоталамус — гипофиз щитовидная железа и др. Благодаря этому сигнал ц. н. с. способен достигать любой части организма, хотя гипоталамус (а его объем менее 1 см3) вырабатывает очень малое количество либеринов.

Среди эндокринных желез одним из первых на стресс-воздействие реагирует мозговое вещество надпочечников. Особенность его регуляции — непосредственный нервный контроль секреции катехоламинов, минуя гипоталамус и гипофиз. Аналогично регулируется в внутрисекреторная деятельность поджелудочной железы.

Третий процесс — стабилизация сигнала — осуществляется благодаря совместной деятельности гипофи периферических эндокринных желез посредством механизма положительной прямой и отрицательной обратной связи: повышение в крови концентрации тропного гормона ведет к нарастанию уровня гормона периферической железы, а последнее — к уменьшению секреции тропного гормона. И лишь гипоталамус благодаря информации, получаемой из вышележащих отделов ц. н. с., относительно независим от этих процессов и способен изменять уровень взаимодействия гипофиза с периферическими железами.

Четвертый процесс — реализация информации, поступившей непосредственно от каждой периферической эндокринной железы к исполнительным органам в виде ее гормона.

В лаборатории возрастной эндокринологии изучается функционирование симпато-адреналовой системы [1], системы гипофиз — коранадпочечников [2], системы тканевых гормонов [3-4] в течение учебного года у школьников разного возраста и пола при различной продолжительности урока. Сдвиги в состояние эндокринных систем в целом характеризуются следующим.

В начале учебного года их активность повышается; это повышение продолжается первую половину I четверти и достигает максимума к ее середине. Каждое возобновление занятий (после каникул) сопряжено с новым, менее продолжительным выраженным повышением активности. В связи с этим на фоне общегодовой адаптационной волны (повышение выделения гормона в начале учебного да постепенное снижение к его окончанию) наблюдаются подъем и спады активности, соответствующие началу и окончанию отдельно четвертей.

На втором и третьем году обучения у тех же школьников выявляется аналогичная динамика, однако уровень выделения гормонов ниже, что свидетельствует о меньшем напряжении в организме, лучшей адаптированности к учебной нагрузке. Лишь в IV классе активность эндокринных желез в динамике учебного года вновь возрастает: уровень здесь выше, чем во II и III классах, и близок к тому, что выявлен в классе, наиболее трудном для детей, По-видимому, это повышение связано с изменением характера учебной деятельности переходом на предметное обучение, что требует дополнительной адаптации.

При продолжительности урока 35 мин у всех учащихся активация эндокринных желез выражена меньше, «врабатывание» организма происходит более плавно, максимальное за год выделение гормонов наблюдается в более отдаленные сроки, чем при продолжительности урока 45 мин. Это свидетельствует о меньшем напряжении в организме школьников.

Девочки легче адаптируются к учебной нагрузке. Динамика эндокринных сдвигов в целом у них такая же, как и у мальчиков, но сами сдвиги происходят быстрее. При этом первоначально уровень выделения некоторых гормонов (серотонина, норадреналина) у них выше, но в течение учебного года снижается раньше и в большей степени, чем у мальчиков.

Повышение активности эндокринных желез сопровождается благоприятными сдвигами в уровне работоспособности школьников вследствие постепенно развивающегося у них состояния адаптированности к учебной нагрузке. В результате этого необходимость в повышенном выделении гормонов постепенно отпадает, активность эндокринных желез снижается.

Таким образом, эндокринные показатели позволяют достаточно тонко и точно оценить значение для организма школьника различных особенностей организации учебно-воспитательного процесса, и в первую очередь характера и величины учебной нагрузки (начало и возобновление занятий, переход на новый вид учебной деятельности, различная продолжительность урока), а также выявить некоторые различия в состоянии организма мальчиков и девочек в условиях школьной деятельности.

Учитывая особенности эндокринных сдвигов в процессе обучения в школе, для характеристики состояния организма в условиях какого-либо рода деятельности необходимо использовать два вида показателей: 1)уровень работоспособности, поведенческие реакции, заболеваемость и т. д., дающие информацию о том, как организм справляется с нагрузкой и справляется ли вообще или нет; 2)эндокринные показатели, позволяющие оценить значимость для организма этой деятельности, определить, велико ли напряжение, развивающееся при ее осуществлении.