Проблемы уголовной ответственности за незаконный оборот древесины в связи с изменениями в лесном законодательстве

№124-1,

юридические науки

Целью статьи является анализ изменений, произошедших в 2021 году в лесном законодательстве в рамках осуществления государственной политики в сфере экологической безопасности в целях повышения эффективности и прозрачности лесной отрасли, и акцентирование внимания на проблемы, которые могут возникнуть при выявлении преступлений в сфере лесного законодательства. В статье акцентируется внимание на основные изменения в правилах оборота лесных насаждений. Научная новизна заключается в том, что данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований, так как некоторые поправки в лесное законодательство ещё не вступили в законную силу, а значит, судебная практика, учитывающая перечисленные в статье изменения, отсутствует.

Похожие материалы

Для Российской Федерации, ввиду ее большой территории, лесной ресурс имеет особое, стратегическое и жизнеобеспечивающее значение. Леса стабилизируют газовый состав атмосферы, водный режим, континентальный и глобальный климат, являются экономически ценным источником древесины, объемы потребления которой в разных сферах жизни с каждым годом возрастают, так же, как и негативное воздействия человека на природную среду [1, с. 21]. Несмотря на продвижения в науке и технике древесина в любой её форме играет важную роль в социальной и экономической сферах нашей жизни.

А. Сухаренко выделяет несколько причин незаконных рубок, среди которых: несовершенство лесного законодательства и практики его применения, кризис системы лесоуправления, коррупция, низкий уровень межведомственного взаимодействия, непрозрачность сделок с древесиной, низкий уровень жизни в провинции, устойчивый спрос на древесину вне зависимости от её происхождения [2, с. 1].

Анализ многочисленных официальных документов и публикаций свидетельствует о глубоком кризисе лесоуправления в России. Парадигма организации лесопользования, сформированная идеологами Лесного кодекса, неизбежно приведет к деградации лесного фонда России. Между тем, лесное хозяйство — это отрасль материального производства, в которой действуют законы рыночной экономики. Исходя из этого следует реконструировать лесоуправление в России. Главная цель реорганизации лесоуправления в России заключается в обеспечении экономической эффективности лесного комплекса, рациональном использовании, воспроизводстве лесных ресурсов и их сохранении для будущих поколений [3, с 1].

Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. [4] определено, что к основным механизмам реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности относится осуществление эффективных мер по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе лесных ресурсов, и применению мер по сохранению экологического потенциала лесов. Государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 гг. в качестве задач предусматривает охрану и защиту лесов, сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров и незаконных рубок, обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений, в том числе по предотвращению нелегальных рубок [5].

В рамках осуществления государственной политики в сфере экологической безопасности Правительство РФ постановлением от 28 июля 2020 года № 1132 отменило с 1 января 2021 года большинство важных нормативных правовых актов лесного хозяйства. В общей сложности этим постановлением отменены 62 нормативных правовых акта, и еще 19 признаны утратившими силу с 1 января 2021 года. [6].

Отменены, например, такие акты, как Правила заготовки древесины, Правила ухода за лесами, Правила лесовосстановления, различные правила использования лесов для осуществления предусмотренных Лесным кодексом РФ видов деятельности, типовые договора купли-продажи и аренды, Порядок проведения лесопатологических обследований и т.д.

Теперь Минприроды предстоит большинство из этих нормативных правовых актов утвердить заново — поскольку их существование прямо предусматривается Лесным кодексом Российской Федерации. Поскольку разрабатывать новые предстоит в спешке, при остром дефиците грамотных специалистов и в рамках более сложных бюрократических процедур, скорее всего, качество новых будет ниже, чем качество отмененных, а ошибок в них будет больше.

В целях повышения эффективности и прозрачности лесной отрасли 4 февраля 2021 г. Федеральным законом N 3-ФЗ внесены поправки в Лесной кодекс РФ, вступившие в силу в день принятия указанного закона, кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Так, в Лесной кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие создание правовых механизмов достоверного учета лесных ресурсов, прослеживаемости древесины, контроля сделок с древесиной, а также совершенствование федерального государственного лесного надзора.

Законом, в частности, определен порядок учета древесины и продукции ее переработки, их транспортировки, хранения и сделок с ними, порядок ведения государственного лесного реестра, состав его сведений и порядок доступа к ним, уточняются полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений.

В частности, поправки предусматривают создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса для ведения государственного лесного реестра, целью ведения которого является в том числе обеспечение полной прослеживаемости древесины.

В государственный лесной реестр будет вноситься целый ряд сведений, в частности, о юридических лицах и их филиалах, физических лицах, осуществляющих использование лесов; документы, являющиеся основаниями для использования лесных участков; сведения о сделках с древесиной, в том числе о сторонах и ценах таких сделок, декларациях о сделках с древесиной в случае их заключения в целях вывоза древесины и продукции ее переработки из Российской Федерации и иные.

Направлять в госорганы документы для внесения в государственный лесной реестр юридические лица и граждане должны будут в электронной форме посредством единого портала госуслуг и (или) региональных порталов госуслуг или иных информационных технологий взаимодействия либо через электронный сервис "личный кабинет". Такие документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Так же будут определены новые требования, касающиеся транспортировки древесины, её хранения и производства продукции переработки древесины, в том числе требование о недопущении транспортировки древесины, хранении древесины, производства продукции переработки древесины, если сведения о древесине, продукции ее переработки не внесены в государственный лесной реестр.

Так, транспортировка древесины и продукции ее переработки будут допускаться только при наличии электронного сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, о госномере ТС, а также реквизиты сделок с древесиной, если они совершались. Есть исключения. Например, при перевозке древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, приобретении древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме до 10 кубометров электронный сопроводительный документ не потребуется.

Хранение заготовленной древесины после вывоза ее с лесосеки будет возможно только на местах складирования, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр, а переработка — исключительно на внесенных в реестр объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Урегулированы вопросы учета сделок с древесиной и продукцией ее переработки.

Введена новая статья о госнадзоре в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней. В ней, в частности, предусмотрено, что при организации и проведении в рамках государственного надзора в сфере оборота древесины контрольных (надзорных) мероприятий в форме внеплановых выездных проверок предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о начале проведения такой проверки не требуется. Данная статья вступит в силу уже с 1 июля 2021 г.

Лесной Кодекс дополнен пунктом 90.1., регламентирующим административное обследование лесов должностными лицами органов, уполномоченных в области лесных отношений, и подведомственных им государственных учреждений, и его порядок, который утверждается Правительством Российской Федерации

Также поправки предусматривают проведение в 2021 году в ряде регионов эксперимента по передаче полномочий государственного лесного надзора на федеральный уровень, участие арендаторов лесных участков в тушении лесных пожаров и отказ от передачи лесных участков в субаренду. [7].

В соответствии с Федеральным законом от 9 марта 2021 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в статьи 80 и 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, касающиеся ведения реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений. Так, новой редакцией установлено, что информация, содержащаяся в реестре, исключается из него по истечении двух лет с даты ее включения в реестр или по решению суда Федеральным органом исполнительной власти [8].

Вполне естественно, что достигнуть исполнения данных нововведений должна, в том числе, правильно сконструированная система привлечения к ответственности виновных лиц. В настоящее время за незаконную рубку лесных насаждений в Российской Федерации предусмотрена административная [9] и уголовная [10] ответственность. Однако нововведения, связанные с «модернизацией» лесного законодательства пока не затронули мер ответственности за преступления и правонарушения в области лесного хозяйства, совершенные как лицами, осуществляющими незаконный оборот древесины, так и должностными лицами, уполномоченными новыми поправками в лесное законодательство осуществлять мониторинг исполнения указанных нововведений.

В этой связи с вступлением в силу поправок в лесное законодательство у правоприменителей возникнут вопросы относительно наказаний за незаконный оборот лесных насаждений.

Статья 260 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" указано, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки [11].

В свою очередь данный перечень случаев нарушения требований законодательства представляет собой различные ситуации, связанные исключительно с ненадлежащим оформлением необходимых разрешительных документов. Однако, после вступления в силу изменений в лесном законодательстве основополагающим фактором определения законности оборота древесины будет являться государственный лесной реестр. Так, без внесения сведений в данный реестр любой оборот древесины будет иметь незаконный характер (кроме исключений, касающихся заготовки древесины гражданами для собственных нужд и древесины, которая находится в собственности государственных или муниципальных учреждений и используется исключительно для нужд таких учреждений).

В ст. 191.1 УК РФ предусмотрено наказание за приобретение, хранение, перевозку и переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины.

В свою очередь, диспозиция статьи 260 УК РФ не охватывает ответственности за рубку лесных насаждений в отсутствие сведений о субъектах правоотношения и иной информации в государственном лесном реестре.

Однако, исходя из анализа изменений в лесном законодательстве, можно сделать вывод о том, что внесение сведений в государственный лесной реестр и будет являться основным условием для оборота древесины, в таком случае целесообразно, чтобы лицо, нарушившее данное условие, несло именно уголовную ответственность.

Так как со вступлением в силу изменений в лесное законодательство наличия необходимых документов, легализующих рубку, будет недостаточно, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 необходимо дополнить информацией о том, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре.

Так же, законодателю необходимо рассмотреть вопрос об уголовной ответственности должностных лиц, ответственных за контроль над мониторингом государственного лесного реестра.

Список литературы

  1. Баскакова С.И., Шарова Г.Н. Проблемы охраны лесов от пожаров // Экологическое право. 2012. № 2. С. 21–24
  2. Сухаренко А. Под властью топора // ЭЖ-Юрист. 2014. № 27. С. 1–3.
  3. А.А. Онучин, В.А. Соколов. О Концепции проекта Федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации»// Вопросы лесной науки. Т.3. № 3. 2020. С. 1-11.
  4. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // «ГАРАНТ»: Справочно-правовая система. (дата обращения: 11.03.2021).
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 годы» (ред. от 31.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1132 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений» // «ГАРАНТ»: Справочно-правовая система. (дата обращения: 11.03.2021).
  7. Федеральный закон от 4 февраля 2021 г. N 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» // «ГАРАНТ»: Справочно-правовая система. (дата обращения: 11.03.2021).
  8. Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 35-ФЗ «О внесении изменений в статьи 80 и 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации» // «ГАРАНТ»: Справочно-правовая система. (дата обращения: 11.03.2021).
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // «ГАРАНТ»: Справочно-правовая система. (дата обращения: 11.03.2021).
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // «ГАРАНТ»: Справочно-правовая система. (дата обращения: 11.03.2021).
  11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (с изменениями и дополнениями) // «ГАРАНТ»: Справочно-правовая система. (дата обращения: 29.03.2021).