Функции субъектов проектной деятельности

№17-1,

Педагогические науки

В статье рассматриваются функции субъектов проектной деятельности, и определяется, что круг участников проекта во многом зависит от личной и профессиональной заинтересованности, функциональных обязанностей, уровня компетентности, ролевых позиций конкретных людей.

Похожие материалы

С точки зрения методологов, основанием реализации проектной деятельности в образовании служат ценностные установки субъектов проектирования, которые согласуются и проходят экспертизу в ходе межличностной коммуникации. В различных видах учебного проектирования субъектами становятся как педагоги, так и обучающиеся. В зависимости от вида и цели проектной деятельности это могут быть индивидуальные и совокупные субъекты (учебные и творческие группы, коллектив профессионального образовательного учреждения, профессиональные и сетевые сообщества).

В профессионально-педагогическом проектировании могут участвовать педагоги разного уровня, а также представители педагогической общественности.

В рамках проектной деятельности субъекты проектирования могут выступать в качестве заказчиков, разработчиков, координаторов, руководителей, исполнителей проекта, экспертов, это сопряжено с выполнением особых функций. Без координатора могут возникнуть трудности в привлечении ресурсов и координации действий. Без экспертов трудно судить о новизне и значимости результатов проекта. Разделение деятельности по выполнению проекта осуществляется в зависимости от потребностей непосредственных участников проектирования.

В качестве примера рассмотрим особенности некоторых субъектов проектирования.

Моделирующие пары – в своей деятельности моделирует инновационные изменения, которые после соответствующей самооценки, оценки и коррекции переносятся в реальный процесс профессионального взаимодействия.

Проектная команда – это основной круг специалистов, непосредственно участвующих в педагогическом проекте. Внутри него происходит выделение и распределение сфер ответственности (функций), которые позволяют комплексно обеспечить реализацию проекта. К ним относятся исследование, обучение, экспертиза, подготовка документации, координация деятельности, техническая или социальная разработка, консалтинг, методическое сопровождение, администрирование.

Пилотная группа — группа участников, осуществляющих экспериментальные действия в логике проекта. Иногда этот этап действий называют пилотным проектом.

Группа тьюторов — эта группа участников проекта проходит опережающее по отношению к остальным обучение, с тем, чтобы впоследствии передать свои знания и опыт другим. Иногда параллельно они выполняют методические функции по отношению к своим коллегам.

Учебные и рабочие группы, выполняют различные действия в зависимости от целей проектной деятельности и этапа ее реализации.

Создание любой группы и педагогическое сопровождение ее деятельности обычно осуществляются с учетом закономерностей развития групповой динамики и специфики той или иной выполняемой совместно проектной процедуры. Речь идет о групповом целеполагании, групповой коммуникации, групповой рефлексии, многообразные способы, организации которых подробно описаны в соответствующей литературе. В зависимости от функционального назначения группы выбираются различные подходы к ее формированию. Очень важно правильно подобрать состав.

Круг участников проекта во многом зависит от личной и профессиональной заинтересованности, функциональных обязанностей, уровня компетентности, ролевых позиций конкретных людей. Его формирование также связано со степенью заинтересованности лиц и учреждений, носителей образовательных потребностей или социального заказа на определенный уровень обучения.

Список литературы

  1. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высших учеб.заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Изд. «Академия», 2009. – 288 с.