Влияние современной музыки на человека, приводящего к аутодеструктивному поведению

№126-1,

медицинские науки

В современном мире резко возрастает количество форм девиантного поведения человека. Связано это со многими факторами. В первую очередь, это увеличение нагрузки на психику под воздействием современных информационных технологий. Информация в различных ее видах и формах перегружает наше сознание. Физиологически человек меняется гораздо медленнее, чем социально. Адаптационные способности нашего организма не беспредельны и достаточно инертны. Тем не менее, современные темпы жизни, диктуемые глобализацией и информатизацией общества, требуют от нас таких же стремительных изменений, как и в технологиях. В результате человеку приходится искать все новые способы разгрузки для психики. В результате появляются такие новые психологические зависимости как интернет-зависимость, например. Музыка в данном ряду всегда занимала особое место. При меньших социальных напряжениях в доинформационном обществе она имела в большей степени положительный эффект. Отрицательное воздействие музыки проявлялось всегда. Но только в современном обществе оно начинает приобретать массовый характер, т.к. получает возможность доступности и широкой вариативности, благодаря технологиям. Ученые проводят исследования отрицательных воздействий музыки на психику человека. Но таких исследований пока еще явно недостаточно, они требуют обобщения и систематизации.

Похожие материалы

В современном мире происходит трансформация социокультурных и психологических условий жизнедеятельности человека. Эти трансформации имеют как положительный, так и отрицательный характер. Среди таких изменений следует назвать увеличение разнообразия форм девиантного поведения, среди которых аутодеструктивная форма начинает занимать значительное место.

Задача данной статьи состоит в изучении работ ученых и психологов, посвященных исследованию одного из возможных механизмов аутодеструктивного поведения, причиной которого является отрицательное влияние современной музыки на внутренний мир человека.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Изучению данного вида девиантности посвящено достаточно много работ известных ученых, психологов, психиатров и т.д.

К формам аутодеструктивного поведения относят различные формы суицида, наркомании, алкоголизма и других видов психологических отклонений и зависимостей. Сегодня все чаще появляются исследования, посвященные влиянию музыки на человека.

Исследователи изучают как положительные стороны такого влияния на психику и здоровье человека, так и отрицательные. Нас интересует вопрос именно отрицательного влияния музыки на современного человека. Ни для кого, ни секрет, что музыка занимает огромное место в нашей жизни. [1]

Благодаря достижениям в области науки и техники мы можем слушать музыку в любое время и в любом месте: когда едем на работу или учебу, во время отдыха или занятий спортом и т.д. Даже на уровне обыденной жизни каждый из нас отмечает, что во время прогулок при прослушивании ритмичной музыки, наши шаги ускоряются, подстраиваясь в такт музыки. Это воздействие музыки привычно и понятно. Однако возникает вопрос: существует ли более глубокое воздействие музыки на наш организм, и каковы его последствия? Принято считать, что музыка появилась вместе с человечеством.

Она всегда сопровождала его. В ходе развития цивилизации музыка менялась, следуя общим изменениям в культуре. В архаическую эпоху существовали примитивные музыкальные инструменты (тамтамы, барабаны, бубны, дудочки и т.д.). В архаическую и индустриальную эпоху инструменты усложнялись, появились различные струнные, клавишные и духовые инструменты, совершенствуются ударные. Сегодня в эпоху электроники и информатики широкое распространение получают электронные музыкальные инструменты.

При этом меняются стили и жанры музыки, появляются все новые и новые музыкальные направления. В условиях глобализации современного общества наиболее распространенными оказываются такие стили как хип-хоп и рок-музыка. Исследования показали, что данные жанры не только бодрят состояние человека, но и способствуют упадку сил, депрессивным состояниям, формируют комплекс угроз.

Как указывает в своих исследованиях Б.В. Воронков, значительные экспериментальные исследования воздействия музыки на человека начались в ΧΙΧ веке. Серьезным научным разработкам положили начало учёный-фармаколог И. М. Догель и физиолог И.Р. Тарханов. Так, И. М. Догель установил, что под воздействием музыки меняется давление, учащается сокращение сердца, изменяются ритмы дыхания, не только у животных, но и у человека. В свою очередь, физиолог И.Р. Тарханов в своих исследованиях показал, что мелодии, приятные для человека, приносящие радость, наоборот, способствуют замедлению пульса, нормализуют артериальное давление. Что касается раздражающей му зыки, то она, по мнению ученого, оказывает эффекты, описанные в работах И.М. Догеля.[5]

Действительно, при прослушивании приятной музыки человек оживляется, как будто открывается второе дыхание, меняется частота, и глубина дыхания его вдохновляет и приносит в какой-то мере счастье и радость. При прослушивании приятной музыки поступает больше крови, что стимулирует выработку дофамина — вещества, вызывающего чувство наслаждения и удовлетворения. Существует музыкотерапия, где человек под мелодии расслабляется, «отпускает» свое тело дает ему расслабиться и почувствовать себя свободным.

Да, в музыке кроется двойной смысл, метафоры, аллегории, но, к сожалению не каждый это понимает. Музыка, основанная на жестких ритмах, может оказывать наркотическое воздействие, парализовать волю, вводить в состояние транса.

Современная молодежь часто слушает музыку, когда находится в состоянии агрессии или когда нужно расслабиться, музыка помогает справиться с трудны- ми жизненными обстоятельствами. Как сказал Мартин Лютер «Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека». Если человек был в состоянии страха или депрессии, то к суициду его может подтолкнуть неосторожно брошенная фраза «Прыгай вниз и ничего не бойся», надпись: «Выхода нет», и музыка, особенно, если в ней есть много низких и ультранизких частот. Ученые доказали, что инфразвук может оказывать на психику людей странное и, чаще всего, негативное воздействие.

Обсуждение результатов и перспективы дальнейших изысканий рассматриваемого направления. Изучение этих и многих другие работ о воздействии музыки на психику человека, показало, что опасная для человеческого организма музыка отличается отсутствием четкой формы, частым диссонансом, примитивным и грубым ритмом. Все это способствует усилению в человеке животных инстинктов и подавлению социальности. К таким жанрам относятся, в первую очередь, поп-музыка и рок-музыка. Именно в них присутствуют ультра- и инфразвуки, которые человек не, но воспринимает.

Не восприятие нашими органами чувств подобного диапазона звуков и является скрытым оружием против нас. Оно не осознается нами, но влияет на наше сознание. Дело в том, что сознание способно включать блокировку опасной информации. Но именно этот диапазон звуков уменьшает его сопротивляемость и приводит к уходу из реальности, утрете самоконтроля над со бой. Исследователи отмечают, что ощущения, возника ющие под воздействием современной поп-музыки и рок

Как следует из исследований современников о возможных отрицательных воздействиях музыки — она оказывает пагубное влияние не только на интеллектуальное и психическое состояние, но и на систему ценностей человека, его физическое самочувствие.

Изучая тексты современных песен, особенно на иностранных языках, можно видеть, что в каждой второй песне будет пропаганда «наркотиков», «алкоголя», «суицида». Существует множество случаев, где песни приводили людей к летальному исходу. Буквально три года назад, девочка услышала песню хип-хоп исполнителя «Элджей» (муз. Узенюк А, сл. Узенюк А) с такими строчками: «Ecstasy, меня увези! Ecstasy, меня увези!» После чего она интересовалась, «что такое Ecstasy» и где можно купить. Уверяла себя, что это не опасно, это как выпить банку энергетика. На одном из мероприятий девочка нанюхавшись «солей» упала, как оказалась девочка не знала, что «соль» с алкоголем смешивать нельзя. Все думали, что она просто дурачится, ведь с ее лица не сходила улыбка. Девочка погибла .

Большинство исполнителей несут в современный мир аморальный образ жизни, приводящий к саморазрушению индивида. Рассматривая популярные современные песни, например: сибирская панк-рок группа

«Гражданская оборона» исполняет психоделичные и злобные песни, в которых отражены размышлений мысли о любви, добре, ненависти, суициде и прочих проблемах, во все века волновавших человечество. Например, песня «Суицид» (сл. Егор Летов) с текстом: Суицид Пусть будет легко Суицид Нам будет легко.

Сюда так же можно отнести и других исполнителей: «Сплин», «Дельфин», «Свобода», «ЛСП», «Noize MC». Так же есть мнение, что большинство их песен написано под героином и является идеальным сопровождением для процесса его потребления.

Существует песня, которая пользуется популярностью среди молодежи с 90-х годов Олеся Троянская «Прыгай вниз» (сл. Олеся Троянская): с текстом: Прыгай вниз прыгай вниз не бойся, тихо шепчет мне в душу дождь, Прыгай вниз и не беспокойся о том, куда ты попадешь. Прыгай вниз прыгай вниз не бойся, твоя жизнь сплошная ложь. Прыгай вниз и ни о чем не беспокойся все равно когда нибудь умрешь.

Например, в г. Казани две девочки проводили вечер на крыше дома. По словам ее подруги, у 14-летней девочки в тот вечер не было настроения. Подростки послушали песню «Прыгай вниз» после чего девочка попроси ла подругу спуститься и купить сигарет. Когда девочка вышла из подъезда, тело подруги уже было внизу — она спрыгнула с девятого этажа.[4]

Мы можем сделать вывод из приведенных выше примеров, о том, что поп и рок музыка позволяет манипулировать людьми, направлять людей в то или иное русло. В таких песнях происходит пропаганда, агитация на те, или иные формы деструкции. Примером может послужить интервью из журнала «Life.ru» величайший музыкант XX века Джимми Хендрикс заявил: что с помощью своей музыки гипнотизирует людей, низводя их к примитивизму и выискивая самое слабое место, а после «вбивая» в голову всё, что только угодно. Как правило, многие специалисты рок-музыку называют «музыкой-убийцей» приводящим к музыкальному рабству.[2]

На самом деле при прослушивании музыки, а именно тяжелой, она способна подтолкнуть психику к само прослушиванию данной музыки у человека меняться настроение, ему становится не по себе, хочется куда-то деться или деть себя. Тяжелая рок-музыка человека загоняет в угол и в заблуждения.

Русский психолог Д. Азаров однажды сказал: «Мне как-то удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства рок-музыкантов. Когда несколько раз прослушал музыкальную фразу, то ощутил такой прилив плохого настроения, что сам был готов полезть в петлю. Множество музыкальных произведений современности созданы из «звуков-убийц».

Влияние феномена музыки на психику человека и его смысложизненные ориентиры известны с древнейших времен. Тогда она имела сакральное значение в ритуальных действиях различных племен. Исходя из этого, можно с уверенностью констатировать что музыка с самого начала возникновения человеческих сообществ способствовало формированию мировоззрения, а следовательно напрямую влияла на смысл жизни человека.

Если проводить исследования сегодняшнего общества, то человек воспринимает музыкальные произведения, используя для этого следующие факторы:

  • Этническая либо национальная принадлежность индивидуумов или коллективов;
  • Эмоциональное состояние;
  • Индивидуальные либо коллективные особенности людей.

Важно отметить, практически все музыкальные жанры воздействуют на людей разных возрастных и социальных групп различно, и один и тот же жанр может не иметь никакого влияния на старшие поколения, а у молодых людей формировать смыложизненные ориентиры и мировоззрение .

Влияние музыки на смысложизненные ориентиры молодых людей, учитывался как очень важный фактор в Советском Союзе. При этом, несмотря на присутствующие сегодня в обществе стереотипы и клише, относительно тотального запрета всей музыки, не соответствующей идеологической политики СССР, на деле все было абсолютно иначе.

Русский рок, как отдельный музыкальный жанр, со всеми его атрибутами и прямым воздействием на умы молодежи восьмидесятых годов, не сформировался бы без помощи со стороны государства, а такие рок-группы как «Кино» и «Аквариум» просто не смогли бы существовать. Государственные органы того времени четко осознавали что без их поддержки рок все равно будет развиваться, только будет иметь гораздо более яркую антисоветскую окраску.

Тексты этих, а также многих других групп оказали серьезное влияние на формирование мировоззрения молодежи той эпохи. Запрещались же группы, творчество которых вступало в противоречие с официальной государственной идеологией, например: «Sex Pistols», «Black Sabbath». Но даже их записи можно приобрести. Впоследствии русский рок сыграл одну из ключевых ролей в формировании ориентиров молодых людей в эпоху перестройки и распада СССР. Контроль со стороны государства ослаб, и музыканты начали активно продвигать либеральные смыслы и демократические ценности в умы подростков.

Вкупе с разложением официальной идеологии результат проявился очень быстро. В итоге, поколение Х стало первым в стране, чьи смысложизненные ориентиры (индивидуализм, аполитичность, свобода мысли) были сформулированы, во многом, благодаря музыкальным композициям.[7]

В 90-е годы, никакого контроля за музыкальными жанрами и их содержанием со стороны государства не было. Из-за этого сформировалось несколько направлений, которые способствовали формированию у молодых людей мировоззрения связанного с криминалом, аморальностью и ложными ценностями. Первым был русский шансон, который и по сей день оправдывает в своих текстах организованную преступность и продвигает воровскую романтику. Данный жанр стал популярен не только у молодежи, но и у старших возрастных групп. А творчество Михаила Круга фактически стало народным фольклором. Вкупе с тяжелой экономической обстановкой тех лет, люди формировали смысложизненные ориентиры адекватные ситуации и шансон стал частью этих ориентиров. На сегодняшний день данный жанр один из немногих, который имеет стабильную аудиторию и собственную, популярную радиостанцию .

Второй жанр — OI или RAC. Он сформировался в России в середине 90-х годов в среде первых скинхед-банд, и организаций с ультраправой идеологией. Многие члены банд были по совместительству музыкантами. Ими было организовано около 15-20 групп, которые начиная с 1997-1998 годов, начали давать большое количество концертов и наладили выпуск 78 аудиокассет и дисков. Все это привело к тому что в первую половину нулевых, скинхед движение активно разрослось, а наиболее известные группы, такие как «Коловрат» давали концерты на массовых мероприятиях, в крупные праздники, а их записи стали культовыми в молодежной среде. 90% текстов данных групп, представляли собой пропаганду расизма, национал-социализма, ксенофобии, антикоммунизма, а также оправдания военных преступников и предателей таких как: Власов, Краснов, Фон Паннвиц. Оба этих жанра оказывают влияние на ориентиры молодых людей и сегодня.

Наиболее влиятельным жанром среди российской молодежи сегодня является русский рэп. Данный жанр получил взрывной рост популярности за последние 5 лет. Но, существует серьезная проблема, связанная с тем, о чем вещают в своих текстах русские рэперы. 95% исполнителей данного жанра, прямо или косвенно затрагивают темы связанные с наркотиками и их употреблением. Причем, подается она либо в нейтральном, либо в положительном ключе. Это происходит, потому что практически все исполнители данного жанра, являются либо бывшими наркоманами, либо употребляют запрещенные вещества и сегодня. Отдельные представители жанра, такие как Гуф, прямо призывают к легализации марихуаны в России.

На сегодняшний день почти нет людей в возрасте от 14 до 30 лет, не слушавших русский рэп. Об этом говорят как официальные опросы государственных и частных организаций, так и анализ проведенный автором в сети Интернет, а также в социальных сетях.

Анализируя смысложизненные ориентиры молодых людей, слушающих данный музыкальный жанр, были сделаны следующие выводы:

  • 90% в нейтральном или положительном ключе относится к употреблению “легких” наркотиков;
  • Около 70% считает абсолютно правильным и верным потребительский подход к жизни;
  • К семейным ценностям отношение как к морально устаревшим явлению. Важно отметить: такое явление как чайлдфри, также в положительном ключе освещается рэп- исполнителями, и становится все более популярным среди их поклонников;
  • Отдельные группы, такие как «Кровосток» прямо пропагандируют насилие, криминальный образ жизни и употребление наркотиков. И их творчество является по сути продолжением жанра шансон, только в более «модной» оболочке . Клипы данного коллектива собирают от сотен тысяч, до миллиона просмотров в социальных сетях; Государство пыталось регулировать данную проблему путем запрета концертов и творчества отдельных рэп-исполнителей, но это дало противоположный эффект.

Популярность этих исполнителей в разы возросла, а их смыложизненные ориентиры стали еще более востребованными среди молодых людей. Представители силовых структур прямо заявляют, что русский рэп негативно влияет на психологию молодежи, особенно по вопросам употребления наркотических средств. Но решения проблемы они не предлагают.

Тем не менее, решение существует, и оно заключается в создании государством целенаправленной поддержки музыкантов, продвигающие своим творчеством положительные смысложизненные и мировоззренческие ориентиры, как альтернативу существующим трендам в данной области. Только так можно сгладить существующие негативные тенденции, которые распространяет современная музыка на психологию молодых людей.

Проблема распространения деструктивной культуры среди современной молодежи пока слабо отработаны. На фоне недавних трагических событий усилилась борьба с опасной информацией, но внимание уделяется в основном содержимому социальных сетей. Первопричина находится в самой молодежи, именно в ней заложены корни их асоциального поведения, и в первую очередь особое внимание следует уделять музыке, которую слушает молодежь. В настоящее время, лингвисты могут без труда установить наличие деструктивной, вредоносной информации в текстах песен выше указанных и многих других современных исполнителей.

Изучение отрицательного воздействия музыки на здоровье человека необходимо проводить на основе системных исследований не только физиологии и психологии, но и педагогики, социологии, культурологии. Эта проблема стала сегодня в один ряд с проблемой наркомании и алкоголизма. Она должна стать предметом психолого-педагогических исследований, особенно проводимых в педагогических вузах при подготовке будущих педагогов. Наши дальнейшие исследования мы планируем посвятить разработке педагогических условий формирования компетенций педагогов-психологов, позволяющие им в профессиональной деятельности предупреждать и исключать негативные воздействия музыки на психику подрастающего поколения.[8]

Список литературы

  1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Москва : Городец, cop. 2016. 385 с.
  2. Туп Д. Рэп Атака: от африканского рэпа до глобального хип-хопа / Дэвид Туп ; пер. с англ. [Влад Осовский]. — 3-е изд., обновленное и доп. Москва : Альпина нон-фикшн, 2012. 338 с.
  3. Воронков, Б. В. Острые аффективные реакции и нарушения поведения // Особенности психических отклонений у подростков. — СПб., 2003. — С. 22-31.
  4. Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных: публичная лекция заслуженного профессора Императорскаго Казанскаго университета, И. М. Догеля. Казань: Типо-литография Императорскаго университета, 1898 (на обл. 1897). 141 с.
  5. Ерохина Т. И., Мосеева М. И. Источники влияния глобальных тенденций в культуре: трансформация темы смерти в рок-музыке// Ярославский педагогический вестник. 2013. №3. Т.1. С. 196 — 201.
  6. Саранин В. П. Музыка как смыслообразующая константа жизнедеятельности человека: автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01. Тамбов, 2003. 21 с.