Историческое развитие гомеопатии

№126-1,

медицинские науки

Гомеопатия несет собою идею «пусть подобное лечится подобным». Она была основана Самуилом Ганеманом в конце 18 века, хотя аналогичные концепции существовали и раньше. Гомеопатия стала популярной в 19 веке отчасти из-за ее успеха в эпидемиях, но снизилась в двадцатом столетии из-за развития новых методов традиционной медицины. Однако её популярность возвращается в конце 20-го и начале 21-го веков во многих частях мира. Данное течение вызывает споры из-за того, что в нем используются сильно разбавленные лекарственные средства. Существует значительный объем клинических исследований, включая рандомизированные клинические испытания и метаанализ таких исследований, которые предполагают, что гомеопатия оказывает действие, не являющееся эффектом плацебо, однако оно все еще мало по сравнению с традиционной медициной. Несмотря на долгую историю научных споров, гомеопатия оказалась устойчивой и в настоящее время широко распространена. Целью работы является анализ исторического становления гомеопатии, сопоставление основных периодов её развития с традиционной медициной.

Похожие материалы

Одной из самых поразительных особенностей гомеопатии-по-разному описываемой, как нерегулярная или же маргинальная, альтернативная медицина-была ее способность выживать на протяжении веков в самых разнообразных формах. Хотя с течением времени она сильно изменилась, нетрадиционная медицина всегда была богатым источником споров и дискуссий, а также неоднократно обвинялась в неэффективности и мошенничестве. [1] Можно было бы ожидать, что нетрадиционная медицина в целом доказала бы свою несостоятельность в результате впечатляющих достижений в сфере традиционной медицины, во второй половине двадцатого века, однако это не так. На самом деле мы никогда не узнаем, сколько людей в прошлом консультировались с теми, кто практиковали нетрадиционные методы медицины, вместо квалифицированных врачей. На сегодня мы знаем то, что до середины девятнадцатого века люди, практикующие гомеопатию, для которых подходит уничижительный термин «шарлатаны», использовались значительной частью населения. [3]

Большинство из этих «шарлатанов» до 1850 года, как правило, специализировались на одной области. Некоторые из них были костоправами, другие утверждали, что лечат венерические заболевания без использования ртути-самого эффективного средства того времени. Некий «доктор» Тейлор из Беверли в Глостере организовал регулярное посещения трех публичных домов, в которых пациенты из числа постояльцев сдавали свою мочу, и он сразу же сообщал, о наличии либо отсутствии заболевания, степени тяжести болезни и выдавал прогноз о её течении. [2] Были самозваные окулисты, которые специализировались на лечении катаракты каплями желчи из живой рыбы. Многие заявляли о лечении «рака без операции». Один из представителей, называвший себя «высокогерманским доктором Симоном», приглашал посетить его дом и лично увидеть «рак молочной железы из пяти кусочков весом 12 с половиной унций», который, как он утверждал, был удален без оперативного вмешательства. [5] Большинство из практикантов нетрадиционной медицины были необразованными или даже неграмотными, и только меньшая их часть были целителями на постоянной основе. [6] У них обычно была постоянная работа, такая как, кузнец, бакалейщик, мясник, торговец сыром, сапожник, резчик и механик. Именно из представлений о своей работе они делали выводы о причинах болезни и методах ее лечения. Например, сапожник видел причину усталости в неподходящей паре обуви, в то время как кузнец считал причиной утомления слабую физическую силу. [2] Практиканты нетрадиционной медицины часто претендовали на покровительство «великих и добрых», представителей элитарного класса. Таблетки «от желчи в печени» доктора Скотта снискали поддержку герцогами Девонширскими, Нортумберлендскими и Веллингтонскими, Ангельскими и Гастингсскими, а также графами Пембруком, Эссексом и Оксфордом. В это же время лондонский доктор Дэниел Ламберт посещал зажиточных людей в Вест-Индии, на островах Силли, в Лондоне, Ноттингеме, Дерби, Норвиче, Линкольне, Бостоне и Глостере что бы приобрести поддержу его гомеопатических теорий. [4] У приверженцев нетрадиционной медицины было одно общее: у них было минимальный интерес и понимание практикующей медицины того времени. Их единственной целью был заработок денег. Они были эмпириками, для которых «был важен процесс, а не результат». [5] Серьезные изменения взглядов приверженцев нетрадиционной медициной произошли в первой половине девятнадцатого века, когда: «старомодных шарлатанов, которые редко посещали один и тот же район, с очень большими интервалами, чтобы избежать признания, заменили грамотные и образованные эмпирики, которые читают книги». [6] Это замечание ознаменовало появление новой формы нетрадиционной медицины, которая легла в основу того, что сегодня называется комплементарная и альтернативная медицина.

Рождение комплементарной и альтернативной медицины

Суть изменений заключалась в восстании против обыкновенной медицинской науки, преподаваемой и практикуемой в больницах, и введении ряда радикально отличающихся, но всеобъемлющих убеждений о природе и лечении болезней. Эмпирическое шарлатанство продолжалось на заднем плане и все еще существовало, хотя и в ослабленной форме. Однако новые практикующие обычно были образованными людьми и часто квалифицированными врачами.

Поэтому они были не столько «шарлатанами», сколько практиками, для которых более уместны термины «альтернатива» или «дополнение». Действительно, у сторонников альтернативной медицины были веские основания возражать против того, чтобы термин «шарлатанство» каким-либо образом связывался с такими практиками, как гомеопатия, остеопатия, хиропрактика, иглоукалывание и траволечение. [7]

Гомеопатия

В период возникновения гомеопатия едва ли могла сравниться с китайской или индийской народной медициной, однако она являлась самой популярной альтернативной медициной в Европе. [7] Основатель этого течения был Самуэль Ганеман (1755-1843), выросший в немецком Мейсене, получил медицинскую степень в Эрлангене в 1779 году. В течение первых пятнадцати лет своей врачебной деятельности Ганеман отчаянно боролся за то, чтобы заработать себе на жизнь. Однако однажды им было сделано открытие. Он начал регулярно принимать цинхону и «кору» (то есть хинин). Это, по его словам, вызвало все симптомы перемежающейся лихорадки (малярии), заболевание протекало в легкой степени и без характерных для этой болезни тяжелых симптомов. Это привело Ганемана к идее, которая в 1796 была опубликована в статье: «Эссе о новом принципе установления целебной силы лекарств», за которым последовала в 1810 году его знаменитая работа «Органон врачебного искусства». [1]

Ганеман считал, что, если у пациента есть болезнь, ее можно вылечить, дав лекарство, которое, если его дать здоровому человеку, вызовет аналогичные симптомы той же болезни, но в меньшей степени. Таким образом, если пациент страдал от сильной тошноты, ему давали лекарство, которое у здорового человека вызвало бы легкую тошноту. Ганеман утверждал, что может составить подборку соответствующих средств и препаратов. Это привело к его знаменитому афоризму «подобное лечит подобное», который часто называют «принципом подобия».; и он привел в качестве примера использование Дженнером вакцинации против коровьей оспы для предотвращения оспы.

Различия между обыкновенной медициной и гомеопатией настолько велики, что расхождение имеется практически во всем. С самого начала практик-гомеопат всегда начинал с консультации, длившейся не менее часа, в ходе которой обсуждались все аспекты болезни и жизни пациента, гомеопаты любили подчеркивать, что они практикуют «холистическую медицину». Традиционная медицина напротив, была погружена в убеждение, что прогресс в понимании болезни может быть достигнут только благодаря детальной корреляции симптомов и признаков больного пациента в палате и в результате вскрытия, вскоре этот метод получит название: клинико-патологическая корреляция. Как выразился Биша в самом конце восемнадцатого века: «В течение двадцати лет с утра до вечера вы делали заметки у постели пациентов... Которые, отказываясь раскрывать их смысл, предлагали вам последовательность бессвязных явлений. Вскройте несколько трупов: вы сразу рассеете тьму, которую не могло рассеять одно наблюдение». [8] Клинико-патологическая корреляция требовала понимания очень длинного и сложного набора заболеваний, сопровождавшегося горячими спорами между инфекционистами и терапевтами. Это было далеко за пределами понимания широкой публики. Более того, медицинское лечение было в значительной степени грубым и состояло в основном из потенциально опасной полипрагмазии, однако оставалось эффективным. [9]

Ганеман не проявлял интереса ни к детальной патологии, ни к традиционной диагностике и лечению. Его интересовали только принципы гомеопатической медицины, которые он использовал, чтобы назвать болезнь. [2] Таким образом, сторонники классической гомеопатии рассматривали ее, как привлекательно безопасную систему, простую, легкую для понимания и ориентированную на пациента в целом, а не на патологические поражения. Это во многом объясняет, почему гомеопатия была популярна. [8]

Но был один аспект гомеопатии, который с момента ее первого объявления примерно в 1814 году, привел к открытой войне между традиционной медициной и гомеопатией. Это убеждения Ганемана в том, что лекарства следует давать в дозе, которая вызвала малейшие симптомы болезни, которую лечили. Для достижения этой цели Ганеман разбавил свои медицинские препараты до такой поразительной степени, что если предположить, что вещество, которое он использовал, было полностью растворимым, то отношение лекарства к раствору составило бы 1:100 000 000. [10] Врач и поэт Оливер Уэнделл Холмс (1809-1894) сказал, что «разведение» Ганемана займет «воды десяти тысяч Адриатических морей». [1] Но Ганеман настаивал на том, что гомеопатические лекарства сохраняют свою терапевтическую силу. Ганеман утверждал, что с помощью своих методов он может вылечить почти все острые и хронические заболевания. [10] Одной из хорошо известных особенностей гомеопатии является то, что с девятнадцатого века и по сегодняшний день она прочно поддерживалась королевской семьей и аристократией. Эдуард, принц Уэльский, был покровителем Лондонской гомеопатической больницы, в то время как герцог Йоркский, впоследствии король Георг VI, дал больнице титул «Королевской». Он также назвал одну из своих скаковых лошадей «Зверобоем» в честь гомеопатического средства. [11]

Одним из первых учреждений, посвященных гомеопатии, был Американский институт гомеопатии, основанный в конце девятнадцатого века, когда закон о продуктах питания, лекарствах и косметике 1939 года в США разрешил гомеопатические лекарства открыто продаваться на рынке. [9] В Великобритании было основано пять гомеопатических больниц, причем две крупнейшие (в Лондоне и Глазго) имели стационарные отделения. Сегодня наиболее распространенными заболеваниями, которые лечат гомеопаты, являются: астма, депрессия, средний отит, аллергический ринит (сенная лихорадка), мигрень, невротические расстройства, неспецифическая аллергия, дерматит, артрит и гипертония.[11] С 1960-х и 1970-х годов во многих странах произошло возрождение гомеопатии, особенно в США, где в 2002 году, число пациентов, использующих гомеопатические средства, выросло на 500% за предыдущие семь лет, в основном за счет покупки безрецептурных средств. [9] В Великобритании опрос, проведенный Би-би-си в 1999 году, показал, что 17% из 1204 случайно выбранных взрослых использовали гомеопатию в течение прошлого года, а другой опрос в 1998 году показал, что в Великобритании было 470 000 человек используют гомеопатию на постоянной основе. [11]

Список литературы

  1. Gevitz N. Unorthodox medical theories. In: Bynum WF, Porter R (eds). Companion Encyclopaedia of the History of Medicine London: Routledge, 1993:603–33
  2. Fulder S. The Handbook of Alternative and Complementary Medicine. London: Hodder and Stoughton, 1996 609 JOURNAL OF THE ROYAL SOCIETY OF MEDICINE Volume 99 December 2006
  3. Harrison E. The Ineffective State of the Practice of Physic. London: 1806
  4. Forbes J. On the patronage of quacks and impostors by the upper classes of society. British and Foreign Medical Review 1846;21:533–40
  5. Loudon I. ‘The Vile Race of Quacks with which this Country is Infested.’ In: Bynum WF, Porter R (eds). Medical Fringe and Medical Orthodoxy 1750–1850. London: Croom Helm, 1987:42
  6. ‘Omega’. Remarks on quackery. Provincial Medical and Surgical Journal 1840–41;1:418–9
  7. Black D. Complementary Medicine. In: Walter J, Walton L, Jeremiah A, Barondess JA, Lock S (eds). The Oxford Medical Companion. Oxford: Oxford University Press, 1994
  8. Bynum WF. Science and the Practice of Medicine in the Nineteenth Century. Cambridge: Cambridge University Press, 1994:30
  9. Jonas WB, Kaptchuck T, Linde K. A critical view of homeopathy. Ann Intern Med 2003;138:393–9
  10. Kaptchuck T. Intentional ignorance a history of blind assessments and placebo controls in medicine. Bull Hist Med 1998;72:401
  11. Anon. Homeopathy. Effective Health Care 2002;7:2