Роль языкового портфолио при самооценивании языковой компетенции

№18-1,

педагогические науки

В данной статье речь идет о роли языкового портфолио при самостоятельном оценивании знаний иностранного языка. При изучении иностранных языков тандем – методом увеличивается самостоятельность учащихся, таким образом, они вынуждены искать дополнительные средства оценивания уровня владения иностранным языком и достигнутых результатов. Языковое портфолио повышает мотивацию учащихся, расширяет коммуникативную компетенцию в различных языках, побуждает к изучению большего количества языков. Эти и другие аспекты, а также функции языкового портфолио рассмотрены в данные статье подробнее.

Похожие материалы

Развитие общества в целом, социально- политические и экономические изменения во всем мире, развитие интернациональных отношений повлияло на изменение языковой политики во всем мире. В современном обществе огромную роль играет мультилингвизм. Мультилингвизм является одним из основных принципов Евросоюза. Политика мультилингвизма повышает конкурентоспособность человека в современном мире, благодаря повышению мобильности, облегченному доступу к средствам массовой информации и, благодаря межкультурному диалогу обеспечивает улучшение социального положения.

Один из самых спорных вопросов проблемы изучения иностранных языков – это контроль языковых компетенций и умений. Для того, чтобы сделать изучение иностранных языков эффективнее и результативнее, необходима разработка новых методов и учебных стратегий, а также изменение традиционных учебных стратегий.

В настоящем время в методике преподавания иностранных языков существует огромное количество методов, форм и путей изучения. Можно посещать языковые курсы, изучать язык с помощью преподавателей или самостоятельно. Однако, большинство людей в настоящее время постоянно работают и не обладают достаточным количеством времени, чтобы посещать языковые курсы, поэтому многие пытаются изучать язык самостоятельно. Кроме того, самостоятельное изучение языков бесплатно. Для облегчения изучения необходимо найти языкового партнера. Такое изучение языка, а именно, тандем-методом, в настоящее время становится все более популярным.

Тандем-метод заключается в совместном изучении одного иностранного языка двумя партнерами – носителями разных языков. Такой метод помогает учиться друг у друга. Тандем- партнеры могут изучать язык на расстоянии, или встречаться лично, общаться через электронную почту, по телефону или с помощью других современных медиа-средств. Выбор конкретного метода изучения зависит от того, насколько хорошо партнеры уже владеют иностранным языком. Таким образом, изучение тандем-методом может происходить без языковых курсов. Однако, обучение в тандеме требует больше самостоятельности. Огромную роль при этом играет самостоятельная оценка языковых знаний.

В этом плане можно сравнить изучение языка с игрой. Например, различные спортсмены – футболисты, баскетболисты, боксеры, в своей игре ориентируются на определенную тактику. Они анализируют свои игры, а также игры других спортсменов, чтобы позднее избежать ошибок и выработать успешную стратегию. Так же и при изучении языка.

Сегодня рефлексия и анализ целей изучения, стратегий, а также конкретных упражнений и материалов заняли свое прочное место. Удаленные партнеры должны вместе участвовать в процессе обучения, определять цели, методы, материалы, место и время.

В этом плане языковое портфолио очень сильно помогает тандем-партнерам. Цель тандема— овладение родным языком своего партнера в ситуации реального или виртуального общения, знакомство с его личностью, культурой страны изучае­мого языка, а также получение информации по интересующим областям знаний. Этот метод возник в Германии в конце 1960-х гг. в результате проведения встреч немецкой и французской моло­дежи в рамках проекта «Language Learning for European Citizenship». Позднее сформировались две основные формы работы в рамках метода – индивидуальная и коллективная, которые могут интегрироваться одна в другую[1]. Потом европейское языковое портфолио было опробовано во всех странах участниках проекта и сегодня активно используется. Языковое портфолио – это структурированное собрание документов различного вида, с примерами личных работ, которые постоянно дополняются и обновляются обучающимся по мере изучения языка, чтобы зафиксировать, какие языки он знает, уровень владения конкретным языком, языковые контакты, межкультурный опыт для себя и для других.

Языковое портфолио повышает мотивацию у учащихся, развивает коммуникативные способности в различных языках, помогает получать новый межкультурный опыт. Раннее знакомство языковым портфолио помогает ученикам подготовиться к самостоятельному обучению. Портфолио также

  • облегчает самостоятельное оценивание языковых знаний,
  • помогает планировать дальнейшее изучение других иностранных языков
  • стимулирует развитие многоязычности
  • облегчает переход из одной школы в другую
  • наглядно иллюстрирует потенциальным работодателям способности работника
  • информирует других об актуальных языковых знаниях при перемене школы, начале языкового курса, программы обмена, начале практики.

В заключении стоит подчеркнуть, что все это особенно важно для тех, кто начинает изучать язык, так как они более самостоятельные, чем, например, участники языковых курсов. При тандем – обучении также роль языкового портфолио бесспорна.

[1] Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Филоматис, 2006

Список литературы

  1. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Филоматис, 2006 – с. 56