Исследование современных методов мотивации для формирования мотивационных программ в организации

№127-1,

Экономические науки

Под мотивацией труда понимают организацию работы компании таким образом, чтобы каждый старался выполнять профессиональные обязанности наилучшим образом. В данной статье я решил разобрать современные, модернизированные методы мотивации сотрудников, так как несмотря на существование уже разработанных и зарекомендовавших себя схем мотивации сотрудников, многие руководители сталкиваются с некоторыми сложностями. Современному начальнику нужно грамотно подойти к вопросу стимулирования подчиненных, чтобы с наименьшими затратами достичь высоких показателей функционирования организации. Система мотивации должна удовлетворять основные потребности коллектива и легко модернизироваться вслед за меняющимися условиями.

Похожие материалы

Перед тем как приступить к разбору современных методов мотивации персонала, я бы хотел подчеркнуть, что нет единого правила или способа мотивации персонала, но, однако, существуют общие принципы разработки эффективного метода:

  1. Похвала действует лучше наказания;
  2. Действенной будет мотивация, позволяющая служащему почувствовать себя важным и нужным;
  3. Непредвиденные единоразовые поощрения работают успешнее системных;
  4. Реакция руководства (положительная или отрицательная) должна быть незамедлительной. Таким образом, подчиненный ощущает себя значимым: начальнику небезразличны его достижения или промахи;
  5. Промежуточный результат — тоже результат! Стимулирование работников за маленькие успехи позволит ускорить достижение главной цели.

Популярные методики мотивации персонала разработаны на базе теорий мотивации. Всего их четыре:

  • Теория Герцберга — в основе теории лежат две большие категории потребностей: гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие — с характером работы.
  • Теория Тейлора — автор советует использовать для стимулирования подчиненных их инстинкты и желания удовлетворить физиологические потребности.
  • Теория Макклелланда — Макклелланд выдвигает теорию про виды желаний человека (власть, успешность, принадлежность к определенной касте.)
  • Теория Маслоу — Маслоу предлагает рассматривать работу как возможность персонала удовлетворить свои потребности в соответствии с иерархией потребностей.

Условно систему мотивации персонала можно разделить на две формы: материальную и нематериальную.

Итак, начнем с экономического (материального) стимулирования. Это один из самых популярных видов усиления работоспособности сотрудников предприятия. Грамотный подход к оплате работы увеличивает производительность труда. Материальное стимулирование может быть как денежным, которое включает в себя, например, оплату страховки, дополнительные выплаты, пенсионные надбавки и неденежным — бесплатные путевки, гибкий график, улучшение условий труда.

Нематериальная мотивация имеет больше видов: похвала от администрации организации, продвижение по службе, повышение квалификации за счет организации, создание дружественной атмосферы, создание имиджа фирмы, наличие обратной связи.

Также, как способ мотивации, некоторые начальники применяют метод взысканий. Этот метод идет наравне с поощрениями. Взыскания помогают предупредить неправомерные действия работников или их халатное отношение к работе, а еще они являются компенсацией причиненного организации вреда.

Теперь рассмотрим современные, инновационные методики мотивирования. Условно их можно разделить на категории:

  • Индивидуальная мотивация;
  • Моральная и психологическая мотивация;
  • Организационная мотивация.

Индивидуальная мотивация возможна в различных формах. Это могут быть и совместные празднования дней рождения, свадеб, юбилеев, вручений похвальных грамот. Также, очень эффективно поочередное назначение ответственного за организацию внерабочих мероприятий, наличие кабинетов для отдыха персонала, информирование коллектива о личных достижениях каждого работника. Проведение соревнований с вручением призов — еще один отличный способ, так как дух соревнования является хорошим методом мотивации.

Моральная и психологическая мотивация помогает повысить работоспособность и улучшить профессиональное развитие. К такой мотивации относятся различные тренинги и соревнования, диагностирование персонала для установления основных социальных проблем рабочих, создание атмосферы на рабочем месте (цвет стен, оформление кабинетов, музыка). Очень важно применять моральные поощрения — похвала в присутствии коллег, личная благодарность работнику от руководителя.
Организационная мотивация позволяет систематизировать работу организации. Сюда входят: организация совещаний и планерок для всего коллектива, администрирование, которое включает в себя создание кодекса этики работника компании, культуру общения с клиентами и коллегами, формирование системы поощрений и наказаний и т.д.

Грейдирование — это одна из современных методик повышения работоспособности персонала, которая позволяет сформировать иерархическую «лестницу» сотрудников относительно их ценности для компании, на основании которой рассчитывается система вознаграждения работы каждого служащего. Критерии оценивания, применяемые в грейдировании: квалификация, образование, ответственность.

Существуют также нестандартные методики мотивирования , они, как раз, являются самыми результативными. Такие методики основаны на креативном подходе. Примером такой методики могут быть внезапные подарки от руководства — внезапное поощрение может отлично мотивировать сотрудника на лучшую работу. Дополнительный отдых может отлично заменить денежное вознаграждение. Забота о семьях, например, подарки детям, утренники, также очень положительно сказываются на сотрудниках.

В заключении хотелось бы сказать, что не существует единого правила мотивации. Для лучшего эффекта нужно использовать их комбинацию и делать упор на современные методики мотивации. Часто нематериальная стимуляция позволяет достичь большего успеха, чем денежные вознаграждения, поэтому начальник постоянно должен находить креативные идеи, искать новые и модернизированные методики мотивации своих сотрудников как для лучшей работы каждого сотрудника в отдельности, так и для процветания всей организации.

Список литературы

  1. Мычка С.Ю. Мотивация персонала в современных организациях// Совершенствование экономических и правовых отношений в современных российских условиях: Сборник материалов Территория науки. 2015. № 4 международной научно-практической заочной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2013. С. 74-77.
  2. Теории мотивации: Герцберга, Тейлора, Маслоу, Макклелланда.
  3. Дуракова И.Б. Управление персоналом: учебник. Москва, 2009.
  4. В. П. Кокорев. Мотивация в управлении. — Челябинск, 2002.