Компоненты мотивации обучающихся к выполнению норм ГТО

№128-1,

Педагогические науки

Для повышения эффективности реализации программы ГТО требуется положительная мотивация участников процесса. Формируя в обучающихся стремления к двигательной активности, следует учитывать различные компоненты мотивации: потребностно-мотивационный, рефлексивный, творческий и так далее.

Похожие материалы

А.А. Ильин, К.А. Марченко, Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова считают, что внутренняя мотивация должна соответствовать или преобладать над внешней положительной мотивацией, что будет способствовать усилению относительно внешней отрицательной мотивации. При таких условиях задачи физического воспитания буду решаться эффективнее.

Потребностно-мотивационный компонент следует формировать, опираясь на ряд условий. Одним из важных факторов является побудительный характер мотивов, интересов, потребностей и убеждений. В этом случае наблюдается взаимосвязь интересов с эмоциональной сферой человека, большое значение приобретает психологический комфорт и благоприятное настроение на осуществление физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому очень важно при организации мероприятий по выполнению обучающимися норм ГТО создать праздничное настроение у участников, во время подготовки к выполнению не создавать напряженных ситуаций.

Другим важным элементов для формирования потребностно-мотивационного компонента является демократичный стиль приобщения к подготовке и выполнению нормативов ГТО, приветствуется снятие оценки и временных лимитов.

Для создания потребности к занятиям физической культурой, а в частности для выполнения нормативов ГТО, необходимо руководствоваться истинными интересами к физкультурно-спортивной деятельности.

Поддержание интереса происходит с помощью разнообразной сложности упражнений и создания проблемных задач.

Одним из важных моментов в формировании устойчивого интереса к занятиям физической культурой является соревновательность, которая активизирует деятельность участников процесса. Необходимым правилом является отсутствие негативных эмоций.

В занятиях физкультурно-спортивной направленности должны учитываться предпочтения занимающихся.

Уровень физической подготовленности также определяет силу мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, чем слабее подготовка, тем слабее мотивация к занятиям. Потребность в физических упражнениях возникает и растет с большей силой с развитием физических возможностей занимающихся. Потребность становится результатом привычки, обрётшая эмоциональную окраску, которая побуждает к действиям.

Помимо привычек потребности формируются на основе знаний и убеждений, которые составляют содержательный компонент здорового стиля жизни, так как отсутствие теоретической базы и методологических основ не позволяют занимающемуся в полной мере участвовать в физкультурно-спортивной деятельности и поддерживать функциональное состояние организма на должном уровне.

Знаниевая основа является начальной ступенью для формирования умений и навыков самостоятельной деятельности, что является практически-деятельностным компонентом. При формировании готовности учитывают не только сочетание знаний, умений и навыков, но и психологическую готовность к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности, которая формируется на сочетании сознательного и ценностного отношения к данному виду деятельности [1, 144].

В области физической культуры, в отличии от спорта, самостоятельность играет значимую роль, так как в системе школьного образования в неделю ученики осуществляют потребность в движении на уроках физической культуры минимум три раза в неделю. В последующем обучающиеся переходят в среднеспециальные и высшие учебные заведения, где также в обязательном порядке проводятся занятия физического воспитания. После получения образования человек должен самостоятельно физически развиваться или поддерживать необходимый уровень двигательной активности, но как показывает практика, этого у большинства людей не происходит в связи с отсутствием сформированного потребностно-мотивационного компонента. В содержательной части в системе образования обучающийся получает необходимый для поддержания здорового образа жизни материал, который он должен развивать, исходя из существующих реалий.

Рефлексивный компонент и творческий компонент находятся в прямой взаимосвязи с остальными компонентами: задания творческого характера направлены на повышение уровня усвоения материала, в свою очередь усиливая практически-деятельностный компонент и содержательный, а это в свою очередь вызывает интерес к предмету исследования, формируя потребностно-мотивационный компонент.

Компоненты мотивации обучающихся к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности должны проявляться и в теоретической подготовке, направленной на формирование мировоззренческой культуры и положительного отношения к физической культуре, а также методико-практической подготовке, которая направлена на овладение методами и средствами деятельности физкультурно-спортивной направленности для достижения различных целей [1, С.144].

Современные результаты исследований показывают, что больше половины обучающихся не хотят выполнять нормативы ГТО. Отсутствие понимания смысла выполнения данный комплекс исследователи указывают как одну из основных причин [2, С.35]. Отсутствие содержательной составляющей не позволяет в полной мере сформировать мотивацию для выполнения каких-либо действий. Что подтверждается словами Г.Л. Драндрова: «мотивация, с одной стороны, зависит от мотивов, которые являются устойчивыми психологическими образованиями, с другой — от познаваемых и оцениваемых человеком ситуативных факторов деятельности. Ситуативные факторы, в отличие от мотивов, являются контролируемыми и управляемыми. Педагогически оправданное воздействие на эти факторы формирует мотивацию, которая через процесс и результаты побуждаемой и направляемой ею деятельности приводит к соответствующим изменениям мотивов …» [2, С.35].

Подготовка обучающихся как в теоретическом, так и в практическом плане должна осуществляться с применением разнообразных методов, способов, средств, технологий и форм обучения: лекция, опросы, беседы, семинары, тестирования уровня физической подготовленности и показателей физического развития, паспорта здоровья и так далее [1, С.144]. Из всего многообразия форм и методов обучения необходимо выявить наиболее эффективные и рациональные, которые бы позволили в полной мере сформировать устойчивую мотивацию к выполнению нормативов ГТО.

Таким образом, помимо приобретения теоретических знаний обучающиеся должны обладать умениями целеполагания через проведение анализа и обсуждение условий для достижения поставленных целей между обучающимися. При таком подходе происходит формирование не только аналитических и критических способностей, но и развитие творческого потенциала как участника учебно-тренировочного процесса.

Список литературы

  1. Ильин А.А., Марченко К.А., Капилевич Л.В., Давлетьярова К.В. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой // Вестник Томского государственного университета. 2012. №360. С. 143-147.
  2. Грачев А.С., Жаглина Е.В., Гончаров А.А. Влияние мотивации достижения на отношение школьников к регулярным занятиям физической культурой и сдаче норм ГТО // Научный журнал «Дискурс». 2017. 12 (14) Педагогические науки. С. 33-41.