Проблема адаптации молодых сотрудников на предприятии

№127-1,

Психологические науки

В данной статье рассматриваются особенности адаптации молодых сотрудников на предприятии, раскрываются психофизиологический, социально-психологический, профессиональный аспекты трудовой адаптации, которые находятся во взаимодействии. Адаптация молодых сотрудников на предприятии рассматривается в виде управляемого процесса.

Похожие материалы

Человеческие ресурсы играют огромную роль в достижении целей организаций, качестве предоставляемых услуг и производимой продукции. Это зависит, конечно же, от работы по набору специалистов. Но даже самый эффективный отбор сотрудников, не способен дать желаемый результат, если недостаточно внимания уделяется вопросу адаптации новых сотрудников, особенно в первый год их работы [1; 3; 4; 6].

В настоящее время процессу адаптации посвящено большое количество исследований, которые подкреплены различными материалами. Однако, изменение условий труда вызывает малоизученные явления и процессы в трудовой деятельности, а трудовая адаптация сотрудников призвана обеспечить максимально быстрое и плавное включение молодых сотрудников в рабочий процесс и их внедрение в корпоративную культуру организации.

Адаптация молодых сотрудников на предприятии рассматривается в виде управляемого процесса, который описывает, как происходит интеграция людей в профессиональную среду предприятия. Его можно рассматривать как способ взаимодействия предприятия и сотрудника, но при этом происходит развитие человеческих ресурсов компании. Такое развитие происходит в условиях постоянного изменения как характеристик молодых специалистов, так и требований, предъявляемых к ним компаниями [3,4].

Результаты трудовой деятельности работника, производственные показатели предприятия также зависят от трудовой адаптации [1].

В годы перестройки был утерян положительный опыт управления процессом адаптации молодых сотрудников, который был накоплен советскими предприятиями в прошлом веке, поэтому «текучесть» кадров увеличилась.

Трудовую адаптацию считают многогранным процессом, сочетающим в себе несколько типов социальной адаптации: профессиональную, социально-психологическую, организационную, социально-бытовую, психофизиологическую [1, с. 19]. Трудовая адаптация — это взаимная адаптация сотрудника и организации. В процессе трудовой адаптации молодого сотрудника решаются следующие задачи:

  • развитие и закрепление трудовых и профессиональных качеств молодого специалиста;
  • установление коммуникационных связей с командой;
  • усвоение характеристик и условий работы [3].

Таким образом, трудовая адаптация — это социальный механизм включения работника в трудовую деятельность. Адаптация работника к конкретной трудовой ситуации проявляется в его трудовом поведении, в удовлетворенности условиями труда, отношениями в коллективе.

Завершение трудовой адаптации, то есть процесс освоения выбранной специальности и формирования полноценного сотрудника, характеризуется объективными и субъективными показателями.

В процесс трудовой адаптации включаются следующие аспекты:

  • психофизиологические — адаптацию к новой физической и психологической нагрузке, физиологические условия труда;
  • социально-психологические — вхождение молодого сотрудника в коллективные отношения, когда сотрудник получает информацию о деловых и личных отношениях в коллективе, о социальной позиции членов коллектива и др. Молодой сотрудник воспринимая информацию, соотносит ее со своим ценностями и опытом;
  • профессиональные — молодые сотрудники дополнительно овладевают необходимыми профессиональными знаниями, у них формируются профессиональные качества, положительное отношение к профессиональной деятельности;
  • организационные — ассимиляция роли и организационного статуса занимаемой должности в общей системе целей и организационной структуре предприятия. Через эту адаптацию молодой сотрудник вырабатывает понимание своей роли в производственном процессе.

Все аспекты адаптации находятся во взаимодействии, поэтому психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников требует комплекса психологических мер, которые бы обеспечивали успешность периода адаптации.

Под психологическим сопровождением процесса адаптации молодых сотрудников понимается система организационно-психологических мероприятий, направленных на совершенствование работы с персоналом и повышение профессиональной эффективности персонала [5].

В современных условиях кардинально меняется роль человека в деятельности организаций. И молодых сотрудников следует рассматривать не просто как персонал, а как «человеческий ресурс», ценность которого со временем возрастает. Больше внимания нужно уделять молодым и перспективным работникам, особенно в области планирования карьеры. Это один из сильнейших стимулов для роста профессионализма и мобилизации сил, который, к тому же, отвечает обоюдным интересам молодого сотрудника и организации.

Список литературы

  1. Алексеева К. Рабочая кость в горле: о трудоустройстве выпускников профессиональных училищ и техникумов // Профессионал. — 2007. — Вып. 5. — С. 19.
  2. Алферова Т.В. Социально-экономические проблемы управления персоналом промышленных предприятий // Экономико-правовое развитие современной России : сб. науч. тр. / МИЭМП. — М., 2008. — Вып. 5. — С. 21-33.
  3. Бородина Ю.В., Сергиенко К.Э. Коммуникационные процессы в организации // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 282-287.
  4. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом. — 1998. — №13.
  5. Оферкин С.Ф. Социально-психологический климат и адаптация молодых сотрудников // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-klimat-i-adaptatsiya-molodyh-sotrudnikov (дата обращения: 17.08.2021).
  6. Павлова М.Ю. Об использовании научной составляющей при формировании профессиональных качеств инженера // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С. 144—145.