Архетип Чудовища в романе Яна Флеминга «Доктор Но» (анализ одного эпизода)

№127-1,

Филологические науки

В статье анализируется один из эпизодов романа Яна Флеминга «Доктор Но».

Похожие материалы

Ян Флеминг (англ. Ian Fleming, 1908-1964) — английский писатель и журналист, признанный мастер остросюжетного романа, создатель хрестоматийного образа «агента 007» Джеймса Бонда. Флеминг прожил яркую, насыщенную жизнь. Началу писательской карьеры предшествовала служба в армейской разведке и участие во Второй мировой войне. Накопленные впечатления вдохновили Флеминга на создание произведений, которыми и сегодня зачитывается весь мир [4].

Занимая нишу «низовой», «развлекательной» литературы, произведения писателя вместе с тем не лишены определённого художественного «шарма». Можно говорить об особом «примитивизме Флеминга». Писатель не утруждает себя ни стилистической правкой, ни проработкой характеров, ни тщательным продумыванием сюжетной линии (Флеминга не волновали даже возможные «несостыковки» и «сюжетные дыры» — писатель признавался, что, работая над своими произведениями, никогда не перечитывал написанное им ранее, не «освежал в памяти» какие-либо детали).

Не стремится писатель и к реалистичности — напротив, сюжет у него нарочито неправдоподобен (а порою и откровенно нелеп). Делая упор на динамику, Флеминг сталкивает своих героев со всё новыми невообразимыми опасностями и смертельными ловушками.

По мнению Э. Бёрджесса, в основе поэтики Флеминга лежит «усиленный журналистский стиль» — речь идёт о «скорости повествования, которая дурит читателя насмешкой над уже прошедшей опасностью». Среди авторов, повлиявших на Флеминга, — А. Конан-Дойл, А. Кристи, Р. Чандлер, Д. Хэммет, Э. Эмблер, Г. Грин.

Наше внимание привлекла шестая книга Флеминга о приключениях Джеймса Бонда — роман «Доктор Но» (англ. «Dr. No»), увидевший свет в 1958 году.

Сюжет интересующего нас произведения незамысловат. В этот раз агента 007 отправляют на Ямайку для расследования загадочного исчезновения двух сотрудников секретной разведывательной службы — Джона Стренжвейза и Мэри Трублад. Как выясняется, Стренжвейз и Трублад были убиты киллерами, посланными Джулиусом Но — бывшим мафиози, а ныне крупным предпринимателем, тайно сотрудничающим с советской разведкой.

Новый антагонист агента 007 — не просто нечистый на руку делец, преступным путём наживший огромное состояние. Он — озлобленный на весь мир маньяк, мегаломан и садист, любитель бесчеловечных медицинских экспериментов. Доктор Но окружил себя целой армией безжалостных головорезов, а свои владения на островке Крэб Ки превратил в самое настоящее изолированное квазигосударство, где он — полноправный властелин, упивающийся собственной жестокостью и безнаказанностью.

Доктор Но готов расправиться с каждым, кто посмеет покуситься на его «вотчину». Однако Бонд, как и подобает герою классического шпионского романа, выдерживает все выпавшие на его долю испытания и одерживает очередную блестящую победу.

Нами будет рассмотрен один из наиболее запоминающихся эпизодов романа — эпизод со сколопендрой, которую подбросили Бонду приспешники доктора Но.

Смутное ощущение опасности заставляет агента 007 внезапно проснуться среди ночи. Вскоре выясняется, что виной всему — оказавшееся в постели Бонда ядовитое насекомое:

«…Что же всё-таки разбудило Бонда? Он осторожно шевельнулся, готовый сразу же выскочить из постели. И тут же снова замер.

По правой лодыжке что-то ползло. Через некоторое время это "что-то" достигло колена. Бонд почувствовал десятки лапок, царапающих кожу на ноге. Похоже на какое-то насекомое. Бонд решился слегка приподнять голову. Боже правый! Да оно величиной с ладонь!..

"Что-то" медленно перемещалось… Бонд понял, что по нему ползёт ядовитая сколопендра…

Насекомое достигало в длину двадцати сантиметров… По обеим сторонам головки сколопендры Бонд заметил два согнутых усика, на концах которых содержался яд, убивающий при проникновении в кровь…

"Что бы ни случилось, — приказал себе Бонд, — не двигаться и не дрожать". Он чувствовал только одно — царапанье двух рядов ножек… Бонд стиснул зубы. Непреодолимое желание сбросить тварь… Нет, не двигаться, иначе укус неизбежен! [1]».

Проявив чудеса выдержки и хладнокровия, агент 007 избегает гибели:

«…насекомое снова отправилось в путь. Залезло на подбородок Бонда, пересекло губы и поползло вдоль носа.

"Только не двигаться! " — повторял про себя Бонд.

Сдерживаться больше не было сил. Бонд приоткрыл рот, пытаясь восстановить дыхание. Так, так, спокойствие! Насекомое снова зашевелилось. Заползло в волосы…

Наконец сколопендра… переползла на подушку. Бонд услышал лёгкое царапанье лапок о ткань…

Упав на ковёр, сколопендра попыталась уползти. Бонд огляделся в поисках чего-нибудь тяжёлого. Ботинок — это то, что нужно [1]».

Образ сколопендры, подкинутой в номер отеля, чрезвычайно интересен. В нём нашёл отражение древнейший страх человечества — страх перед разрушительными силами природы. Ядовитое насекомое Флеминга — прямой потомок драконов из средневековых рыцарских романов, троллей из скандинавских преданий и других сказочных «бестий», известных с незапамятных времён. Другими словами, мы имеем дело с архетипом Чудовища.

Термин «архетип» (от гр. archetypes — первообраз) ввёл в научный оборот швейцарский учёный К. Г. Юнг. Исследователь определил архетипы как «реликты архаического опыта, что живут в бессознательном современного человека [3, с. 206]». Архетипы раскрывают себя не в теоретических понятиях, а в наглядно-образной (иконической) форме. Подлинной их «сокровищницей» выступают древние мифы и обряды, фольклор и, конечно же, индивидуально-авторские художественные высказывания.

Как неотъемлемая составляющая культуры архетипы объективны и трансперсональны.

Юнг выделял следующие основные архетипы: анима (персонификация женского начала, сокрытого в мужской психике), анимус (воплощение мужских тенденций в женской психике), тень («тёмная», «негативная» сторона личности), самость, ребёнок, мать, мудрый старец.

Если придерживаться предложенной Юнгом классификации, архетип Чудовища следует рассматривать как один из вариантов архетипа Тени.

Следует отметить, что в «Докторе Но» есть и другие образы, воплощающие архетип Чудовища, — так, в одном из эпизодов романа упоминается «огромная серая акула», а в финале главному герою приходится сразиться с гигантским спрутом. Однако образ сколопендры, на наш взгляд, является наиболее «колоритным».

Список литературы

  1. Ян Флеминг. Доктор Но [Элекронный ресурс] URL: http://www.lib.ru/DETEKTIWY/FLEMING/dr_no.txt (дата обращения: 10. 08. 2021)
  2. Чернец Л. В. Введение в литературоведение: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под ред. Л. В. Чернец. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 720 стр. — (Сер. Бакалавриат)
  3. Юнг. К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — Киев, 1994.
  4. Лиза Биргер. Шпион, которого мы полюбили: Джеймс Бонд как бледная тень писателя Яна Флеминга. // ТАСС, 28 мая 2018, 17:35. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/opinions/5242183 (дата обращения: 15. 08. 2021)