Роль семьи в рождении и воспитании подрастающего поколения

№42-2,

Социологические науки

В статье рассмотрена роль семьи в процессе рождения и воспитания подрастающего поколения. Показана важность института семьи в выполнении воспитательной функции и сохранении общего жизненного тонуса личности.

Похожие материалы

Семья, как социальный институт, играет первостепенную роль в обеспечении жизнедеятельности общества и выполняет следующие функции репродуктивную, воспитательную, экономическую, бытовую и рекреационную. Безусловно, важнейшей функцией семьи, наряду с репродуктивной, является воспитательная. В этом заключается, на наш взгляд, главное предназначение семьи [1, с.130].

И, несмотря на существующие серьезные проблемы семейных отношений, есть уверенность в том, что семья будет продолжать выполнять ведущую роль в рождении, воспитании детей, оказании помощи всем своим членам. В семье по-прежнему человек получает первые сведения и мире, природе, человеке, о самом себе. С багажом этих знаний он идет в общество, к людям, которые тоже оказывают на него влияние. Ценности общества и семьи во многом совпадают и составляют основу существования социума.

В философском словаре дано такое определение ценности: «Ценность – это, то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением» (П.Менцер) [4]. Ценностями любого общества являются социальные, политические, экономические и духовные достижения, приумножающие условия для полноценного развития ее членов, их семей. Семейные ценности тоже включают общественные, только акценты делают на тех, которые более всего признаются важными для данной малой группы. Я думаю, основными семейными ценностями являлись любовь друг к другу, детям и счастье.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка [5].

Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения чаще всего

рассматривается применительно к детскому и подростковому возрасту, т. е. к начальному периоду социализации и формирования духовно-нравственных основ личности. Конечно, по мере взросления детей, возрастания их самостоятельности, роль семьи неуклонно снижается, однако, это не означает, что она полностью утрачивает свое значение в воспитании уже взрослых детей.

В процессе рождения и воспитания личности роль семьи обнаруживается, прежде всего, в том, что она выступает в качестве своеобразного генератора источника взглядов, представлений о мире, обществе, о месте человека в обществе. Под влиянием этих взглядов формируются отношения к другим людям, к детям, к природе, образуется обыденное знание общественных порядков, требований и норм.

Семья является носительницей традиций и норм поведения, которые усваиваются личностью и производятся в виде имитаций, семейных ритуалов, ценностных ориентаций и сложных психологических установок. Это находит свое выражение, например, в том, что размер семьи и характер внутрисемейных отношений во многом «традиционны». Тип родительской семьи (авторитарный или демократический), уровень ее сплоченности во многом предопределяют уровень устойчивости и характер отношений в молодых семьях [2, c.135-136].

Особое место семьи в системе рождения и воспитания ребенка определяется тем, что она выступает в качестве передаточного звена в преемственности поколений, занимает промежуточное положение между социальными институтами и общественными отношениями, а также конкретными формами и способами жизнедеятельности людей, условиями их жизни в определенном социальном пространстве. Наличие или отсутствие каких-либо особых (например, национальных традиций), семейных норм и обычаев может заметно отразиться на внутрисемейных отношениях и поведении семьи в сфере воспроизводства новых поколений [3, с.75 -76].

Утвердиться родительскому авторитету мешают недостатки семейного воспитания. Чрезмерная материнская любовь, также как и её отсутствие, может ослеплять, делать несчастной не только мать, но и ребёнка. Самая трудная профессия – быть матерью. Любовь матери должна быть разумной, нежной и требовательной. Не случайно в народе говорят: «Что легче пуха? Сердце матери. Что твёрже камня? Сердце матери» [6].

В.А. Сухомлинский рекомендовал внедрять в семейную педагогику десять этических «нельзя»: «Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми. Нельзя вступать в пререкания со старыми людьми, особенно со стариками. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что она не даёт себе – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье. Нельзя делать то, что осуждают старшие. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его» [6].

В заключение отмети, что общество, накладывая на семью определенные социальные обязательства, осуществляет контроль за выполнением ею воспитательной функции. В этом случае семья выступает уже в роли социального института, который несет ответственность за отношение между членами семьи, родственниками. «Каждый из нас – это половина человека» – говорил Платон, семья же – обретение целостности. Признание приоритета проблем личности, её социального благополучия усиливают «позицию» института семьи в выполнении воспитательной функции и формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения [4, с.171].

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Социология. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 236 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
  2. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
  3. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. № 9. – С.73 – 76.
  4. Игебаева Ф.А. Семьи как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
  5. http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/03/12/esse-o-roli-semeynykh-tsennostey-v-vospitanii-0
  6. http://festival.1september.ru/articles/313555/
  7. http://infourok.ru/referat-rol-shkoli-i-semi-v-vospitanii-podrastayuschego-pokoleniya-528235.html