Актуальность проведения обучения по охране труда

NovaInfo 130
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 16
CC BY-NC

Аннотация

Обучение нужно проводить потому, что оно позволяет снизить производственный травматизм, повышает безопасность ведения работ. Эти требования введены именно с целью снижения профессиональных рисков.

Ключевые слова

ОХРАНА ТРУДА, РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, АНАЛИЗ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

Текст научной работы

Основой всего человеческого существования является трудовая деятельность, однако сохранение жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе производства происходит не само по себе, а требует знания охраны труда и умения работать с соблюдением правил безопасности. Эти правила «написаны кровью», в них сконцентрирован опыт предыдущих поколений, сформулированы меры профилактики профессиональных рисков. Важным является и то, что изучая прошлый опыт других, работники получают возможность защитить себя в будущем. 70% несчастных случаев на производстве происходят из-за недостатка обучения.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Уже более 16-ти лет действует Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок № 1/29). Столь значительный период действия Порядка способствовал развитию различных подходов к обязательной процедуре обучения по охране труда: одни организации подходят к процедуре формально и пытаются выполнить требования ТК РФ с минимальными временными и финансовыми затратами; другие же, осознающие важность процедуры и последствия формального подхода к ней, уделяют значительное внимание вопросу обучения работников требованиям охраны труда.

Основная цель обучения по охране труда — предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Многочисленные исследования причин производственного травматизма, а также профессиональных заболеваний позволили разделить все многообразие этих неблагоприятных событий разделить на три группы.

Первая группа причин связана с неправильными действиями самого работника.

Это значит, что мы должны учить работников (особенно рабочих профессий) правильно (безопасно) работать, правильно действовать в соответствии с ситуацией.

Вторая группа причин связана с неправильной организацией работ.

Это значит, что мы должны учить работников (особенно непосредственных руководителей работ) правильно организовывать работы, особенно повышенной опасности или на опасных производственных объектах, верно оценивать ситуацию.

Третья группа причин связана с неисправностями и отказами оборудования или неустойчивым протеканием технологического процесса.

Это значит, что мы должны учить работников (особенно руководителей производства, специалистов) правильно эксплуатировать оборудование, вовремя диагностировать возможность его поломки, уметь оценивать производственные и профессиональные риски, знать меры по их ограничению и уменьшению.

Основными причинами хронических профессиональных заболеваний являются неблагоприятные условия труда, чем бы они не были вызваны, технической невозможностью и экономической нецелесообразностью осуществления другого технологического процесса, неиспользование работником средств индивидуальной защиты и других мер безопасности (например, защиты временем, периодических медосмотров и т.п.)

В конечном итоге основным виновником того или иного неблагоприятного происшествия оказывается человек поскольку именно он «что-то не сделал» или «сделал не так, как нужно». Нельзя забывать, что безопасный труд предполагает физическую и психологическую готовность работника работать «по правилам» и выполнять свои функции в соответствии с требованиями охраны труда, располагая достаточным уровнем профессиональной грамотности и осознанной мотивации.

Поскольку полностью устранить опасности посредством технических и организационных мероприятий принципиально невозможно, то безопасность работника зачастую определяется только его поведением. Предотвращение личностных (психологических и психофизиологических) причин травмирования связанно с подбором кадров, а также с постоянным обучением, инструктированием и воспитанием работника, стимулирующими его безопасное поведение.

Анализ несчастных случаев показывает необходимость различать два типа типичных ошибок работников, приводящих к травмированию.

Во-первых, это «технические» ошибки типа случайных промахов или неумышленных действий, которые чаще всего встречаются в неоднократно повторяющихся производственных ситуациях и «случайно» возникают (например, из-за потери внимания) при многократно отработанных или автоматических по природе действиях.

Во-вторых, это «интеллектуальные» ошибки типа неправильных действий, которые чаще всего встречаются в нестандартных ситуациях, например, при ремонтных или наладочных работах.

Данные статистики говорят о том, что «интеллектуальные» ошибки связаны, в основном, с недостаточными знаниями работника, когда он либо неправильно оценивает (с позиции безопасности) производственную ситуацию, либо неправильно для данной ситуации применяет известное ему правило безопасности, либо плохо знает или совсем не знает необходимые для обеспечения своей реальной безопасности правила. Более того, нередко оказывается, что действующие правила (инструкции) по каким-то причинам не предусмотрели какую-то конкретную опасную ситуацию, и работник оказывается в заблуждении «ложной безопасности» со всеми вытекающими последствиями.

Если «технические» ошибки требуют доведенного до автоматизма «умения» работника работать безопасно, то «интеллектуальные» ошибки требуют определенной теоретической подготовки работника и умения пользоваться «знаниями требований охраны труда» для выбора правильного поведения в нестандартных условиях. Такие условия особенно характеры для «для переменной» рабочей зоны, когда, с одной стороны, все трудовые операции кажутся одинаковыми, а с другой стороны, они протекают в различной производственной среде именно здесь, из-за недостаточно хорошего обучения работник начинает совершать «интеллектуальные» ошибки — растет травматизм. Недаром травматизму подвержены в большей степени либо молодые работники, не имеющие достаточного опыта, и пожилые работники, имеющие опыт, но уже начавшие терять сноровку, умение делать быстро. К сожалению, зачастую им не хватает именно «долей секунды», чтобы в случайно сложившейся неблагоприятной обстановке избежать травмирования.

Чтобы работники имели необходимые представления обо всех видах риска, потенциальных опасностях и опасных элементов оборудования, которые присутствуют на рабочем месте, и могли знать, тогда они подвергаются той или иной опасности и каковы могут быть последствия их действий, требуются соответствующее образование, подготовка (обучение) и стажировка.

Мировой и российский опыт свидетельствуют, что обучение работников безопасным приемам труда, требованиям охраны труда, оказанию первой помощи пострадавших является важнейший профилактической мерой предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Практика показывает, что для реализации настоящего обучения нужно на первое место ставить цели и задачи обучения, его содержание, его обусловленность характерам трудовой деятельности, выполняемой трудовой функцией.

В заключении хотелось бы сказать, что реальные действия организаторов обучения и на производстве и учебных центрах работодателя, и в сторонних обучающих организациях требуют от организаторов обучения правильных действий, эффективных результатов обучения. Это является залогом снижения производственного травматизма.

Читайте также

Список литературы

  1. Трудовой кодекс РФ от 20.06.2018 №197-ФЗ.
  2. ФЗ №426 «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013
  3. Российская газета, 30 декабря 2013 №6271
  4. ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда, от 01.03.2017
  5. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда работников организаций: Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2013 №1/29.

Цитировать

Михайлова, У.А. Актуальность проведения обучения по охране труда / У.А. Михайлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 130. — URL: https://novainfo.ru/article/18894 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться