Соотношение форм общественного сознания: морали, права, политики

NovaInfo 18
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 33
CC BY-NC

Аннотация

По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в формах общественного сознания. Общественное сознание - отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Ключевые слова

ПРАВО, МОРАЛЬ, ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Текст научной работы

По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в формах общественного сознания. Общественное сознание — отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества.

Формы общественного сознания являются различными способами духовного освоения действительности.

Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. В отличие от юридических законов, поддерживаются не силой государства, а авторитетом общественного мнения и внутренними убеждениями людей. Происходит на основе обычаев, закрепивших такие поступки, которые оказались полезными для сохранения и развития человека и общества, отвечая их потребностям и интересам. Проявляются в социальных запретах (табу), призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общих интересов действия. Огромную роль в нравственном сознании играет и понятие должного. Сила нравственных норм — в их юридической незакрепленности. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый — выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Второй аспект морали — конкретные формы внешнего проявления качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены. «Человек есть ряд его поступков….Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне»

Политическое сознание возникает с разделением общества на классы при зарождении государства и политики. Политика (греч. «искусство управления государством») охватывает область отношений социальных групп и слоев к государству и правительству, взаимоотношений между этими группами и классами, между нациями и государствами. Отсюда и главные проблемы политического сознания: — государственной власти; — общественного устройства; — классовой и социальной борьбы; — взаимоотношений между государствами, вопросы войны и мира.

Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. В отличие от политического сознания правовое отражает жизнь с точки зрения прав и обязанностей всех участников общественных отношений. Правовое сознание нормативно, так как возникает для регламентации общественных отношений и служит средством обеспечения правовых норм.

Соотношение права, морали и политики: общее и различия

В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех форм общественного сознания, так и их специфику. Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали на значимость права и морали, их сходство и несовпадение.

Единство права и морали состоит в том, что они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа. Помимо этого право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни. Еще одно сходство этих двух форм заключается в том, что у права и морали один и тот же объект регулирования — общественные отношения (только в разном объеме).

Отличительные особенности данных явлений заключаются в следующем. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. По-другому формируется мораль: ее нормы создаются не государством непосредственно, и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

Кроме того, право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей — участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.

Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения. При этом нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни сроков их действия. Возникая постепенно, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое, теряют силу.

Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей; правомерного — неправомерного, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.

Также право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом — он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек накалывается от имени государстна, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.

Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это — ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми. Мораль не располагает тем набором средств принуждения, который имеется у права — заранее продуманная и широко известная система санкций.

Что касается политики, то ее общая черта с моралью заключается в том, что и политика, и мораль относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего они подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.

В то же время, политика представляет собой деятельность, направленную на урегулирование групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты. Источником политики являются экономические и другие насущные интересы и потребности людей. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды.

Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Различие между политикой и правом проистекает в разнице между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера — это, прежде всего, законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления — это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций. В отличие от политического сознания правовое отражает жизнь с точки зрения прав и обязанностей всех участников общественных отношений. Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика — более широкое явление, чем право.

Читайте также

Цитировать

Врублевский, С.Р. Соотношение форм общественного сознания: морали, права, политики / С.Р. Врублевский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 18. — URL: https://novainfo.ru/article/1890 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться