Комплаенс менеджмент в образовании

NovaInfo 130, с.89-90, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о применения комплаенс менеджмента в образовании. На сегодняшний день комплаенс менеджмент только в ходит в систему образования и имеет как свои плюсы, так и минусы.

Ключевые слова

РИСКИ, КОМПЛАЕНС МЕНЕДЖМЕНТ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Текст научной работы

Развитие современных технологий и увеличение роли глобализационных процессов приводят к трансформации общества и его систем. Трансформационные процессы особенно отражаются в системе образования. Российское образования стремится к рациональному использованию ресурсов в виде времени, знаний, навыков, соблюдению правовых и этических аспектов. Для реализации этого в современную систему образования встраивают и применяют различные технологии управления. К таким технологиям относят комплаенс менеджмент.

В переводе с английского языка «комплаенс» (compliance) означает согласие или соответствие. В общем смысле комплаенс менеджмент — это система регулирования рисками в организации. Изначально комплаенс менеджмент применялся в зарубежной практике исключительно в банковской сфере. Однако вскоре данный метод получил распространите в других сферах и стал активно применятся в российской практике.

Комплаенс менеджмент достаточно легко применим в образовательной сфере. Основной его целью в сфере образования является минимизация социально-экономических, политических, техногенных и репутационных рисков, возникающих вследствие нарушения профессиональных и этических стандартов. Другими словами, у вуза при несоблюдении требований нормативных правовых актов, регулирующих его деятельность, появляется риск применения к нему юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации вузом.

Высшие учебные заведения функционируют по определенным нормам и стандартам, где комплаенс менеджмент осуществляет роль контроля. Применение комплаенс менеджмента становится обязательной частью системы внутреннего контроля.

Осуществляя свою деятельность вуз сталкивается с различными спорными и проблематичными ситуациями — рисками. Согласно социологическому словарю, риском является ситуация возникновения потери при определенной деятельности: принятие неверных решений, не решение возникших проблем, принятие неверных стратегий управления и так далее. Создание рисков и подбор решений приводит к различным результатам: положительным, отрицательным или запланированному.

В системе образования выступают различные стороны: кто осуществляет образовательные услуги и те, кто их получает. Риски в образовательной сфере могут складываться из разногласия целей данных сторон, которые сильно сказываются на качестве образования.

Участники образовательного процесса, осуществляющие подготовку специалистов, сталкиваются с рисками невыполнения заявленными ими потребностями.

Участники, получающие образовательные услуги с целью профессионально реализации, сталкиваются с рисками несформированности необходимых компетенций: недостаточность теоретических знаний, не умение применять теоретические знания на практике, недостаточность практического опыта и так далее.

Третий стороной, созданных рисков в системе образования, выступает само общество. Общество сталкивается с рисками получения неквалифицированных работников, недостаточным количеством квалифицированных работников, неспособность работников быстро и правильно решать проблемы и многие другие.

Также само государство становится звеном, подвергающимся созданным рискам в системе образования. Государство сталкивается с рисками неэффективности использовании бюджетных средств, недостаточным финансированием вузов, несовершенства нормативной базы в области образования, а также на сколько эффективен контроль качена образования.

Комплаенс менеджмент в системе образования должен быть направлен на выстраивание системы, где риски будут сводится минимуму. Таким образом, система образования станет стальной и устойчивой для дальнейшего развития.

На основе анализа литературы и практики применения комплаенс менеджмента стоит сделать вывод об его эффективности в образовательной системе. Комплаенс менеджмент направлен на снижения рисков на стабильного функционирования системы образования.

Читайте также

Список литературы

  1. Губарев В.В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество. — 2002. — No 4. — С.30-35.
  2. Орлова М.Г. Комплаенс-система как антикризисный механизм активизации человеческого фактора // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. — Новосибирск, 2015. — № 2. — С. 71-75.
  3. Орлова М.Г. Репутационный рейтинг преподавателя как показатель конкурентоспособности ВУЗа // Актуальные проблемы модернизации высшей школы. Материалы Международной научно-методической конференции, 6-7 февраля 2014. — Новосибирск: СГУПС, 2014. — С. 267-269.
  4. Орлова М.Г. Совершенствование деятельности транспортной компании на основе комплаенс-программы // Тезисы VIII Международной научнотехнической конференции в рамках года науки Россия-ЕС «Научные проблемы реализации транспортных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке». — Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. — С. 229-330.
  5. Трунцевский Ю.В., Раменская П.Ю. Корпоративный комплаенс как альтернатива законов, нормативов и правил // Международное публичное и частное право. — 2013. — No 2. — С.39.
  6. Терехов А.Г. Трансформация комплаенса и риск-менеджмента в системе внутреннего контроля // Внутренний контроль в кредитной организации. — 2011. — No 1. — URL: http://www.reglament.net/bank/control/ 2011_1/get_article.htm?id=1241

Цитировать

Иванаевский, Д.В. Комплаенс менеджмент в образовании / Д.В. Иванаевский. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 130. — С. 89-90. — URL: https://novainfo.ru/article/18954 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться