Сенсорный маркетинг: рекомендации по цветовому оформлению торговой точки

NovaInfo 131, с.34-36, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается один из аспектов сенсорного маркетинга – воздействие на органы чувств потребителя посредством цветового оформления торговой точки. Автором на основе изученного теоретического материала и результатов проведённого анкетирования даны практические рекомендации по данному вопросу.

Ключевые слова

ЦВЕТ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ, ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ, ПОТРЕБИТЕЛЬ, СЕНСОРНЫЙ МАРКЕТИНГ, МАРКЕТИНГ, ТОРГОВАЯ ТОЧКА, ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Текст научной работы

Как известно, инструменты сенсорного маркетинга направлены на воздействие пяти органов чувств, которые есть у каждого человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. По мнению потребителей, наиболее восприимчивыми являются глаза. Следовательно, современным брендам, использующим в своих торговых точках технологии сенсорного маркетинга, в первую очередь необходимо обращать внимание на факторы, воздействующие на орган зрения. Непосредственное влияние на зрительное восприятие товара и бренда оказывает цветовое оформление торговой точки. О немаловажности этого фактора свидетельствует и то, что при посещении магазина в первую очередь большинство потребителей привлекает его цветовое решение.

Возникает необходимость такого оформления торговой точки, чтобы цвет соответствовал её товарному ассортименту. Например, если это магазин чая, то рекомендуемым цветом оформления тех зон, где предлагается лёгкий чай (например, зелёный) является светло-зелёный цвет. Для тех зон, где предлагается фруктовый чай, можно применить цвет бордо, а в той зоне, где вниманию потребителя представлен чёрный чай, следует использовать тёмно-коричневый или чёрный цвет. Таким образом, у покупателя в сознании сразу сформируется чёткое понятие того, что каждая область с тем или иным цветом соответствует чаю определённого типа. Такое рациональное цветовое оформление торговой точки поможет легко ориентироваться в предложенном ассортименте, а также для любителей определённого вида чая это позволит сразу же сконцентрировать внимание на интересующем товаре. Безусловно, это гораздо лучше, чем оформлять весь магазин в одном цвете, который не вызовет ассоциаций с предложенным ассортиментом (например, светло-жёлтый, ярко-красный, синий цвета здесь были бы неуместны).

Если обратиться к рассмотрению цветового оформления супермаркета (гипермаркета), то здесь надо учесть то, что каждый товар вызывает у потребителей определённые ассоциации. Например, для оформления овощного отдела рекомендуется применять зелёные тона, которые будут сообщать потребителю о свежести, сочности овощей. Также здесь следует взять во внимание и то, что зелёный цвет ассоциируется с жизнью, со здоровьем, и овощи в то же время имеют в сознании потребителей статус здорового питания. Кроме того, в рамках одного отдела (например, фруктового) можно применять разные цвета, соответствующие разным фруктам. Например, над гранатами можно применить вывеску в цвете спелой вишни, над апельсинами — вывеску оранжевого цвета, над бананами — ярко-жёлтого и т.п. Удачным будет создать на этих вывесках визуализацию фруктов в разрезе. Если фрукт сочный, с мякотью, то изобразить капельки сока этого фрукта, что подчеркнёт его сочность.

В то же время к отделу с молочной продукцией будут совершенно иные требования. Например, можно визуализировать момент, когда молоко наливают в стакан перед его потреблением. На заднем плане желательно, чтобы прослеживалось изображение деревьев, забора, что вызовет у потребителя ассоциации с деревней. А в деревне, как известно, самое вкусное и полезное молоко. Однако над йогуртами следует применить вывески другого плана. Необходимо сделать акцент на том, какая добавка используется в йогурте. Например, если это черничный йогурт, то на баннере можно изобразить, как ягоды черники падают в белоснежное молоко, или, например, если это йогурт с персиковой начинкой, то неразумным будет показывать, как целые персики падают в молоко. Это будет странно выглядеть, так как персики содержат косточки, а в йогурте потребителю совсем не хочется их обнаружить. Значит, наилучший вариант — изобразить сами мелкие кусочки персика в молоке. Кроме того, каждый фрукт или ягода начинают с течением времени, находясь в кисломолочной жидкости, окрашивать её своим соком. Это говорит о том, что более аппетитно баннер будет выглядеть в том случае, если кусочки персика дадут молоку нежно-оранжевый оттенок.

В местах продажи кофе можно сделать баннеры с крупным изображением кофейных зёрен. Другой вариант — изобразить кружку с тёмной жидкостью (потребитель сразу же поймёт, что это кофе), от которой будет идти пар. Такая визуализация сразу передаст ощущение насыщенности напитка, косвенно (с помощью исходящего от кружки пара) позволит почувствовать аромат напитка. Нельзя не согласиться с тем, что в таком отделе неразумно применять зелёные цвета, в большей степени вызывающие ассоциации с чаем, с овощами, но никак не с кофе. Это всё равно как применять в мясном отделе фиолетовые или синие цвета, никак не вызывающие ассоциаций с мясом. Единственно правильным вариантом здесь будет применение различных оттенков красного, розового цвета. Большую роль сыграет визуализация мяса в разрезе, где будут видны его прожилки. Кроме того, при изображении мяса на баннере можно также сделать визуализацию специй, приправ, что позволит вызвать аппетит у потребителя. Однако и здесь надо быть осторожным: не рекомендуется изображать на баннере с мясом специи жёлтого или серого цвета. Такие специи наиболее уместны для супов, бульонов. На баннере с мясом даже приправы должны соответствовать общей цветовой концепции и быть красными или оранжевыми.

Если рассмотреть иные магазины, то здесь также существуют определённые особенности, которые следует учитывать при грамотном составлении цветового дизайна торговой точки. Например, в автосалоне необходимо применять сдержанные строгие тона. Наилучший вариант — сочетание белого и чёрного или же белого, чёрного и серого. Это придаст имидж автосалону, создаст атмосферу элегантности, уважения к своим клиентам. Остальные цвета здесь вообще не могут рассматриваться, так как автосалоны в основном направлены на привлечение внимания мужской состоятельной целевой аудитории. Нельзя поспорить с тем фактом, что разнообразие ярких тонов вызовет у этих потенциальных потребителей негативные эмоции и сообщит о низком уровне автосалона.

Подобный принцип действует и в магазине фирменных часов. Наиболее рациональным для поддержания высокого имиджа такого магазина будет применение приглушённых коричневых тонов, тёмно-серых и чёрных. Также возможно применение белого цвета для тех часов, которые содержат драгоценные камни, что подчеркнёт их ценность, придаст им эффект блеска, таким образом сообщая потребителю о драгоценных вкраплениях.

Если рассматривать магазины дизайнерской одежды, то здесь цветовое оформление зависит от того, какие ассоциации со своим товаром хочет создать тот или иной бренд. Например, в магазинах джинсов и джинсовой одежды можно сделать всё в тонах цвета деним. Кроме того, удачно будут смотреться плакаты с крупным изображением потёртостей на джинсах, торчащих белых ниток, заплаток, дыр, через которые видна кожа. Чем больше вокруг будет этого цвета и плакатов такого характера, тем в большей степени это погрузит потенциального покупателя в атмосферу всего того, что связано с джинсами и джинсовой одеждой. Неуместным здесь будет применять нежно-розовые тона, которые отлично в то же время походят для магазинов женского нижнего белья, потому что нежно-розовый цвет — это цвет юности, молодости, красоты и женственности. Кроме того, это мягкий цвет, вызывающий приятные эмоции у женского пола и заставляющий задержаться в магазине подольше. Безусловно, для таких магазинов не подходят яркие, вызывающие тона. Однако разноцветная палитра отлично подходит для магазинов горнолыжного снаряжения. Отличие объясняется тем, что у этих магазинов разный товарный ассортимент, направленный на удовлетворение потребностей различных целевых аудиторий потребителей. В случае с магазином горнолыжных костюмов или горнолыжного снаряжения продавец должен привлечь внимание активных лыжников, а это в большинстве очень жизнерадостные люди, любящие рисковать, предпочитающие кататься на большой скорости. Им интересно всё яркое, разноцветное, о чём свидетельствует расцветка их спортивных костюмов. Значит, и магазин, предлагающий товар для такой категории людей, должен быть интересен не однообразием сдержанных и приглушённых тонов, а наоборот, обилием ярких красок. При цветовом оформлении магазина игрушек, магазина детской одежды можно прибегнуть к изображению картинок с героями из любимых мультфильмов маленьких потребителей или же ярких картин природы с радугой, солнцем, что автоматически увеличивает диапазон используемых цветов.

При цветовом оформлении магазина следует учитывать подсветку, применяемую в торговой точке. Например, при освещении витрин свадебного салона уместным будет применить белый свет, который позволит подчеркнуть красоту белоснежного платья, его безупречность. Кроме того, располагать освещение в данном случае стоит так, чтобы оно шло снизу вверх, акцентируя внимание на всей длине свадебного платья. Витрина выглядела бы непривлекательно, если бы был применён какой-либо другой цвет подсветки, кроме белого, и если бы он был бы направлен, например, сверху вниз. В этом случае платье сразу теряет роскошь своего внешнего вида, кажется более коротким и не таким богатым.

Для освещения витрин ювелирного магазина также необходимо применять ярко-белый цвет. При таком цвете золотые изделия будут выглядеть так, словно перед покупателем находится целое поле, усыпанное бриллиантами. Кроме того, что такое освещение придаёт ощущение того, что перед покупателем находится действительно очень дорогая и ценная вещь, это ещё и позволяет очень хорошо рассмотреть изделие, увидеть каждую его деталь, не заставляя себя специально вглядываться. Однако здесь необходимо быть осторожным: не для каждого вида золота подходит белое освещение. Это надо учитывать при правильном подборе освещения для тех или иных ювелирных изделий.

В то же время для освещения магазина хлебобулочных изделий следует применять приглушённое жёлтое освещение. Это будет связано у потенциального потребителя с теплом, с уютом. Это вернёт потребителя к воспоминаниям из детства, когда бабушка с доброй улыбкой доставала горячий, свежеиспечённый хлеб из печи, чувствовалась атмосфера тепла и доброты. Кроме того, жёлтое освещение поможет потребителю сделать ассоциацию хлеба с солнцем, так как солнце тоже жёлтое. Но и хлеб, прежде чем оказаться на обеденном столе, начинает свой путь от колосков ржи или пшеницы, растущих и спеющих тогда, когда светит солнце.

В определённых случаях возникает необходимость применения холодного, синего освещения. Например, это будет уместно при подсветке минеральной воды. Это свет вызовет у потребителя такое чувство, словно перед ним стоит свежая холодная вода. Остаётся только купить её — и жажда будет утолена. При этом устанавливать свет надо так, чтобы он падал сверху вниз. Это позволит сверху бутылки оставить натуральный («прозрачный») цвет воды, а внизу он уже будет синим, что и сделает данный товар привлекательным с помощью цветовой подсветки. Однако такое освещение не подойдёт для чайных витрин, так как чай, наоборот, должен согревать, поэтому здесь следует применять светло-коричневое освещение с оттенками жёлтого. Синее освещение будет уместным и в том случае, если необходимо привлечь внимание потребителя к товарам, вызывающим ассоциации с морем. Например, морская соль, пена для ванн с запахом моря и т.п.

Таким образом, при цветовом решении торговой точки немаловажную роль играет и цветовое освещение витрин, что в значительной степени влияет на впечатление потребителя о представленном товаре. Кроме того, это позволяет составить мнение о товаре и в том случае, когда магазин закрыт (например, в позднее время суток), так как гораздо выигрышнее будет выглядеть витрина с подсветкой, чем обычное тёмное пространство закрывшегося магазина.

Читайте также

Список литературы

  1. Восковская, Л. В. Психология ощущений и восприятия : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. В. Восковская. — Москва: Юрайт, 2019. — 475 с.
  2. Дули, Р. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя / Р. Дули ; пер. с англ. В. Рубинчик. — Минск : Попурри, 2013. — 336 с.
  3. Линдстром, М. Buyology : увлекательное путешествие в мозг современного потребителя / М. Линдстром. — М. : Эксмо, 2010. — 240 с.

Цитировать

Ровнейко, М.А. Сенсорный маркетинг: рекомендации по цветовому оформлению торговой точки / М.А. Ровнейко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 131. — С. 34-36. — URL: https://novainfo.ru/article/19037 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться