Понятие коррупции в российском и международном уголовном праве

NovaInfo 131, с.80-83, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В научной статье автором приведен анализ основных подходов к понятию коррупции в российском и международном уголовном праве. Приводится основные признаки коррупции в уголовном законодательстве. Особое внимание уделяется анализу определить особенности уголовно-правовой квалификации коррупционных преступлений на современном этапе. Автор приводит соответствующие статьи правовых документов.

Ключевые слова

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО, ВИДЫ КОРРУПЦИИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, КОРРУПЦИЯ

Текст научной работы

Масштабы и динамика распространения коррупции, усиление внимания к ней со стороны международного сообщества превратили ее в глобальную проблему современности. Серьезную обеспокоенность как в России, так и в зарубежных странах вызывает негативное ее влияние на абсолютно все сферы государственной и общественной жизни, включая судебную систему.

Актуальность выносимой на обсуждение проблемы очевидна, поскольку она снижает способность органов государственной власти противостоять преступности, создает препятствия социально-экономическому развитию как на национальном, так и международном уровне, подрывает престиж и доверие к органам судебной власти, наносит существенный вред правам и законным интересам граждан любой страны независимо от формы государственного обустройства.

Бытует суждение, что коррупция — это злоупотребление служебного положения физического лица за рамками его полномочий, которое возникает в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера вопреки закону.

Коррупция проявляется в разных формах: в соответствии со статьями 201, 285 и 286 УК РФ к коррупции относятся злоупотребления служебным положением, статья 290 и 291 УК РФ сулит о получении и дачи взятки соответственно, а статья 204 УК РФ — коммерческий подкуп.

Основными причинами пространного распространения коррупции в России являются халатность и недобросовестность власти, неразвитость гражданского общества, нежелание высшего руководства страны разрабатывать инновационные методы противодействия коррупции, а также усовершенствовать законы.

Для того, чтобы минимизировать степень коррумпированности в стране в первую очередь необходимо бороться с ней системно, то есть не только бороться с преступностью по факту совершения противоправного действия, но и с помощью применения превентивных мер, которые должны пресекать саму мысль и идею совершения преступления, устранять причины, подталкивающие на совершение преступления. Значительную роль в борьбе с коррупционными преступлениями играет правосознание населения. Уровень правового воспитания населения, должностных лиц напрямую коррелирует с показателями коррупционной преступности.

Немаловажным представляется создание условий, позволяющих обществу повысить уровень доходов, не прибегая к нарушению действующего российского законодательства.

Полное предотвращение совершения коррупционных правонарушений является труднодостижимой задачей. Вместе с тем, для благополучия государства требуется снижение количества коррупционных преступлений до минимально возможного уровня при помощи различных механизмов и методов юридического (укрепление верховенства закона) и экономического характера — повышение уровня доходов населения, осуществление значимых социальноэкономических мероприятий на государственном и муниципальном уровне.

Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию.

Масштаб угрозы, которую представляет коррупция для развития человечества, обусловил степень озабоченности мирового сообщества данной проблемой. Это нашло выражение в многочисленных международных антикоррупционных инициативах, выработке фундаментальных международных документов о борьбе с коррупцией.

Несмотря на общепризнанность международного характера коррупции, следует констатировать, что средства борьбы с ней остаются преимущественно национальными, объединение усилий государств по борьбе с данным явлением происходит медленно, деклараций на международном и национальном уровнях пока явно больше, чем реальных действий. Крайне труден процесс реализации международных инициатив и унификации национального законодательства об ответственности за коррупцию. Серьезным тормозом международного сотрудничества является доминирование на национальном уровне коррумпированных элит, оказывающих сопротивление международным антикоррупционным усилиям.

Для Российской Федерации проблема коррупции и борьбы с ней является особо актуальной. Системный кризис, по целому ряду показателей отбросивший страну на десятилетия назад, не мог не сказаться на масштабах коррупции. Многочисленные исследования показывают, что в той или иной степени коррупцией поражены все системы социального управления, причем не только в «публичной», но и в негосударственной сфере.

Рассмотренные определения коррупции позволяют сделать выводы о нижеследующем:

Международное право в целом использует широкую трактовку коррупции как корыстного служебного злоупотребления, не сводя ее к подкупу-продажности служащих. В случаях, когда международные документы используют более узкие формулировки понятия коррупции, такие понятия, как правило, приравнивают коррупцию к взяточничеству или подкупу.

К коррупции указанные международные документы относят корыстные злоупотребления служебными полномочиями в государственном, муниципальном и частном секторах, различные формы подкупа-продажности публичных должностных лиц, выполняющих управленческие функции, а также незаконные действия таких лиц в собственных интересах в связи с осуществлением своих полномочий.

Анализ определений позволяет выявить признаки коррупции, которые должны найти свое место в любом юридическом ее определении на национальном уровне — социальная сущность (разложение власти), нормативный характер (запрещенность нормами права), корыстная мотивация.

В структуру коррупции входят не только коррупционные преступления, но и иные правонарушения (административные, дисциплинарные, гражданскоправовые), что помогает в уголовном праве осуществить максимальную криминализацию коррупционных деяний, а в профилактическом законодательстве — выстроить эффективную систему антикоррупционной политики.

Подытоживая рассмотрение понятия коррупции выделим следующие основные позиции:

Изучение вышеназванных источников, дающих перечни коррупционных преступлений, приводит к выводу, неоднократно озвученному в литературе, о том, что анализ имеющейся нормативно-правовой базы и позиций Верховного Суда РФ свидетельствует об отсутствии единообразного понимания круга коррупционных преступлений.

Основополагающим законодательным актом в сфере противодействия коррупционным проявлениям является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ст. 1 которого формулируется понятие коррупции, в частности это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в п. «а», от имени или в интересах юридического лица.

Однако в данном базовом специальном нормативном правовом акте законодатель не определил перечень коррупционных преступлений.

Так, согласно Конвенции Организации объединенных наций против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. и ратифицированной Российской Федерацией 8 марта 2006 г., к коррупционным относятся все корыстные преступления, связанные с использованием служебного положения — всего 15 составов преступлений.

Конкретный перечень коррупционных преступлений содержится в Указании Генпрокуратуры России № 853/11, МВД России № 5 от 25 декабря 2018 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». Ежегодно названный документ обновляется, что обусловлено изменениями, вносимыми в УК РФ, а также в уголовную политику.

Указание Генеральной прокуратуры дает вполне конкретный перечень коррупционных преступлений. Однако выявить количество таких деяний и их виды практически невозможно, так как статистические данные содержат сведения о квалификации преступления с точностью до части статьи УК РФ. Более точное установление пунктов внутри части и конкретных квалифицирующих признаков состава, от которых зависит отнесение преступления к коррупционному, по опубликованным статистическим сведениям нельзя. Отсутствие прозрачности и доступности статистических данных о преступлениях облегчает манипулирование ими, искажение реального состояния коррупционной преступности, является нарушением прав граждан на информацию. Недаром в некоторых странах такое деяние специально обозначено в уголовных кодексах как разновидность должностных преступлений.

Это существенно затрудняет исполнение п. 21 Указа Президента «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы», который предписывает Правительству Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации «организовать проведение научных междисциплинарных исследований, по результатам которых подготовить предложения, направленные на совершенствование мер по противодействию коррупции в части, касающейся… унификации форм статистической отчетности о результатах реализации мер по противодействию коррупции в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях».

Осуществление этой задачи видится в сборе и опубликовании подробных статистических данных о коррупционных преступлениях на основе статистических карточек о совершенном преступлении. Доступность таких сведений для одного ведомства — Генеральной прокуратуры Российской Федерации — не обеспечит озвученную в Указе междисциплинарность научного анализа, а значит, снизит его объективность и достоверность. Аналогичные подробные данные должны быть опубликованы судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, так как не менее важной составляющей научного анализа является изучение судимости коррупционных преступников с разбивкой по видам и срокам назначенного наказания, основаниям освобождения от ответственности и наказания, данных о личности осужденных и т. п.

Представляется целесообразным определиться с критериями юридической оценки деяния как коррупционного преступления. Законодательное определение термина «коррупционное преступление» в совокупности с критериями позволило бы гибко реагировать на изменения в самом явлении коррупции, а также формы его проявления и безошибочно выявлять коррупционные преступления и осуществлять противодействие.

Провозглашение коррупции одной из основных угроз государственной и общественной безопасности предполагает принятие комплекса мер по противодействию данному негативному явлению. Одним из его элементов является совершенствование уголовного законодательства. В России действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) не предусматривает перечня коррупционных преступлений. Более того, в уголовном законодательстве РФ до сих пор отсутствует дефиниция коррупции и одноименный состав преступления, а сами коррупционные преступления размещены в различных главах Особенной части УК РФ. Но с учетом стремительно изменяющегося законодательства и появления новых коррупционных преступлений включение перечня коррупционных преступлений в качестве примечания к какой-либо статье УК РФ или ФЗ о противодействии коррупции представляется малоэффективным и не решающим проблему. Формирование отдельной главы УК РФ, содержащей коррупционные преступления, потребовало бы «перекраивать» привычную структуру УК РФ, «извлекать» составы из глав 23, 30 и других, что неизбежно приведет к нарушению стройности УК РФ и возможным проблемам в правоприменении относительно других (не коррупционных) деяний.

Нуждаются в совершенствовании и уголовно-правовые средства противодействия коррупции, потенциал которых, как представляется, далеко не исчерпан. Одним из направлений такой работы должно стать приведение российского уголовного законодательства в соответствие с международными стандартами, выработанными международно-правовыми документами. Российская Федерация подписала несколько важнейших международных актов о борьбе с коррупцией, в частности Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999), Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (2000), Конвенцию ООН против коррупции (2003). Настоящие конвенции до настоящего времени не ратифицированы, во многом по причине противоречий с российским уголовным законодательством. Насущной представляется необходимость в работе по устранению указанных противоречий и незамедлительной ратификации международных антикоррупционных документов. Россия как государство, претендующее на глобальную роль в мировом сообществе, не может стоять в стороне от мировой антикоррупционной политики.

Значение международного сотрудничества в борьбе с коррупцией заключается не только в становлении эффективных механизмов противодействия транснациональным формам коррупции, но и в формировании единого мирового «антикоррупционного языка», понятийного аппарата, без которых эффективная антикоррупционная политика является невозможной.

Особую актуальность в этой связи представляет формулирование понятия коррупции, определение которого в национальном законодательстве является неоправданно вариативным. В Российской Федерации законодательное определение коррупции не сформулировано, хотя термин «коррупция» активно используется в нормативных актах. Формулирование такого понятия в российском законодательстве невозможно без учета положений международного права.

Приближение российского законодательства к международным стандартам, имплементация положений международных документов в такой принципиально важной области, как борьба с коррупцией, является выражением магистральной линии политики российского государства, направленной на интеграцию России в сообщество цивилизованных государств. Представляется, что реализация указанных актуальных задач требует дальнейших научных исследований по данному вопросу.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — N 4. — Ст. 445
  2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58- ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. — 26.06.2006. — № 26. — ст. 2780.
  3. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) // Собрание законодательства РФ. — 20.01.2003. — № 3. — ст. 203.
  4. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // Собрание законодательства РФ. — 18.05.2009. -№ 20. — ст. 2394.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  6. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. №172-Ф3 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. — 2009. — 22 июля.
  7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. № 266.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» //
  9. Официальный интернет-портал правовой информации. URL : www.pravo. gov.ru
  10. Указании Генпрокуратуры России № 853/11, МВД России № 5 от 25 декабря 2018 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». URL : www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_292972/
  11. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Котельников И.С. Современный опыт противодействия коррупции в Канаде // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 1 (92). С. 132134.
  12. Антонян Ю.М. Типология коррупции и коррупционного поведения // Социология коррупции. Материалы научно-практической конференции. М., 2003.С. 63.
  13. Агутин А.В., Синцов Г.В. К вопросу о фактических и правовых основаниях международного сотрудничества по противодействию коррупции с использованием прокурорских полномочий в сфере уголовного судопроизводства // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2017. — № 4 (44). — С. 20-26.
  14. Алексеева М.В. Особенности реализации антикоррупционного мониторинга в условиях Евразийского экономического союза // СевероКавказский юридический вестник. — 2016. — № 4. — С. 7-13.
  15. Артемов В. Ю., Власов И. С., Голованова Н. А. и др. Уголовноправовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительноправовое исследование / отв. ред. И. С. Власов. М., 2014.
  16. Ашавский Б. Н. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц // Чистые руки. 2014. № 2. С. 98.
  17. Бухарина Н.П. Основные подходы к пониманию коррупции в международных правовых актах // Юридическая мысль. — 2015. — № 2 (88). — С. 72-76.
  18. Богуш Г.И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: дис. ...канд юрид.наук. — М., 2004. — 194 с.
  19. Бочарников И. В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 9. С. 14.
  20. Ваулина Т.И. Ответственность за коррупционные преступления: международный и уголовно-правовой аспект // Российское право: Образование. Практика. Наука. — 2016. — № 6. — С. 37-40.

Цитировать

Ахметова, А.Б. Понятие коррупции в российском и международном уголовном праве / А.Б. Ахметова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 131. — С. 80-83. — URL: https://novainfo.ru/article/19091 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться