Проблемы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних

NovaInfo 131, с.84-86, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 17
CC BY-NC

Аннотация

В научной статье автором приведен анализ основных подходов изучения проблем исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних. Приводится основные понятия и видов наказаний в отношении несовершеннолетних. Особое внимание уделяется анализу определить особенности уголовно-правовой квалификации преступлений, совершенных несовершеннолетними на современном этапе. Автор приводит соответствующие статьи правовых документов.

Ключевые слова

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, ВИДЫ НАКАЗАНИЙ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

Текст научной работы

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, должны создать условия для переоценки жизненных ориентиров, мотивов, целей и поведения несовершеннолетними осужденными. Переоценка достигается путем повышения общеобразовательного и культурного уровня несовершеннолетних осужденных, их физического, психического, правового и духовного развития, а также обеспечения для них цивилизованного уровня жизнедеятельности. Но этого можно добиться лишь при обеспечении несовершеннолетним осужденным соблюдения их законных прав и свобод, одновременно преследуя цели соблюдения ими условий отбывания наказания.

Установление особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (сокращенные сроки и размеры наказания, дополнительные возможности для освобождения от уголовной ответственности и наказания и др.) должны объясняться прежде всего тем, что вина несовершеннолетних в совершенном преступлении является «уменьшенной» по сравнению с виной взрослых лиц. Такой подход соответствует принципу справедливости, а не только идее снисхождения, которая с правовой точки зрения не может быть признана безупречной.

Несовершеннолетние в силу возрастной и социальной незрелости составляют особую группу осужденных. Особенности подросткового возраста в определенной мере осложняют работу учреждений исполнения наказаний, поскольку вынуждают персонал таких учреждений учитывать «взрывоопасность» и импульсивность своих воспитанников, но в то же время «пластичность» развивающейся личности подростка позволяет надеяться на успешность целенаправленной педагогической работы специально подготовленного в области подростковой педагогики и психологии персонала.

Осужденным должны быть гарантированы права и свободы граждан с установлением ряда правовых ограничений. Данные ограничения устанавливаются законодательством Российской Федерации. В обращении с осужденными следует подчеркивать, что они продолжают оставаться членами общества, а не наоборот. Осужденных нельзя освобождать от исполнения ими своих гражданских обязанностей, кроме случаев, прямо установленных законом. Замечено, что несовершеннолетние осужденные глубже и тяжелее переживают тяжесть назначенного уголовного наказания, особенно в виде лишения свободы.

Наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью не применяется по причине его неактуальности в отношении несовершеннолетних. Крайне редко назначаются исправительные работы и ограничение свободы. В результате суду приходится выбирать вид наказания несовершеннолетнему между штрафом, обязательными работами и лишением свободы.

Возможность взыскания штрафа с родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих, облегчает решение вопроса об исполнении данного наказания, что играет важную роль при выборе судом вида назначаемого наказания. Вместе с тем это не решает вопроса по существу, особенно в случаях, если родители не согласны принять на себя это обязательство, а у несовершеннолетнего отсутствует самостоятельный заработок или имущество, на которое может быть обращено взыскание. Современная редакция норм УК РФ и УИК РФ о применении штрафа к несовершеннолетним основана на идее состоятельного в денежном плане несовершеннолетнего правонарушителя, что противоречит принципам справедливости, вины и личной ответственности в уголовном праве. Вне поля зрения законодателя здесь также остаются статусные характеристики несовершеннолетнего субъекта ответственности.

Исполнение наказания в виде исправительных и обязательных работ в отношении рассматриваемой категории на практике сталкивается с определенными трудностями. В силу того что заключение трудового договора с несовершеннолетним связано со многими обременениями для работодателя (обеспечение социальных гарантий, ограничения по использованию детского труда и пр.), определение места отбывания исправительных работ несовершеннолетним зачастую становится просто невозможным. Исполнение обязательных работ сопряжено с такими же трудностями.

Наличие принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых в отношении несовершеннолетних, объясняется особым (уязвимым) положением данного субъекта уголовной ответственности.

Принудительные меры воспитательного воздействия не являются мерами уголовного наказания, они не названы среди видов уголовного наказания, что наглядно подтверждается положениями уголовного закона (ст. 44 УК РФ). Указанные меры (ч. 2 ст. 90,ст. 92 УК РФ) имеют профилактический характер, направлены на предупреждение совершения преступлений и правонарушений в дальнейшем и возмещение вреда, причиненного преступлением.

Следует отметить основное предназначение этих мер — ресоциализацию несовершеннолетнего психолого-педагогическими методами. Однако эффективность данного института будет зависеть от подкрепления этих методов государственным принуждением.

Отечественное уголовное и уголовно-исполнительное законодательство идет по пути смещения акцентов в работе воспитательных колоний в сторону гуманизации исполнения наказания, отказа от излишней тюремной атрибутики.

Согласно проводимой в стране уголовно-исполнительной политике воспитательные колонии перестают быть «закрытой системой». Эти учреждения все активнее посещаются представителями зарубежных делегаций, средств массовой информации, общественных объединений и религиозных конфессий. К работе воспитательных колоний приковано внимание президентских, парламентских и правительственных структур, правозащитников.

Учитывая динамику изменений в уголовной и уголовно исполнительной политике применительно к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой, а также рекомендации международного сообщества по обращению с осужденными несовершеннолетними, целью реформирования воспитательных колоний является организация комплексной, завершенной системы исполнения лишения свободы для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, направленной на формирование социализированной личности.

Будущее образования в уголовно-исполнительной системе — за информационно-коммуникационными технологиями, одной из которых являются дистанционные формы обучения осужденных. Тесное взаимодействие государственных органов и крупнейших учебных заведений страны с руководителями пенитенциарных учреждений ФСИН России решает проблемы, возникающие при реализации данных форм обучения.

Главная цель организации труда в местах лишения свободы — исправление осужденных. В этом проявляется важная черта гуманизма уголовно-исполнительной политики государства. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде. Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Анализ положений действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России позволяет прийти к выводу, что в целом оно соответствует международным принципам, касающимся отправления правосудия и исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.

В заключение хотелось бы отметить, что работа по изучению проблем, связанных с гуманизацией уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних, обеспечением эффективности исправительного процесса в отношении данной категории осужденных, продолжается. К числу наиболее перспективных направлений развития отечественной уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних можно отнести: принятие необходимых законодательных и организационных мер, направленных на создание оптимальных условий для реализации прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, предусмотренных международными актами об исполнении наказаний; проведение научных исследований по вопросам эффективности применения, исполнения и отбывания уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних; определение возможности использования положительного пенитенциарного опыта зарубежных государств в условиях российской действительности; обеспечение реального участия общественных организаций в осуществлении контроля за исполнением и отбыванием уголовного наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

Читайте также

Список литературы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.).
  2. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 августа 2012 года № 7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21 января 2009 года
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года (редакция от 24 ноября 2014 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. №25. Ст. 2954.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года (редакция от 24 ноября 2014 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 года. № 52 (часть I). Ст. 4921.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (с изм. на 24.11.2014 № 210-ФЗ)// "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
  6. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. от 20.04.2015г.)// «Российская газета», №63-64, 02.04.1998.
  7. Федеральный закон от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. от 02.12.2013г.)// «Российская газета», №147, 05.08.1998.
  8. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — №7. — ст. 900.
  9. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 21.12.2013) //Собрание законодательства РФ, 01.05.2009.- №25.-Ст.2289.
  10. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. на 31.12.2014 № 489-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 28.06.1999 года. №26, Ст.3177.
  11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. на 31.12.2014 № 500-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 31.12.2012 № 53 (ч.1), Ст. 7598.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» (ред. 27.06.2014г.) // «Российская газета», №43, 02.03.2011.
  13. Приказ министра внутренних дел Российской Федерации от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»// (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 N 31238)
  14. Приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»// "Законность", N 2, 2008.
  15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 01.02.2011 № 1// "Российская газета", N 29, 11.02.2011
  16. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста (1-е изд.). Учеб. пособие. — М.: Академия, 2012. — 375с.
  17. Аветисян С.В. Ответственность соучастников преступления // Мир соврем. науки. — 2013. — № 1. — С. 37-40
  18. Антюфеева О.С. Уголовная ответственность несовершеннолетних в России (на пути к ювенальной юстиции).- М.: Макс-Пресс, 2010. — 172с.
  19. Ашин А.А., Левицкая А.Г. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ региональной ситуации // Преступность в разных ее проявлениях и проблемы организованной преступности. — М.: Российская криминологическая ассоциация. 2011. — С. 36-40.
  20. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистки. — М.: Волтерс-Клувер, 2011. — 353с.
  21. Букаев Н.М., Мальцев В.В. Расследование преступлений несовершеннолетних. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 160с.
  22. Бурханова С.В., Кром И.Л. Девиантное поведение подростков как проблема социальной адаптации // Современные исследования социальных проблем. — 2010. — № 2. — С.107-110.
  23. Близнюк М.В. Правовая регламентация привлечения к уголовной ответственности соучастников преступления // Проблемы юридической науки в условиях современного социально-экономического развития России : материалы межрегиональной науч.-практ конф. студентов, молодых ученых, аспирантов, преподавателей. — Ростов н/Д. : Изд-во Рост. гос. экон. ун-т "РИНХ", 2009. — С. 93-95
  24. Герасюк М.Г., Денник С.В., Петухов Е.Н. Теоретические и практические аспекты уголовного преследования несовершеннолетних (досудебное производство): учебное пособие. — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2012. — 131с.
  25. Гецманова И.В. Обосновано ли введение термина "возрастная невменяемость" на уровень закона? //Следователь. — 2013. — №6. — С. 64.

Цитировать

Бакшайтите, Е.Е. Проблемы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних / Е.Е. Бакшайтите. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 131. — С. 84-86. — URL: https://novainfo.ru/article/19092 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться