Учет индивидуальных особенностей студентов в условиях инклюзивного высшего образования

№44-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются проблемы организации инклюзивного обучения в высшей школе, анализируются различные подходы к решению данной проблемы.

Похожие материалы

На современном этапе развития систем образования России и Казахстана особое внимание уделяется максимальному раскрытию личностного потенциала каждого учащегося для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования. Эффективность данного процесса напрямую зависит от построения всей учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении на основе индивидуального, дифференцированного, личностно-ориентированного и природосообразного подходов, при этом сущность данных подходов в образовательной сфере выражается в подборе наиболее эффективных методов, средств, форм обучения и воспитания в отношении каждого конкретного учащегося.

З.И. Тюмасева отмечает, что учет личностного разнообразия субъектов образования является важнейшим условиями природосообразного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения [1].

В основе личностно-ориентированного подхода в педагогике, как подчеркивает С.В. Панюкова, заложена идея помощи обучающимся в осуществлении их естественного развития. Эта идея заключается в создании условий для самопознания, обретения обучаемым самого себя, самосовершенствования, в становлении его неповторимой индивидуальности [2, с.28].

Индивидуализация процесса обучения в подростковом возрасте так же предполагает учет психофизиологических особенностей учащихся, поэтапности их умственного развития, в том числе и особенностей познавательной сферы. [3, с.11-17].

Принцип природосообразности утвердился в педагогике, начиная еще с Я.А. Коменского [4], который рассматривал человека как органическую часть природы, живущего по ее законам, и утверждал, что процесс целенаправленного воспитания и обучения не должен идти вразрез с этими законами.

К.Д. Ушинский, придававший важное значение природосообразному подходу в обучении личности, говорил об обязательности учета личных качеств учащегося, его психологического, физиологического и наконец, анатомического состояния [5, с.22-23]. Кроме того, К.Д. Ушинский, в педагогической антропологии особое внимание обращает на необходимость создания ценностного подхода к учебному процессу, последовательному формированию личных качеств учащегося, так как «сами натуры воспитанников не походят одна на другую».

Б.Т. Лихачев так же приходит к выводу о необходимости максимального согласования педагогического процесса с индивидуальными особенностям конкретной личности («природосообразности воспитания») ее внутренней природы, законам становления всех сущностных сил и систем организма, а также внешним требованиям бытия природы [6, с.58].

В связи с этим, нам кажется актуальным процесс не только учета, но и выявления индивидуальных особенностей учащихся, так как каждая личность уникальна, а значит, заслуживает особого отношения, тем более, если речь идет об особенностях познавательной сферы.

В рамках данной статьи мы остановимся на сущностных характеристиках инклюзивного обучения, в условиях которого возможен учет индивидуальных особенностей студентов, в том числе и студентов с ограниченными физическими возможностями, обучающимся в высших учебных заведениях. В современной науке процесс интеграции понимается как форма совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которое поддерживает общество и его системы, в том числе систему образования, в которой, все члены общества имеют равные права. При этом, интеграция предусматривает для человека с инвалидностью участие во всех социальных процессах, в том числе и на всех уровнях и ступенях образования, в процессе досуга, в трудовой деятельности, т.е. в реализации всех возможных социальных функций.

Применительно к педагогике, термин «интеграция» означает процесс и его результат, при которых люди, имеющие ограниченные возможности физического и психического здоровья, не являются социально отделенными или изолированными от социума, а участвуют во всех сферах социальной жизни вместе и наравне с остальными членами общества. В системе образования, интеграция означает реальную возможность для людей с проблемами в развитии обучаться в обычном образовательном учреждении. Содержательный аспект инклюзии при этом включает практические действия по включению индивида или отдельной категории граждан в более массовое сообщество, в том числе группы лиц с инвалидностью, в общую систему образовательного процесса [7].

Этимологический смысл понятия «itegrate» трактуется в энциклопедической литературе как «объединение в единое целое» и «include» (лат.) - как «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В образовательной политике Казахстана в последнее десятилетие все чаще употреблялись понятия: «включенное обучение», «интегрированное обучение», «инклюзивное обучение», которые часто использовались как синонимы. Однако некоторые исследователи выделяют наличие существенных различий в понимании интегрированного и инклюзивного образования. Это связано с тем, что интегрированное обучение предполагает совместное обучение инвалидов с другими обучающимися, причем лица с проблемами в развитии должны приспособиться к системе обучения в обычном образовательном учреждении, а при инклюзивном обучении создаются равные условия для всех обучающихся, т.е., не человек с инвалидностью приспосабливается к образовательному учреждению, а сама система идет ему навстречу [8].

Поэтому на современном этапе развития общества из-за существенных отличий в содержательных характеристиках данных понятий, термин «интегрированное образование (обучение)» в международной практике заменяется термином «инклюзивное образование (обучение)».

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Термин «inclusion» представляется термином, который сегодня в максимальной степени выражает взгляд современного общества не только на образование, но и на место человека в обществе. Впервые в научный оборот образовательной теории понятие «инклюзии» было введено в М.Уилл, сотрудником департамента образования США [9, с. 411-415], которая подчеркивала, что переход к реальной образовательной интеграции связан с принятием концепции открытого гражданского общества. Идеи инклюзивного образования, противоположные эксклюзивному подходу, поддерживаются различными международными организациями, такими как ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО.

В узком педагогическом понимании инклюзивное образование трактуется как совместное обучение инвалидов со здоровыми сверстниками, но, к сожалению, отношение современного казахстанского общества к людям инвалидностью выражается в основном в сегрегации и исключении - эксклюзии, что, несомненно, ведет к интолерантному отношению к людям с физическими недостатками. С одной стороны система специального образования для инвалидов, создает особые условия для удовлетворения потребностей обучаемых в медицинских и педагогических услугах, но с другой оно же и препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы на успешное профессиональное будущее. При этом, единственной эффективной альтернативой выступает инклюзивное обучение, которое позволяет значительно сократить процессы маргинализации детей с инвалидностью.

Необходимость включения детей с отклонениями в развитии в обычную среду подчеркивал Л.С. Выготский, считая, что важно с психологической точки зрения не замыкать детей с физическими недостатками в особые изолированные группы, но как можно чаще и шире практиковать их общение с обычными детьми. В основе инклюзивного образования заложена идея, исключающая любую дискриминацию личности по какому-либо признаку, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но при этом, создаёт условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности. Таким образом, включенное (инклюзивное) образование независимо от уровня развития физических и умственных способностей индивидов предоставляет возможность каждому человеку удовлетворить свою потребность в самореализации и одинаковые права в получении образования соответствующего уровню развития.

Обучение инвалидов в обычных массовых образовательных учреждениях – это глобальный процесс, в который сегодня вовлечены многие государства мира. К государствам с детально разработанным законодательством, которые поддерживают процессы образовательной инклюзии относятся Великобритания, Нидерланды, Испания, Италия, Норвегия, США, Дания, Канада, Финляндия, Швеция, Япония. В современной образовательной политике данных стран существуют несколько подходов к обучению лиц с инвалидностью: десегрегация школ - расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция, мейнстриминг (mainstreaming) и собственно сама, инклюзия.

За последние десятилетие в Казахстане сложилась такая система инклюзивного образования, в которую входят различные типы и виды образовательных учреждений, которые осуществляют обучение, воспитание, реабилитацию и профессиональную подготовку инвалидов. Педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивно, идеи инклюзии реализованы на начальном и среднем уровнях инклюзивного образования. Данное обстоятельство обусловлено наличием более богатого опыта работы, а также тем, что государственная политика в отношении инвалидов долгие годы была ориентирована на получение ими лишь обязательного среднего образования.

Следует отметить, что инклюзия не сводится к принятию инвалидов в обычные школы и вузы, а представляет собой серьезную организационную и педагогическую работу, требующую настоящей эмоциональной отдачи от всех субъектов образовательного процесса, и прежде всего, от школьников и студентов, учителей и преподавателей. Основной принцип инклюзивного обучения заключается в том, что разнообразию потребностей обучаемых с инвалидностью должна соответствовать максимально адаптивная толерантная образовательная среда. Цель инклюзивного образовательного учреждения заключается прежде всего в предоставлении всем, без исключения, обучаемым возможности активного участия в учебе, в обеспечении эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса того или иного уровня, которое будет положительно влиять на нравственное развитие друг друга.

В то же время, следует подчеркнуть, что возможности для организации и осуществления процесса общения обычных студентов со сверстниками с инвалидностью весьма ограниченны институцианальными рамками самой системы образования. При этом, система инклюзивного образования, наиболее полно обеспечивающая возможность интеграции инвалидов в общество, должна быть, прежде всего, индивидуализированной, т. е. ориентированной на потребности и способности обучаемых с инвалидностью, направленной на их максимальную реализацию и на проведение всесторонней психолого-медико-педагогической диагностики, а так же нацеленной на проведение соответствующих корректирующих мероприятий. Только такой комплексный научно-обоснованный подход к инклюзивному обучению позволит обеспечить для инвалидов равные условия для процесса интеграции в целом.

Процесс обучения в обычном вузе является для студентов-инвалидов важным социально-адаптирующим звеном интеграции в целом, так как от него в значительной степени зависит успешность дальнейшей жизнедеятельности лиц с инвалидностью в современном обществе. Значимым показателем продуктивности инклюзивного обучения при этом следует обозначить уровень социального взаимодействия обычных студентов и студентов-инвалидов, проявляющийся в их совместном участии в различных учебных и досуговых мероприятиях и толерантном отношении друг к другу. Состояние включенности студентов-инвалидов в целостный педагогический процесс высшей школы характеризуется интериоризацией цели их учебно-профессиональной деятельности и непосредственным участием в ней: удовлетворением собственных интересов и потребностей, удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе обучения в вузе. Иными словами, включение студентов с инвалидностью в образовательный процесс может стать своего рода «толчком» преобразований, способных улучшить условия обучения для всех студентов.

В учебном процессе методика инклюзивного обучения предусматривает сокращение степени теоретизированности содержания образования и более полную реализацию принципов практической направленности обучения, использование наглядных средств обучения, применение активных методов обучения. В целом, число студентов-инвалидов, в зависимости от выраженности имеющихся у них дефектов может составлять до 25% контингента обычной студенческой группы. Обучение в таких инклюзивных группах должно предполагать как классическое построение учебных занятий (лекций, семинаров), так и применение нетрадиционных форм обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, включая студентов-инвалидов. В целом весь процесс инклюзивного обучения необходимо строить на основе индивидуального и дифференцированного подходов, при этом сущность индивидуального подхода выражается в подборе наиболее эффективных методов, средств и форм в отношении конкретного студента - инвалида.

Вуз, в котором обучаются инвалиды, должен заботиться о создании условий для подлинной инклюзии, социальной интеграции своих студентов в разные сферы жизни - досуговые, правовые, образовательные, развивающие. Процесс инклюзивного обучения обуславливает создания и функционирование в образовательной организации высшего образования специальной службы, которая решала бы вопросы постоянного психолого-педагогического сопровождения студентов - инвалидов в (вне)учебном процессе.

Таким образом, современные преподаватели, работающие в инклюзивных студенческих группах, берут на себя большую ответственность: обучать всех без исключения студентов, которые к ним приписаны; принимать гибкие решения в вопросах преподавания и осуществления мониторинга их уровня знаний; обеспечивать обучение в соответствии с типовой учебной программой, адаптируя детали в том случае, когда прогресс, достигаемый студентами-инвалидами, отличается от ожидаемого; оказывать психолого - педагогическую поддержку студентам с инвалидностью.

Важно отметить, что в современной казахстанской системе высшего профессионального образования актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и лиц с ограниченными возможностями с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

Список литературы

  1. Тюмасеева, З.И. Системное образование и образовательные системы [Текст] / З.И. Тюмасеева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 279с.
  2. Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий [Текст] / С.В. Панюкова. - М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. - 120с.
  3. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личности ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - №4. - С.11-17.
  4. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский/ Под ред. А.И. Пискунова. - М.:Педагогика, 1982. т.1. - 656с.
  5. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. [Текст] / К.Д.: Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. т.5. - 528с.
  6. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания [Текст] / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.
  7. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации [Текст] / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. - М.: ЦСПГИ, 2008. - 224с.
  8. Целок, Д.В. Программа «Инклюжен»: Новая модель социализации инвалидов в учебных заведениях США [Текст] / Д.В. Целок // Дэфекталогія. - 1996. - №5. - С.106-111.
  9. Will M. С. Educating children with learning problems: A chared responsibility // Exceptional Children. 1986. № 52. P. 411 — 415.] Will M.C. Educating children with learning problems: A chared responsibility //Exceptional Children. 1986. № 52. P. 411–415.