Краткое описание научного мошенничества

NovaInfo 132, с.73-74, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC, УДК 167.1

Аннотация

В статье кратко рассматриваются проблема научного мошенничества и фальсификации научных данных. В статье приводятся виды научного мошенничества и формы фальсификации.

Ключевые слова

НАУКА, НАУЧНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

Текст научной работы

В связи с появлением инновационных технологий стал актуален вопрос о появлении и распространении научного мошенничества не только в разных сферах жизнедеятельности, но и в науке. Актуальность нашего исследования заключается в том, что на данном этапе научного развития и появления новых научных работ, довольно нередко авторы встречаются со случаями научного мошенничества. Объектом исследования является научное мошенничество в науке и образовании процессе. Предметом исследования являются меры предотвращения и распространенность научного мошенничества в науке и образовательном процессе.

Цель нашего исследования — изучить теоретическую сторону вопроса и проанализировать меры предотвращения, распространение научного мошенничества в образовательном процессе и науке.

Семантика русского языка подразумевает под словом «мошенничество» — злоупотребление доверием с целью приобретения чужого имущества. Уголовное право рассматривает любое мошенничество как преступление. В науке и образовании мошенничество — это преднамеренный обман, который практикуется и совершается учеными в различных исследованиях с целью получить незаконную выгоду. Современный этап развития времени обусловливает появление интернет-технологий и цифровых образовательных ресурсов. Именно поэтому, мошенники стали более хитры и прозорливы, несмотря на то, что наука является тем поприщем, где постоянно совершаются новые прорывы и открытия с целью появления новых законов, техник, методик.

По мнению Дж. Гудвина самыми распространенными видами научного мошенничества являются:

  • плагиат, то есть намеренное копирование и присваивание чужих материалов, трудов;
  • фальсификация данных, то есть изменение материалов «в нужное русло», с целью использования автором в качестве доказательства своей правоты. [2].

На современном этапе развития времени фальсификация данных является самым частым обманом в науке. Фальсификация данных может проявляться в разных формах:

  • форма №1, при которой работа основана на воображении исследователя, а не в собирании, проверке и сортировке сведений на определенную тему;
  • форма №2, при которой на фоне дефицита информации данные изменяются только в пользу исследователя. Также в этом случае фальсификации данных часть работы может быть представлена так, чтобы проверяющие поддерживали «его точку зрения»;
  • форма №3 представлена неполным сбором данных, при которой есть только часть информации, а основная концепция работы представлена в виде своих соображений;
  • форма №4 представляет собой секретность фактических результатов исследования, когда предположения ученого не находят своего подтверждения.

Следует отметить, что фальсификация данных не имеет никакой ценности, как для науки, так и для отрасли, так как такая научная работа нарушает этические и эмпирические нормы воспроизведения материала. Данная методика неприменима и не актуальна, поскольку фальсифицированные данные будут опровергнуты при первой проверке на плагиат, и, как правило, этот вид научного мошенничества не соответствует установленным требованиям исследования. Таким образом, фальсификация данных не дает ход развития для современной науки.

Американские эксперты в области борьбы с плагиатом Д. Ричардсон и З. Эрсеговак выделяют несколько типов академической нечестности: плагиат; фальсификация данных, связанной с академическим процессом; списывание (использование чужой помощи); саботаж (действия, которые направлены на то, чтобы мешать другим, делать свою работу); вырывание страниц из библиотечных книг. [1]

Касаемо распространения данного явления существуют разные мнения. Например, за рубежом, некоторые исследования показывают, что научное мошенничество встречается довольно редко. Однако, национальными институтами здравоохранения США в 1982-1988 годах каждый год выдвигались 10-15 обвинений в плагиате. Другое исследование в неназванном американском университете, в 1987 году, подтверждает, что около 30% ученых когда-либо подозревали своих коллег в фальсифицировании исследований, но только некоторые попыталась обратить внимание и изменить эту ситуацию. [1]

Одно из самых сенсационных событий в научном сообществе связано с Институтом физико-химических исследований (RIKEN), научным руководителем которого является академик РАН Е.Д. Свердлов. Так, научный руководитель Ёсики Сасаи, вместе с известными учеными У Сук Хваном, Ян Хендриком Шёном, Доном Пью Ханом, опубликовали две статьи с изложением итогов опыта над зрелыми клетками мышей. В ходе этого исследования ими впервые был выявлен новейший способ преобразования этих клеток, но в дальнейшем было обнаружено, что данная группа исследователей совершила подлог с иллюстрациями и фотографиями.

В России же существует объединение ученых, которые занимаются проверкой диссертаций и монографий на плагиат «Вольное сетевое сообщество «Диссернет»». С начала существования сообщества по 2015 год было проверено сотни работ по юриспруденции и экономике, среди которых 3,2% оказались фальсифицированы.

Практику мер по предотвращению научного мошенничества можно проследить на примере высших учебных заведений, входящих в десятку лучших зарубежных университетов по версии известного британского журнала «TheHigherTimesEducation» за 2013 г. К примеру, в этот список вошли такие университеты, как: Калифорнийский технологический институт, Кембриджский университет, Оксфордский университет, Чикагский университет и.т.д.

Так, меры, которые предпринимает администрация зарубежных вузов, по предотвращению научного мошенничества направлены на наказание за плагиат, завышение цитирования, фальсифицирование данных и других видов неэтичного поведения ученых.

В статье «Меры предотвращения академического мошенничества (из опыта зарубежных вузов) С.М. Герцен выделяет следующие меры:

  • так называемый «Кодекс чести», основные положения которого отражены в уставах практически всех зарубежных университетов. «Кодекс чести» представляет собой общую систему доносительства, неподлежащую списыванию;
  • механизм коммерциализации исследований, который направлен на проверку и поддержку научных исследований;
  • офис технологического трансферта, выплачивающий каждому ученому 25% лицензионных выплат. [1];
  • внутригрупповой контроль над научным мошенничеством, в ходе которого каждый студент может попробовать себя в роли проверяющего. К примеру, староста каждый месяц по очереди назначает проверяющего из группы ВУЗа, с целью изучения выполненных заданий на плагиат. Упоминание о раскрытии фальсификации данных предотвращает будущее желание подделать свое исследование. Также такой способ предполагает, что студенту, который будет пойман на плагиате, станет стыдно перед сокурсниками, и он не захочет повторять свою ошибку снова. При Президиуме РАН работает Комиссия по профилактике фальсификации научного мошенничества.

Таким образом, изучив теоретический и практический аппарат нашего исследования, мы можем отметить, что научное мошенничество в образовании и науке действительно, имеет место быть, и что меры по предотвращению научного мошенничества за рубежом наиболее эффективны, так как санкции, применяемые их образовательной системой, соответствуют оформленному уставу учебных заведений. Эти санкции делятся на этические, правовые, моральные и религиозные.

Читайте также

Список литературы

  1. Герцен Светлана Михайловна Меры предотвращения академического мошенничества (из опыта зарубежных вузов) // Вестник евразийской науки. 2013. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-predotvrascheniya-akademicheskogo-moshennichestva-iz-opyta-zarubezhnyh-vuzov (дата обращения: 03.06.2022).
  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. Психология онлайн. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1535.html (дата обращения: 03.06.2022).

Цитировать

Чепурная, А.И. Краткое описание научного мошенничества / А.И. Чепурная, А.Р. Шамсутдинова, Л.А. Сабирова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 73-74. — URL: https://novainfo.ru/article/19238 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться