Условия инновационного развития корпораций промышленного сектора экономики России

NovaInfo 133
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 46
CC BY-NC, УДК 330.3, ББК 65.053, ГРНТИ 06.75.02

Аннотация

Инновационное развитие экономики РФ в современных условиях на фоне санкций западных стран является неоспоримым и совершенно необходимым фактом. Однако формирование инновационного типа экономики в России осуществляется крайне медленно в сравнении с другими, особенно высокоразвитыми, странами мира и сопровождается рядом трудностей. Настоящая работа посвящена анализу условий инновационного развития предприятий промышленного сектора Российской Федерации.

Ключевые слова

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ, ИННОВАЦИОННЫЙ СЕКТОР, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РОССИИ, ИННОВАЦИИ

Текст научной работы

В настоящее время инновационный вектор развития экономики является оптимальным путем, обеспечивающим пропорции хозяйственного роста, отвечающие условиям международной конкуренции. Одной из основных задач, стоящих перед Российской Федерацией на современном этапе, является переход к инновационной модели развития.

Мировое экономическое развитие на современном этапе протекает в условиях жесткой конкуренции, обусловленной процессами глобализации. С целью укрепления позиций в международном хозяйственном пространстве национальным системам необходимо решить важнейшую проблему — переход от экспортно-сырьевой направленности к инновационной модели, обеспечивающей такие пропорции экономического роста, которые будут соответствовать общемировым показателям [1, с. 70].

Согласно рейтингу Global Innovation Index (GII)2021, основанному на показателях инновационных сфер 132 стран мира, Российская Федерация заняла 45 позицию [2]. За последние годы с 2015 по 2021 динамика позиций российского государства в рейтинге GII имеет повышательный тренд, что свидетельствует об улучшении инновационной среды. Однако, на наш взгляд, данный прогресс осуществляется крайне низкими темпами и носит исключительно экстенсивный характер.

Анализируя национальную инновационную сферу в контексте показателей GII 2021, можно выявить следующие показатели, положительно характеризующие условия развития процессов инновационной деятельности в промышленном секторе России:

  1. Высокий уровень развития человеческого капитала и науки в целом: обширный охват населения высшим образованием; большое число выпускников научных и инженерных направлений подготовки;
  2. Достаточный уровень развития бизнеса: значительное количество работников, занятых в сфере наукоемких услуг; развитая система оплаты за использование объектов интеллектуальной собственности;
  3. Развитость технологий и экономики знаний: большое число патентных заявок на изобретения и полезные модели; высокий Индекс Хирша, отражающий качество научных публикаций и др.

Стоит выделить и ряд негативных условий, сдерживающих развитие инновационной сферы Российской Федерации, таких как: внешние угрозы в виде санкций; отсутствие внутриэкономической стабильности; недостаточно развитая нормативно-правовая база; низкое качество регулирования инновационных процессов; недостаточно развитая инфраструктура инноваций; частичное несоответствие экологическим требованиям стандарта ISO 14001 [1, с. 2].

Основываясь на показателях GII, можно заключить, что современные условия национальной инновационной сферы не соответствуют общемировым стандартам по многим направлениям. В настоящее время национальная инновационная система находится на переходной стадии развития. Ее поступательное расширение характеризуется крайне невысокими темпами, что затрудняет объективно оценивать уровень развития данной сферы.

Одним из ведущих показателей, отражающих развитие инновационной системы, является удельный вес организаций, осуществляющих технологические нововведения.

На основе данных специально проведенного исследования доля инновационно-активных предприятий в России значительно колеблется по предприятиям различных отраслей экономики от 3,7% в строительстве до 15,1% в промышленном производстве и в среднем составляет 9,1% по экономике [3].

В сфере промышленного производства показатель инновационной активности крупных корпораций является наивысшим, и за последние годы он неуклонно возрастал с 10,8% в 2010 г. до 15,1% в 2019 г.

Наиболее инновационно-активные сектора промышленного производства России представлены в таблице 1.

Таблица 1. Наиболее инновационно-активные сектора промышленного производства Российской Федерации, % [3]

Сектор экономической деятельности

Процент инновационной активности

1

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

31,9

2

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

31,6

3

Производство электрического оборудования

24,5

4

Производство кокса и нефтепродуктов

23,1

5

Производство химических веществ и химических продуктов

21,1

Число разработанных передовых производственных технологий имеет общий повышательный тренд, что выражено в увеличении данного показателя за анализируемый временной отрезок в 1,7 раза. Это свидетельствует о качественном улучшении деятельности компаний в экономике России. Рассматривая удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки, стоит отметить, что данный показатель имеет отрицательную тенденцию лишь в контексте процентного соотношения в структуре ВВП. В частности, при расчете затрат в денежном эквиваленте, имеет место быть повышение показателя: 56,16 млрд. руб. в 2018 г., что на 10 млрд. руб. больше, чем в 2017 г. (45,9 млрд. руб.) [4].

Многие промышленные корпорации РФ взяли курс на цифровизацию и, в связи с этим, испытывают большие потребности в перспективных технологических решениях и инновациях. Лидирующими компаниями промышленного сектора в сфере внедрения и развития инноваций являются такие корпорации, как: ПАО «Газпромнефть», Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», ПАО «ММК», ПАО «Северсталь», ПАО «Татнефть», ОАО «РЖД», Трубная металлургическая компания, ГК «Росатом», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ПАО «Сибур», ПАО «Лукойл», ПАО «Кировский завод», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Русал», ПАО «ЭН+ ГРУП» [5]. Разработка новых технологий и последующее их внедрение требует от корпораций больших ресурсов, как материальных, так и интеллектуальных.

Инновационное развитие является одним из ключевых стратегических приоритетов экономической политики России. Данный вектор отражен во многих федеральных законах и других нормативно-правовых актах. В частности, обращаясь к Указу президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», можно выделить ряд целей и задач, лежащих в основе инновационного развития экономики. Главные из них представлены в таблице 2.

Таблица 2. Приоритетные цели и задачи инновационного развития Российской Федерации [6]

Цель

Задачи

Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования

1. Создание современной и безопасной цифровой среды

2. Модернизация профессионального образования

3. Совершенствование содержания и методов обучения предметной области «Технология»

Увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки

1. Создание и финансирование научно-образовательных центров на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики

2. Создание комплексной системы финансирования и внедрения технологий

Развитие цифровой экономики

1. Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики

2. Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

3. Преобразование приоритетных отраслей

Учитывая вышеотмеченное, можно заключить, что инновационное развитие национальной экономики России базируется на широком спектре приоритетов.

Важнейшие направления развития сферы нововведений содержит «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», составленный Министерством экономического развития РФ. В соответствии данным документом, ключевые приоритеты инновационного развития России обусловлены, в первую очередь, внешними вызовами в сфере науки и технологий, такими, как: ускорение технологического развития мировой экономики; усиление конкурентной борьбы в мировом масштабе; изменение климата на планете; необходимость совершенствования системы здравоохранения [7]. Указанные вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, геномную медицину, новые технологии в сельском хозяйстве, по многим из которых в России нет существенных заделов.

Главными задачами, посредством которых планируется преодоление вышеперечисленных вызовов, являются:

  1. Повышение результативности участия государства в развитии науки и технологий;
  2. Рост доли негосударственного финансирования в сегменте исследований и разработок, обеспечение инвестиционной привлекательности инновационно-активного бизнеса;
  3. Создание конкурентоспособной национальной инновационной системы и активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере, в том числе за счет развития государственно-частного партнерства;
  4. Обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации.

Таким образом, инновационное развитие является важнейшим каналом эндогенного социально-экономического развития, что подтверждается государственным регулированием, основанным на ключевых приоритетах в сфере нововведений.

Осуществление политики, направленной на инновационное развитие экономической системы, требует активного государственного участия. В частности, оно необходимо для преодоления финансовых барьеров, препятствующих разработке и эффективной реализации в реальном секторе хозяйственной сферы. В государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» предложены плановые объемы бюджетных ассигнований по ряду подпрограмм, реализация которых способствует развитию инновационной системы [8].

Одним из основных пунктов данного документа является подпрограмма «Стимулирование инноваций», плановое финансирование которой представлено в таблице 3.

Таблица 3. Плановый объем бюджетных ассигнований по программе «Стимулирование инноваций», тыс. руб. [8]

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

17073375

19050523,8

17627744,8

18096347,7

16647743,9

Реализация данной статьи государственной поддержки имеет ряд ожидаемых результатов, таких, как:

  1. Повышение инновационной активности субъектов экономической деятельности;
  2. Появление и развитие новых рынков, продуктов и технологий;
  3. Обеспечение технологической модернизации ключевых секторов, определяющих место России в мировой экономической системе;
  4. Повышение интеграции России в глобальную инновационную систему;
  5. Обеспечение роста производительности труда.

Также, еще одним пунктом, лежащим в основе инновационного развития национальной системы, является подпрограмма «Инвестиционный климат», ежегодное плановое финансирование которой составляет в 2020-2021 гг. — 5123091,9 тыс. руб., в 2022-2024 гг. — 12123091,9 тыс. руб. [8].

Главными результатами, которые ожидаются от реализации данной подпрограммы, являются:

  1. Увеличение объемов частных вложений в инновационные проекты организаций и предприятий реального сектора экономики;
  2. Осуществление государственной поддержки по формированию и развитию региональных инновационных производственных кластеров на базе создаваемых промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что стимулирование развития инновационной деятельности предприятий промышленного сектора в России осуществляется, в первую очередь, финансовой поддержкой со стороны государства, благодаря которой реализуются все ключевые приоритеты данного направления.

Условия реализации инновационной активности предприятий промышленного сектора современной России не в полной мере соответствуют общемировым стандартам. Однако стоит отметить общее улучшение системы осуществления нововведений, что обуславливает процесс пошагового перехода от экстенсивного пути развития, основанного на привлечении ресурсов, к интенсивному, направленному на повышение результатов инноваций. Основным механизмом, обеспечивающим высокий уровень инновационного развития, является связь между научно-техническим сектором и сферой бизнеса, а также существование преемственности передачи научных знаний от старшего поколения к младшему.

Читайте также

Цитировать

Условия инновационного развития корпораций промышленного сектора экономики России / А.С. Айдарова, И.А. Самарина, О.Н. Лескина, О.А. Бурмистрова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 133. — URL: https://novainfo.ru/article/19331 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться