К вопросу о взаимосвязи эмоциональных, когнитивных и физиологических процессов при стрессе

NovaInfo 134, с.127-129, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 49
CC BY-NC

Аннотация

Эмоциональные, когнитивные и физиологические процессы связаны друг с другом двусторонними прямыми связями, представление о которых необходимо для понимания природы стресса и способах совладания с ним. В статье кратко изложены с современных научных позиций механизмы формирования стрессовой реакции и противодействия ей.

Ключевые слова

ВЗАИМОСВЯЗЬ, СТРЕСС, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Текст научной работы

В свете роста военно-политической напряженности актуализируется проблема стресса для самых широких слоев населения — представителей силовых ведомств, системы здравоохранения, психологических и социальных служб. Для того, чтобы своевременно распознать признаки стресса и его неблагоприятного развития, необходимо иметь представление о механизмах формирования стрессовой реакции и противодействия ей. В данной статье предпринята попытка их краткого изложения с современных научных позиций.

Стресс — это комплекс неспецифических реакций организма на воздействие различных факторов с целью адаптации к ним. Факторы, вызывающие стресс, называются стрессоры, они могут быть физиологические (боль, голод, жажда, интенсивная мышечная работа, температурные воздействия и др.) и психические (эмоциональная и информационная перегрузка). Соответственно стрессорам стрессы делят на физиологические и психологические.

Развитие стресса проходит три стадии: тревоги, резистентности и истощения. Время течения каждой стадии зависит от уровня резистентности (сопротивляемости) организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

Родоначальник учения о стрессе Г. Селье выделил две разновидности стресса — физиологический (эустресс) и патологический (дистресс). Эустресс повышает работоспособность человека, делает его жизнь яркой и насыщенной, обеспечивает оптимальное функционирование в борьбе с опасностью. Дистресс возникает под действием неблагоприятных раздражителей чрезмерной силы и (или) длительности, истощает адаптационные возможности, ведет к нарушению функционирования разнообразных систем организма, а затем и к нарушению их анатомической структуры.

В развитии эустресса и дистресса ключевую роль играют особенности взаимодействия в треугольнике «эмоциональные процессы — когнитивные процессы — физиологические процессы», каждый элемент которого связан с двумя другими двусторонними прямыми связями.

Связь эмоциональной сферы с физиологическими процессами

Эмоциональная сфера — это система психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий. Эти процессы могут быть разнообразными по силе, знаку, окраске и продолжительности и включают эмоции, чувства и их производные. Эмоции зарождаются в центральной нервной системе, а именно — в лимбической системе, представляющей собой совокупность ряда структур головного мозга и отвечающей помимо эмоций за инстинкты и тонус вегетативной нервной системы.

Любые изменения в деятельности органов человека приводят к изменениям в его эмоциональном фоне. В свою очередь эмоции также влияют на деятельность органов и систем человеческого организма. Причем чем сильнее нарушена жизнедеятельность организма, тем сильнее эмоции, и, наоборот, чем сильнее эмоция, тем сильнее меняется жизнедеятельность организма.

При психологическом стрессе первичными являются эмоции и чувства, а физиологические изменения возникают вторично, еще больше ухудшая эмоциональный статус. При физиологическом стрессе, наоборот, первичными являются нарушения анатомической целостности или нарушение функции органов, а эмоциональная сфера страдает вторично, еще больше ухудшая физиологические статус.

Главным регулятором взаимосвязи эмоционального состояния и физиологических процессов является гипоталамус, который находится в головном мозге (а именно — в промежуточном мозге) и является центральным связующим звеном между нервной и эндокринной системами.

Эндокринная система состоит из нескольких желез, расположенных в различных областях тела и выделяющих в кровоток гормоны с различными функциями. Нервная система подразделяется на центральную, куда входит головной мозг и спинной мозг, и периферическую, расположенную вне головного и спинного мозга. Периферическая нервная система подразделяется на соматическую, регулирующую работу скелетных мышц, и вегетативную (автономную), которая регулирует работу внутренних органов. Вегетативная нервная система состоит из симпатического и парасимпатического отделов.

При стрессе гипоталамус, с одной стороны, активирует симпатический отдел вегетативной нервной системы, в результате чего последний дает сигнал на выброс в кровь гормонов мозгового вещества надпочечников. С другой стороны, гипоталамус запускает выделение гормонов гипофизом, придатком мозга, который является главным органом эндокринной системы организма человека. Среди основных гормонов гипофиза — адренокортикотропный гормон, регулирующий выработку гормонов коры надпочечников.

Надпочечники — это парные эндокринные органы, расположенные в забрюшинном пространстве над почками, состоят из коркового слоя и мозгового вещества. Клетки мозгового вещества вырабатывают катехоламины (адреналин и норадреналин) под влиянием вегетативной нервной системы. Клетки коркового слоя вырабатывают глюкокортикостероиды (кортизол, гидрокортизон) под влиянием адренокортикотропного гормона гипофиза. Катехоламины обеспечивают экстренную реакцию на стресс, глюкокортикостероиды — более продолжительную. И те, и другие повышают артериальное давление, усиливают работу сердца, расширяют просветы бронхов, увеличивают уровень сахара и других питательных веществ в крови, являются основными веществами, выделяемыми организмом в ответ на стресс, травмы, кровопотерю и обеспечивают организму выполнение эволюционно обусловленного сценария «борись или беги».

Связь эмоциональных и когнитивных процессов

Когнитивная сфера — это система психофизиологических процессов приема, хранения, переработки и использования информации. При стрессе обычно страдают все стороны когнитивной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как внимание, память, мышление. Причем некоторые звенья стресса действуют избирательно на определенные когнитивные функции, а некоторые обладают общим негативным воздействием на всю когнитивную сферу.

Так, нарушение показателей внимания обусловлено тем, что в коре больших полушарий мозга формируется стрессорная доминанта, которая препятствует концентрации внимания и способствует повышенной отвлекаемости. При эустрессе это справедливо для объектов, не связанных со стрессом, при дистрессе — для любых объектов.

Функция памяти при эустрессе из-за активации нервной системы и действия стрессорной доминанты усиливается в отношении объектов, связанных со стрессом, а в отношении объектов, не связанных со стрессом, и при дистрессе ухудшается. Страдает функция памяти, так как, во-первых, снижается емкость оперативной памяти из-за загруженности сознания осмыслением причин стресса, прогнозированием его последствий, поиском выхода, а, во-вторых, нарушается процесс воспроизведения необходимой информации из-за измененного при стрессе гормонального фона.

Функция мышления при эустрессе активируется — идет последовательный перебор различных вариантов решения задачи на основе связного логического рассуждения, что способствует выбору оптимального поведения. При дистрессе возможны нарушения мышления в виде гиперактивации мышления и ухода от решения проблем.

Гиперактивация мышления — это избыточная продукция мышления. При стрессе избыточная эмоциональность ведет к неоправданным обидчивости, вспыльчивости, подозрительности, из-за чего возникают кризисы общения и его дефицит, что провоцирует бесплодное фантазирование, возникновение навязчивых мыслей и образов.

Нарушение мышления в виде ухода от решения стрессогеных проблем может наблюдаться в виде трех состояний. Это, во-первых, уменьшение активности мышления за счет физиологических механизмов (обморочные состояния, выборочная потеря памяти). Во-вторых, — направление мыслительной активности субъекта внутрь себя, в виде снижения субъективной значимости контактов с реальным миром. В-третьих, — откладывание решения стрессогенных проблем и замещение их решения решением других задач, не имеющих никакого отношения к стрессу.

Общим негативным воздействием на всю когнитивную сферу при дистрессе обладает кортизол, имеющий точки приложения своего действия непосредственно в головном мозге (более всего — в структурах лимбической системы).

Так, в физиологических условиях кортизол, воздействуя на лимбическую систему, обеспечивает запоминание эмоционально важной информации. Благодаря этому эмоционально окрашенная информация легче запоминается, чем эмоционально нейтральная, а информация, полученная в практическом опыте, запоминается легче, чем добытая интеллектуально, так как практический опыт всегда более эмоционально насыщен, чем теоретическое обучение. Но в условиях дистресса стойкое повышенные концентрации кортизола оказывает прямое нейротоксическое действие на клетки головного мозга (а именно — гиппокампа, части лимбической системы). Гибель нейронов становится причиной нарушений внимания, памяти и мышления.

Также при эустрессе кортизол, воздействуя на лимбическую систему, способствует возникновению таких эмоций как тревога, гнев, страх, что необходимо для реализации поведенческих реакций, связанных с реагированием на опасность, социальным доминированием, проявлением агрессии. А при дистрессе гиперактивация лимбической системы вызывает ее истощение, что порождает постоянную тревогу, панические атаки, способствует развитию депрессии и приводит к ухудшению функций внимания, памяти и мышления.

В связи когнитивных и физиологических процессов можно выделить две составляющих. Одна — это двусторонняя и прямая связь, осуществляемая благодаря соматической нервной системе. Произвольно меняя тонус скелетной мускулатуры, человек воздействует на свои вегетативные процессы, что используется в методиках аутотренинга (прогрессивная мышечная релаксация, управление дыханием и др.). Причем, чем сильнее произвольные усилия, тем выраженнее эффект. И наоборот, непроизвольные изменения мышечного тонуса запускают ряд когнитивных процессов, посвященных анализу своего состояния и ситуации. Другая составляющая — одностороннее и прямое влияние вегетативных процессов на когнитивные. Мышление, память и внимание откликаются активацией на вегетативные стимулы, однако обратное прямое влияние невозможно. Например, частоту сердечных сокращений и перистальтику кишечника нельзя изменить никакими волевыми усилиями. Но опосредованно, через произвольное изменение тонуса скелетной мускулатуры либо через произвольное изменение эмоционального состояния, когнитивные процессы могут влиять на вегетативные.

Таким образом, эмоциональные, когнитивные и физиологические процессы связаны друг с другом двусторонними прямыми связями, представление о которых необходимо для понимания природы стресса и способах совладания с ним.

Читайте также

Список литературы

  1. Курзанов А.Н., Заболотских Н.В., Ковалев Д.В. Функциональные резервы организма: монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016; 96 с.
  2. Розанов В.А. Стресс и психическое здоровье (нейробиологические аспекты). Социальная и клиническая психиатрия 2013, 23(1): 79–88.
  3. Фомина Е.В., Оленко Е.С., Кодочигова А.И., Филиппов Д.Ю. Влияние стресса на когнитивные способности здорового человека: нейрофизиологические аспекты. Психосоматические и интегративные исследования 2019; 5: 0402.
  4. Шмырев В.И., Соколова Л.П., Князева И.В., Аветисова К.Н., Евтушенко П.П., Обманов В.В. Адаптационная реактивность метаболизма мозга как универсальный патогенетический фактор развития болезни и реабилитационных возможностей организма. Кремлевская медицина. Клинический вестник 2013, (3): 53-56.
  5. Щербатых Ю. В. “Психология стресса и методы коррекции.” СПб.: Питер, 2008; 256 с.

Цитировать

Мадоян, М.А. К вопросу о взаимосвязи эмоциональных, когнитивных и физиологических процессов при стрессе / М.А. Мадоян. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 127-129. — URL: https://novainfo.ru/article/19384 (дата обращения: 08.12.2022).

Поделиться