К проблеме развития коммуникативных способностей старших дошкольников

NovaInfo 134, с.108-109, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 13
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности процесса развития коммуникативных способностей старших дошкольников, который является долгосрочным процессом, тесно связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Ключевые слова

СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ, ОБЩЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Текст научной работы

В данной статье рассматриваются особенности процесса развития коммуникативных способностей старших дошкольников, который является долгосрочным процессом, тесно связанный с анализом развития конкретного ребенка

Проблема развития коммуникативных способностей старших дошкольников в последнее время стоит достаточно остро в силу того, что при поступлении в школу дети испытывают трудности в общении с учителями и одноклассниками, это выражается в неумении выражать свои мысли, убеждать, аргументировать. Это вытекает из того, что многие дети имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей [1, 2].

Проблема развития коммуникативных способностейзатрагивалась в трудах таких ученых-исследователей, как Г.М. Андреева [1], А.Г. Арушанова [2], А.А. Леонтьев [8], Т.А. Репина [9] и других, где раскрывается содержание таких понятий, как «развитие», «коммуникация», «способности».

Фундаментальные труды этих ученых, несомненно, внесли неоценимый вклад в развитие педагогического образования. Но, тем не менее, необходимо дальнейшее изучение данной проблемы.

В старшем дошкольном возрасте ребенка готовят к поступлению в школу, уделяют большое внимание на навыки и умения детского общения. Если у ребенка не только формируется сфера мотивационно-потребностной и познавательной деятельности, но и развивается умение строить отношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее осваивает новые коммуникативные навыки и способности.

Способность человека общаться в психолого-педагогических исследованиях обычно определяется как коммуникативность. Для того чтобы иметь возможность общаться, человек должен овладеть определенными коммуникативными способностями. Именно этот факт определяет высокую значимость развития коммуникативных навыков у детей с раннего возраста.

В психолого-педагогической литературе способность человека к общению обычно определяется как коммуникация, коммуникативные способности. Так, А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимает «совокупность навыков, связанных с осуществлением социального взаимодействия и формированием межличностных отношений» [5]. По мнению Л. Дубиной это «способность к общению, при этом сводит ее всего лишь к двум основным умениям: слушать и понимать услышанное» [4]. Авторы Е. А. Кулигина и Е. В. Кислякова, при изучении проблемы социальной адаптации дошкольников, указывали, что коммуникативные способности — это «личностное образование, обеспечивающее общение» [7].

Для того чтобы иметь возможность общаться, человек должен овладеть определенными коммуникативными способностями. Поэтому очень важно развивать коммуникативные способности у детей с раннего возраста.

Развитие высокого уровня коммуникативных способностей старших дошкольников требует квалифицированного психолого-педагогического сопровождения. Проблема развития коммуникативных способностей очень многогранна и касается разных направлений работы с детьми. В связи с этим желательно объединить все направления в работе и обеспечить их взаимообусловленность, т.е. подойти к решению проблемы комплексно. Этот подход включает в себя систему действий педагогов, направленных на формирование необходимых личностных и речевых качеств детей [3].

При организации работы по развитию коммуникативных навыков педагог должен руководствоваться принципами развивающего обучения и в соответствии с ними организовывать речевую деятельность.

Развитие коммуникативных навыков чрезвычайно важно, так как от этого зависит дальнейшее обучение детей в школе, формирование человеческих отношений на протяжении всей их дальнейшей жизни.

Успешное решение этой задачи во многом зависит от психолого-педагогической подготовки специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста, от того, насколько творчески они используют знания психологии дошкольников.

Читайте также

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М., 2016. 256 с.
  2. Арушанова А.Г. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников / А.Г. Арушанова, В.В. Коннова, Е.С. Рычагова // Детский сад от А до Я: журнал. 2014. №5. С. 22-38.
  3. Блохина Е. А. Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников // Вестник ТГУ. 2001. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativno-rechevyh-sposobnostey-doshkolnikov (дата обращения: 13.11.2022).
  4. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 10. -С. 26-36.
  5. Кидрон A. A. Коммуникативная способность и ее совершенствование: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Л., 1981. — 19 с.
  6. Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 11. — С. 73-78.
  7. Кулигина Е. А., Кислякова, Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5. — С. 54-63.
  8. Леонтьев А.А. Психология общения: учебник /А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2008. 368 с.
  9. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада (опыт социально-психологического исследования) / Т.А. Репина. М., 1978. 193 с.

Цитировать

Щетинкина, О.А. К проблеме развития коммуникативных способностей старших дошкольников / О.А. Щетинкина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 108-109. — URL: https://novainfo.ru/article/19470 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться