Антропный космологический принцип: сущность, значение

NovaInfo 135
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 114
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются сущностные аспекты и мировоззренческое значение антропного космологического принципа.

Ключевые слова

ВСЕЛЕННАЯ, АНТРОПНЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, ЧЕЛОВЕК

Текст научной работы

Антропный космологический принцип относится к одному из важнейших принципов современного научного и философского знания. Данный принцип утверждает наличие тесной связи между свойствами Вселенной и возможностью существования в ней наблюдателя — человека.

Впервые термин «антропный космологический принцип» был предложен британским математиком Б. Картером в 1973 году. Он сформулировал его следующим образом: «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей» [1].

Это общая формулировка антропного космологического принципа.

Наряду с ней существуют и его модификации, характеризуемые как сильный и слабый антропный принципы.

Сильный антропный принцип гласит: Вселенная и ее фундаментальные параметры должны быть таковы, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателя. Слабый антропный принцип утверждает: существование человека совместимо со свойствами Вселенной.

Среди других формулировок антропного принципа можно отметить и такие, достаточно оригинальные и даже эпатажные: Вселенная, в которой мы живем, — это Вселенная, в которой живем мы. Или: вот человек, — какой должна быть Вселенная?

Антропный космологический принцип пытается ответить на вопрос: почему Вселенная является именно такой, какой мы ее видим?

Проблематика этого вопроса интересна тем, что свойства Вселенной, в которой мы существуем, идеально подходят человеку. Обусловлено это, точной «настройкой» ее фундаментальных физических констант, малейшее отклонение которых от существующих значений привело бы к тому, что, во Вселенной не было бы ни атомов, ни планет, ни звезд, ни галактик, ни, соответственно, условий, позволяющих на некотором этапе эволюции появиться человеку — ее наблюдателю [2].

Наша Вселенная, таким образом, характеризуется взрывной неустойчивостью, то есть численными значениями набора физических констант «подогнанных» друг к другу таким точным образом, что это позволяет существовать в ней человеку, как организму, способному жить в достаточно узких средовых параметрах. И эта возможность не могла реализоваться в какой-либо другой случайно «выбранной» Вселенной. Только в нашей.

Можно выделить ряд этапов в развитии понимания сущности антропного космологического принципа: дорелятивистский, релятивистский и квантово-релятивистский.

Первый из них имел место на рубеже XIX — XX веков. В этот период английским эволюционистом А. Уоллесом была сделана попытка переосмыслить понимание места человека во Вселенной принятое во времена Н. Коперника в эпоху становления гелиоцентризма. Этот подход утверждает, что пусть место, которое человек занимает во Вселенной и не является центральным, оно, тем не менее, является в определенной степени привилегированным. Эта привилегированность связана с тем, что человек возникает на определенном этапе ее эволюции, а также тем, что он появился во Вселенной, обладающей определенными свойствами.

Следующие этапы развития понимания сущности антропного принципа были связаны с созданием теории относительности и становлением квантовой физики имевших место в начале — первой четверти XX века, показавшие ограниченность представлений человека о свойствах и характеристиках Вселенной и ее объектов, способствующих формированию представлений о множественности Вселенных, их непрерывной изменчивости и взаимосвязи [3].

Антропный космологический принцип часто обсуждается в форме дилеммы: является ли этот принцип научным (физическим), либо философским?

Мы полагаем, что подобное противопоставление не является оправданным.

Несмотря на кажущуюся абстрактность, данный принцип имеет достаточно сложную структуру. В нем можно выделить натуралистический аспект — Вселенная обладает набором фундаментальных констант, описываемых законами физики. Философский компонент — существование человека как разумного существа, совместимо с существованием Вселенной. Телеологический уровень — Вселенная создала человека с целью познать в его лице собственное устройство. И даже теологический аспект — Вселенная была создана для человека как креатура, в которой он осуществляет свое господство и властные полномочия.

Несмотря на то, что антропный космологический принцип был сформулирован относительно давно, его сущность до сих пор является предметом научных и философских диспутов. Так, ряд авторов полагает, что данный принцип содержит в себе объяснение структуры нашей Вселенной, понимание места в ней человека. Другие считают, что никакой эвристической нагрузки антропный принцип в себе не несет, рассматривая его как обычное научное заблуждение. Иногда исследователи акцентируют внимание лишь на физическое содержание этого принципа утверждая, что любая взаимосвязь и взаимообусловленность Вселенной и человека является лишь метафорой. И напротив — рассматривая человека как непременного участника эволюционных изменений Вселенной…

Читайте также

Список литературы

  1. Шибанов Д.А. Принцип антропности и парадокс целесообразности. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studfile.net/preview/7204486/page:3/ (дата обращения: 16.11.22)
  2. Фундаментальные физические константы и антропный принцип. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infopedia.su/16x12f34.html?ysclid=lajmwgb1as528346112 (дата обращения: 16.11.22)
  3. Мультивселенная Хью Эверета. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/media/kosmo/multivselennaia-hiu-everetta-5d13691f3d1d8800b9bc45b1 (дата обращения: 16.11.22)

Цитировать

Имамиев, Х.З. Антропный космологический принцип: сущность, значение / Х.З. Имамиев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 135. — URL: https://novainfo.ru/article/19484 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться