Механизм толлинга и пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в современных условиях

NovaInfo 135
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 54
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрыты способы и пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в современных условиях. Рассмотрены основные проблемы в области совершенствования ВЭД, а также варианты их решений.

Ключевые слова

ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТОЛЛИНГ, МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Текст научной работы

В современных реалиях формирование и улучшение системы ВЭД является одним из важнейших условий успеха на международном рынке.

В рамках текущих проблем в области совершенствования ВЭД можно определить три основных направления:

  • воздействие на политико-правовую среду — контакт с государством и различными международными союзами;
  • взаимодействие с рынками;
  • совершенствование внутренней структуры.

Также способом повышения конкурентоспособности в работе с иностранными партнерами являются толлинговые схемы. Толлинг — это изготовление продукции из сырья или полуфабриката (давальческого сырья), изготовленного иностранным заказчиком с последующим вывозом готовых изделий обратно за границу.

Механизм толлинга позволяет ввозить сырьё и вывозить готовую продукцию беспошлинно. Пошлина взимается не со стоимости ввезённой продукции, а только со стоимости работы, которую выполнял подрядчик.

Используя «толлинговые» схемы предприятие решает следующие вопросы:

  • обеспеченность сырьем;
  • оптимизация логистических схем;
  • минимизация налоговых и таможенных платежей;
  • получение конкурентных преимуществ на внешнем рынке.

Однако при наличии достоинств у толлинга есть и недостатки:

  • у переработчика не формируются собственные оборотные средства, т.к. большая часть прибыли отдается толлингеру;
  • уход от налогового законодательства (снижение налоговых пошлин);
  • в долгосрочной перспективе изменяет цели и стратегии предприятия, снижает конкурентоспособность продукции.

Но кроме поставщиков, на внешних рынках есть и потребители, с которыми также необходимо выстраивать благоприятные отношения. От того, какой создала себе имидж компания на международной арене, зависит финансовое благополучие организации.

Хорошим инструментом маркетинга с целью выхода на рынок или поиска зарубежного партнера является международная выставка. При ее использовании одновременно осуществляются коммуникативная, ценообразовательная, сбытовая и товарная политика. Есть и другие возможности для достижения сбытовых целей, но именно при помощи выставки существует возможность получить контакты с грамотными специалистами за минимальное время.

Для осуществления любых изменений и дальнейшего развития компании необходимы средства, соответственно необходимы инвестиционные ресурсы — для этого взаимодействовать с международным рынком капитала, доступ к которому можно получить при выходе на внешний рынок.

Средой процесса привлечения инвестиций становится внешняя, т.к главной целью становится создание благоприятных условий для потока инвестиций в предприятие.

Также нужно обратить внимание на тот факт, что результатом процесса управления инвестиционной привлекательностью является единственный продукт — информация. Именно исходя из нее оценивается инвестиционная привлекательность компании со стороны акционеров, кредиторов и потенциальных инвесторов. Поэтому большую роль играет выстраивание коммуникации с потребителями данной информации.

При выходе на любые рынки, как внутренние, так и внешние, предприятиям необходимо проводить анализ своих возможностей на этих рынках, делать оценку текущего положения и возможностей конкурентов, а также исследовать потребности конечных потребителей и выстраивать сбытовые каналы. И как итог, должна быть разработана индивидуальная сбытовая политика, ориентированная на рынки присутствия.

Для достижения максимальных целей ориентир в сбытовой политике предприятия должен быть направлен на:

  • получение положительного экономического эффекта в текущем периоде, а также обеспечение гарантий его получения в будущем;
  • максимальное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей;
  • долговременную рыночную устойчивость, конкурентоспособность на рынках присутствия;
  • создание положительного имиджа на рынке и признание со стороны общественности.

Сбытовая политика на основе целей и задач сбыта, должна основываться на бизнес концепции организации (что собой представляет организация, чем она сильнее конкурентов, каково желаемое место на рынке и т.д.), а также принятому курсу действий (ориентирам). Соответственно, деятельность такого предприятия меняется намного быстрее и эффективнее по сравнению с ее конкурентами.

Кроме единой стратегии и сбытовой политики предприятию необходима эффективная система управлении, отвечающая реалиям современности, учитывающая динамику конъюнктуры международного и внутреннего рынков.

К такой концепции относится процессный подход, ориентированный на бизнес–процессы, при выполнении которых создаются товары или услуги, обладающие ценностью для потребителей.

Актуальность такого подхода связана с тем фактом, что для выхода на внешний рынок и налаживания партнерских отношений необходимо внедрение системы качества, а именно международных стандартов ИСО 9000. В этом сертификате нуждаются предприятия, осуществляющие свою работу на международных рынках или с международными поставщиками.

Вид процессной модели управления предприятием представлен на рисунке ниже.

Обязательным элементом выхода на международной рынок является оценка рисков и их минимизация с целью сокращения убытков от проведения сделки.

Процессная модель управления предприятием
Рисунок 1. Процессная модель управления предприятием

Таким образом, внедрение процессного подхода к управлению предприятием будет способствовать повышению эффективности компании и повысить ее адаптивность к любым изменениям, что приведет к росту конкурентоспособности.

При заключении внешнеторгового контракта необходимо иметь собственный проект контракта, и сопоставить его, а также ряд статей, носящих юридический характер, с проектом покупателя во избежание разночтений законодательства.

Важным риском при заключении внешнеэкономического контракта является валютный риск т.к. колебания курса происходят постоянно и их очень сложно предсказать. Идеальным вариантом минимизации этого риска будет включение условия по переоценке расчётов по причине нестабильности курса денежной единицы.

Соответственно, эффективный риск-менеджмент подразумевает под собой проведение анализа по выявлению внешнеэкономических рисков и формирование стратегии по их минимизации.

Предлагается комплекс мероприятий, разделенных на три направления:

  • улучшение внутренней структуры;
  • оптимизация взаимодействия с рынками;
  • изменение политико-правовой среды.

Насколько будут разработаны данные направления, настолько будет конкурентоспособно предприятие на рынке.

В случае реализации вышеуказанных мероприятий будет достигнута задача предприятия по оптимизации и успешной организации ВЭД. Уровень необходимых инвестиций будет в каждом случае индивидуальный, т.к. разработанность направлений разная на каждом отдельно взятом предприятии.

Читайте также

Список литературы

  1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ: по состоянию на 14 июля 2022 г.] — Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4850.
  2. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие. / Е. Ф. Авдокушин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2019. — 264 с.
  3. Акопова Е.С., Воронкова О.Н. Риски внешнеторговой деятельности и их минимизация при заключении внешнеторгового контракта // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т.29 №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-vneshnetorgovoy-deyatelnosti-i-ih-minimizatsiya-pri-zaklyuchenii-vneshnetorgovogo-kontrakta (дата обращения: 25.01.2022)
  4. Борисова, И.И. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности /И.И. Борисова. М. 2020 — 74 с.
  5. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И. Н. Иванова. — М.: ИНФРА-М, 2019. —297 с.
  6. Иокша, Д.М. Методические подходы к определению критериев и показателей эффективности внешнеторговой деятельности субъектов предпринимательства / Д.М. Иокша, Г.Л. Муравьев // Бухгалтерский учет и анализ. — 2018. — № 11. — С. 7 — 12
  7. Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник / В.В. Покровская. — М.: Юрайт, 2021. — 305 c.
  8. Логистика и управление цепями поставок: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Щербаков [и др.]; под редакцией В. В. Щербакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 582 с.
  9. Немкович А.В. Формирование методики анализа эффективности внешнеторговой деятельности промышленного предприятия в рамках ЕАЭС. /А.В. Немкович. Экономика промышленности 2019. № 3. 279 с.

Цитировать

Осипов, А.В. Механизм толлинга и пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в современных условиях / А.В. Осипов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 135. — URL: https://novainfo.ru/article/19495 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться