Взаимодействие школы с родителями как компонент социального партнерства

NovaInfo 135, с.105-107, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 37
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается понятие «социальное партнерство», проблемы взаимодействия школы с родителями. Предложены пути решения этих проблем. Раскрываются положительные стороны социального партнерства между школой и родителями.

Ключевые слова

СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ШКОЛА

Текст научной работы

Взаимодействие школы с семьей является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Времена меняются, меняется система образования, меняются сами люди и их отношение к образованию. В связи с этим требуются новые пути решения. И одним из таких решений является социальное партнерство школы с родителями.

Что же такое социальное партнерство? С.И. Ожегов определяет «взаимодействие», как тесную взаимную связь и взаимную поддержку [1].

М.В. Бывшина говорит о партнерстве, как о форме организации совместной деятельности со структурами, имеющими интересы в сфере образования [2]. С.В. Дармодехин трактует «партнерство» с точки зрения разновидности социального взаимодействия, основанного на диалоге сторон, а также имеющего единую стратегию развития [3].

Социальное партнерство применимо в учреждениях здравоохранения, культуры, Министерство Внутренних дел (МВД) и в учреждениях образования и науки. Каждая сфера имеет свою систему построения партнерских отношений. Мы рассмотрим взаимодействие школы с родителями как компонент социального партнерства М.Н. Набиуллин в своем исследовании рассматривал понятие «партнерство», как определенную систему, рассматривающую взаимоотношения семьи и образовательной организации. При этом все участники партнерства выступали на равноправных основах и проявляли общую заинтересованность [4].

На основании рассмотренных понятий, сформулируем более точное, социальное партнерство в сфере образования — это особый вид совместной деятельности между участниками образовательного процесса, которые имеют доверительные отношения, общие цели и ценности, а также признают взаимную ответственность сторон за результат их сотрудничества и развития.

Важно понимать, насколько необходимо партнерство между школой и родителями для создания условий для развития школьников. Безусловно, школа несет ответственность за школьника, не только обучает, но и принимает участие в воспитании школьника. Но не стоит забывать, что воспитание начинается с семьи. В современном мире многие родители предпочитают снимать с себя эту ответственность. Но ребенок находится не все время в школе, и на его поведение в обществе могут влиять разные факторы. Ребенок в стенах школы и в окружении семьи может вести себя абсолютно по-разному, у него могут возникать проблемы в школе, а родители могут даже не догадываться об этом. И вот тогда очень важно взаимодействие школы с родителями, когда родители или учителя могут обратиться с какой-то проблемой и тогда совместно будут продумываться пути решения.

Одним из факторов успешного взаимодействия семьи и школы является создание позитивного микроклимата в семье. Во все времена сотрудничество семьи и школы было необходимо, а в условиях современного мира крайне важно, ведь все чаще мы видим малообеспеченные, многодетные семьи, неполные семьи. В таких семьях ребенку может не хватать внимания или у него могут возникать трудности среди сверстников, в таком случае школа, в особенности в лице учителей, должна оказывать большее внимание таким детям и наладить хорошие отношения внутри детского коллектива и со стороны учителей, ведь все больше мы стали сталкиваться с тем, что учителя пренебрегают педагогической этикой и вместо того, чтобы налаживать положительную атмосферу внутри класса, они делят класс по разным критериям и относятся по-разному. В таком случае «здоровой» атмосферы в этом коллективе не будет. Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями. Дети всегда неосознанно копируют взрослое окружение, сначала это их родители, они наблюдают за поведением своих родителей в разных ситуациях: поздоровались ли они с дворником, с продавщицей в магазине, покормили ли бездомных кошек, собак, как они общаются с воспитателем, а затем и с учителем; а потом — учителя: как учителя относятся к их одноклассникам, оскорбляют ли за неопрятный вид, грязную тетрадку, или пытаются выяснить причину этого, проявляют заботу к ребенку вне зависимости из какой тот семьи и как он воспитан. Это значит, что современная школа и современные родители должны находиться в условиях постоянного сотрудничества. Доброта, любовь и забота, проявляемые по отношению к ребенку внутри семьи и в школе, способствуют проявлению теплых чувств со стороны ребенка. Сейчас устанавливается принципиально новый тип сотрудничества — это и есть социальное партнерство, которое требует обязательное соблюдение взаимовыгодных условий и требований со стороны семьи и школы. Учителя должны постараться сделать родителей своими союзниками, и родители должны идти навстречу, но к сожалею, многие недовольны учителями, ведь их ребенок единственный и неповторимый, а учителя только и делают, что критикуют их ребенка и несправедливо оценивают. В таком случае школа должна обратить должное внимание на соблюдение педагогической этики своими сотрудниками.

Л.А. Кассиль утверждал, что «семья и школа — это две ведущие педагогические системы, во взаимодействии которых определяется и вектор личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего общества» [5].

Как привлечь родителей, как расположить их к успешному решению наших неудач. Как изменить их отношение к школе и к воспитанию ребенка? Для налаживания сотрудничества между школой и родителями будет не лишним классным руководителям посетить своих учеников, чтобы получше познакомиться с родителями, с условиями проживания, тем более, что не все родители посещают родительские собрания. В ходе беседы важно не забывать о том, что любой родитель будет рад услышать что-то хорошее о своем ребенке, поэтому учитель должен суметь даже в самом не добросовестном ученике увидеть что-то хорошее и отметить, и только потом сказать о проблеме ребенка и предложить найти пути решения вместе. Предлагаем различные конкурсы, не требующие большого количества времени, в которых дети смогут принять участие вместе со своей семьей, что поможет ребенку сблизиться со своей семьей, если есть какие-то трудности в этом.

В Казахстане меняется формат родительских собраний: учителя должны доводить до родителей информацию о том, чем занимается их ребенок, какие у него есть интересы. А вот о сложностях в поведении или обучении говорить «один на один», чтобы родители не чувствовали себя некомфортно, что увеличит посещаемость таких собраний. Так же на собраниях применяется групповой метод работы, что позволяет сблизить родительский коллектив класса. Но обязательно должен быть постоянный переговорный процесс между школой и родителями, обе стороны должны быть готовыми идти на компромисс для достижения положительного результата.

Таким образом социальное партнерство — это добровольные и взаимовыгодные отношения субъектов, основанные на заинтересованности сторон в создании благоприятных условий для школьников. Сегодня партнерство является более перспективным и эффективным видом взаимодействия, но в то же время более сложным с точки зрения его реализации. Главное для партнерства — понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать.

Читайте также

Список литературы

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь/ С.И. Ожегов. — М.: Мир и образование, 2014 — 1376с. 5, 78
  2. Бывшева, М.В. Социальное партнерство семьи и школы в непрерывном образовании детей/ М.В. Бывшева, И.Г. Чугаева //Нижегородское образование. — 2018 — N 2 — С.17-23. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35357683(дата обращения: 5.02.2021).
  3. Дармодехин С.В.Государственная семейная политика в современной России: автореферат дис. ... доктора социологических наук :22.00.04 / НИИ семьи. — Москва, 1997 — 39 с.
  4. Набиуллин, М.Н. Формирование и развитие социального партнерства в сфере образования: дис ... канд. экон. наук: 08.00.05 / М. Н. Набиуллин. — М.: РГБ, 2003 — С. 13-16
  5. Гришина, С. В. Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности / С. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4901/ (дата обращения: 13.08.2022).

Цитировать

Кондратьева, Ю.А. Взаимодействие школы с родителями как компонент социального партнерства / Ю.А. Кондратьева, С.А. Кондратьев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 135. — С. 105-107. — URL: https://novainfo.ru/article/19527 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться