Роль и место ЛФК в системе медицинской реабилитации и жизнедеятельности инвалидов

NovaInfo 135, с.137-139, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Медицинские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 25
CC BY-NC

Аннотация

Лечебная физкультура(ЛФК) — это отдельная область физической культуры, специализирующаяся, главным образом, на лечение заболеваний и нормализации работы органов и функций организма, частично нарушенных или вовсе утраченных по причине различных заболеваний, полученных травм, чрезмерной утомляемости, а также целого ряда других причин. На сегодняшний день лечебная физическая культура – важный аспект реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова

РАЗВИТИЕ, АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ИНВАЛИДЫ, ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ, ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Текст научной работы

Человек и его заболевание являются основными объектами в проведении оздоровительно-реабилитационной терапии. Вариабельность применяемых в процессе средств, методов и дозировок определяются ввиду особенностей организма пациента и его заболевания. Отличающей особенностью лечебной физкультуры от других видов терапии является использование физических упражнений, которые, в свою очередь, действенно стимулируют жизненные функции человеческого организма.

В реабилитации инвалидов одним из наиболее значимых направлений является физическая культура и спорт, что обеспечивает их внедрение в социальную жизнь общества. Занятие физической культурой является не только средством реабилитации, но и способом организации и становления физической подготовки как одним из составляющих аспектов жизни.

Введение систематических занятий физической культурой и спортом для инвалидов играют роль в развитие адаптивных возможностей организма, а также благоприятно влияют на костно-суставную систему, поддерживает мышечный тонус и имеет влияние на общее психоэмоциональное состояние.

Физическая подготовка составляет основу развития организма и психических особенностей инвалидов. Это обеспечивается благодаря включению в режим лечебной физкультуры, занятия которой формируют правильное развитие двигательного аппарата, укрепляют здоровье, повышают работоспособность организма, способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений.

Физической культура вносит неоспоримый вклад в коррекцию и совершенствование моторики инвалидов. Наличие огромного выбора различных физических упражнений, а также методик и техник их выполнения определяют существование наиболее целесообразных и рациональных для того или иного заболевания лечебных комплексов.

Средства системы физического воспитания инвалидов должны быть разработаны в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами с учетом особенностей каждого инвалида. Необходимы специальные упражнения по коррекции и компенсации для инвалидов, испытывающих значительные трудности при движении координации и сохранения равновесия.

Основные направления реабилитации инвалидов отображены в статье федерального закона «О социальной защите инвалидов» No 181-ФЗ:

  • медицинская реабилитация: восстановительные медицинские процедуры, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение и отдых;
  • профессиональная реабилитация: профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, помощь в производственной адаптации;
  • социальная реабилитация: социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социокультурная и социально-бытовая адаптации;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, лечебная физическая культура, спорт.

Физические упражнения оказывают своё благоприятное действие ввиду их систематического выполнения и существенных по количеству и интенсивности осуществления, это требует особенных необходимых нагрузок на системы организма лиц с ограниченными возможностями. Правильное распределение систематических нагрузок ведёт к наиболее удачному развитию адаптивных и компенсаторных механизмов, которые способствуют развитию в профессиональной деятельности и социальной активности инвалидов.

Для того, чтобы понимать и правильно развивать процесс реабилитации инвалидов с помощью проведения занятий лечебной физкультуры необходимо учитывать, что в данной конкретной ситуации подразумевает реабилитация, какие цели предусматривает её проведение, какие пути входят в неё и для чего, какие последствия понесёт за собой реабилитационный процесс, какую эмоциональную и материальную нагрузку он предполагает.

Важную роль в определении тактики и выбора комплексов упражнений лечебной физкультуры играет распределение инвалидов на группы по различным признакам. Таким образом,

  • по возрасту пациентов обязательно подразделяют на детей и взрослых;
  • по происхождению инвалидности подразделяют на: инвалид детства, инвалиды с общими заболеваниями;
  • по причинам возникновения инвалидности выделяют: врожденное нарушение, несчастный случай, спортивную травму.

Также распространено деление по степени трудоспособности на три группы:

  • у первой группе относятся: нетрудоспособные;
  • ко второй: временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах;
  • к третьей относят: трудоспособных в щадящих условиях труда.

Из-за огромного различия психофизических особенностей и патологий развития различных систем, в частности слуха и зрения, контроль состояние физической формы у инвалидов значительно затруднён.

Во-первых, чтобы понять, на что в первую очередь применять педагогическое воздействие, необходимо определить отправную точку, для этого необходима более высокая степени измерений и дифференцировки полученных результатов. Во-вторых, у пациента необходимо выявить его личностные и функциональные возможности, для более оптимального подбора физических упражнений, с учетом его физиологических и психологических возможностей. В-третьих, необходимо ответственно подходить к фиксированию результата, при необходимости проводить коррекцию с учетом всех возникающих факторов.

Эффективность физических занятий зависит от многих составляющих, но особое значению имеют частота занятий и их продолжительность, а также не малую роль играет подбор упражнений, которые производится строго в индивидуальном порядке. При различных специфических заболеваниях, например ДЦП, необходимо делать упор не только на развитие физической формы, но и на проблемы с коммуникацией, зрением и другими патологиями. Задача лечебно-оздоровительных организаций заключается также в проведение профилактических мероприятий, включающих в себя общее улучшение самочувствия, укрепление иммунитета и так далее.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что целенаправленный и грамотный подход в работе с инвалидами в сфере физической культуры, несомненно, будет способствовать гуманизации нашего общества, изменению его отношения к этой социальной группе населения, и поэтому имеет большое социальное значение.

Читайте также

Список литературы

  1. Иванов, А.В., Пустозерова, Т.А. Адаптивная физическая культура как метод реабилитации инвалидов. // Работник социальной службы. — № 8. — 2013. — С. 61-63.
  2. Жиленкова, В.П. Адаптивный спорт для лиц с поражением опорнодвигательного аппарата: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Жиленкова. — СПб., 2002.
  3. Палагина, Г.А. Адаптированный спорт. // Социальная работа. — №4. — 2014
  4. Евсеев, С.П., Курдыбайло, С.Ф., Морозова, О.В., Солодков, А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие. / Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафга, 1996. — 95 с
  5. Валеев, Н., Захарова, Л., Ганзина, Н. Поиск новых форм физкультурно-рекреативной деятельности в процессе реабилитации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича. 2003. 5. Вернер, Д. Что такое детский церебральный паралич. — М., 2003.
  6. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений — 2-е изд., стер. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 608 с
  7. Физическая реабилитация: учебник для академий и институтов физ. культуры / Под общ. ред. проф. С.Н. Попова.–Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — 608 с.

Цитировать

Левина, В.В. Роль и место ЛФК в системе медицинской реабилитации и жизнедеятельности инвалидов / В.В. Левина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 135. — С. 137-139. — URL: https://novainfo.ru/article/19539 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться