В условиях цифровой трансформации общества меняются способы работы бизнеса с целевой аудиторией, появляются новые отрасли в экономике и маркетинге (в частности, экономика электронного бизнеса, электронный маркетинг). Кроме того, происходит перестройка способов продуктивного взаимодействия электронной коммерции с маркетингом, основанным на работе с каналами сенсорного восприятия.
Сенсорный маркетинг представляет собой современное направление инновационного маркетинга, основанное на воздействии на органы чувств потребителя и позволяющее эффективно решать проблемы успешного развития бизнеса, в том числе и в цифровой среде. Это направление маркетинга имеет в качестве инструментов воздействия на потребителя пять каналов сенсорного восприятия, что позволяет ему быть актуальным трендом современных маркетинговых коммуникаций. Ввиду своих особенностей в цифровой бизнес-среде применимо воздействие на два канала сенсорного восприятия — слуховой и зрительный.
К слуховому каналу сенсорного восприятия в электронном маркетинге можно отнести музыкальное сопровождение сайтов. На современном этапе звуковое и музыкальное сопровождение сайта — эффективный инструмент привлечения и удержания внимания пользователя, повышения имиджа интернет-страницы, роста конкурентоспособности компании, важный элемент маркетинговой стратегии продвижения продукта. Однако следует обратить внимание на следующий факт: музыка на сайте допустима в том случае, если она имеет смысловую нагрузку, поскольку Интернет представляет собой в основном визуально-текстовую среду и есть ряд психологических особенностей в реакции пользователя на неинформативную фоновую музыку.
Для зрительного канала сенсорного восприятия важен цветовой дизайн сайта. Цвет — важный инструмент оптимизации конверсии веб-страницы, и брендинговые агентства превратили этот факт в свой бизнес. Абсолютно верным будет утверждать, что психология восприятия цветового оформления сайта имеет значительное воздействие на отношение целевой аудитории к интернет-ресурсу. По результатам исследования, 42% покупателей составляют мнение о веб-сайте на основе его дизайна и цветовой гаммы, а 52% откажутся от его повторного посещения в случае неудачного оформления [1].
Цветовой дизайн веб-страницы должен быть тщательно продуман, чтобы через зрительный канал сенсорного восприятия вызвать у клиента положительные эмоции и расположение, заслужить его внимание и признание.
Наиболее удачные цвета для оформления деловых веб-страниц — синий и зелёный, но при этом они должны быть в цветах брендбука (соответственно, это наиболее подходящие цвета и для брендбука компании). Синий символизирует уверенность, надёжность, интеллект, а зелёный проще всего воспринимается глазом и символизирует рост. В качестве примеров можно привести цветовое оформление ряда успешных компаний: зелёное у ОАО «АСБ Беларусбанк», Белмаркет; синее — Белорусская торгово-промышленная палата, ООО СП «Санта Бремор», Facebook.
Актуальным будет назвать современные иллюстративные тенденции веб-дизайна: яркие оттенки в объёмных формах, красочность, комиксы, высокая насыщенность цветовой палитры, распыленные краски, геометрический примитивизм, креативный градиент, 3D-иллюстрации [2].
Таким образом, так как в наше время потребители предпочитают приобретать товары посредством обращения к интернет-ресурсам, то возросла роль интернет-маркетинга, что привело к тому, что сенсорный маркетинг обращён на службу электронной коммерции. Рассмотренные слуховой и зрительный каналы сенсорного восприятия служат важным инструментом психологического стимулирования целевой аудитории — они позволяют увеличивать трафик на сайт компании, повышают лояльность потребителя, конверсию онлайн- продаж, что, в свою очередь, имеет экономический эффект.