Цифровая реальность сегодня определяет вектор развития всей образовательной системы. Зачастую создание цифровой образовательной среды учебными заведениями осуществляется в соответствии рядом факторов от наличия финансовых и технических ресурсов до грамотных и компетентных специалистов сопровождения основных процессов цифровизации.
Цифровая эпоха определила роль образования при обеспечении необходимых условий, предпосылок и формировании интеллектуального фона для грамотного перехода в цифровую эпоху, где первостепенной задачей определена подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих «цифровому» времени.
Сегодня цифровизация образования становится приоритетным направлением государственной политики. Создание современной цифровой образовательной среды в Российской Федерации является основной задачей [1].
Нормативно-правовое обеспечение реализации процесса цифровизации обуславливает его значение в общей системе образования, его качества и конкурентоспособности наравне с другими ведущими странами мира.
Создание цифровой образовательной среды процесс системный и поэтапный.
Важно понимать, что цифровая образовательная среда открытая совокупность информационных систем, направленных на обеспечение различных задач образовательного процесса.
Цифровая образовательная среда при построении базируется на основополагающих принципах: единства, открытости, доступности, полноты, полезности, заменяемости, ресурсности. Все принципы обеспечивают эффективность созданной цифровой образовательной среды от использования цифровых технологий, решающих разные специализированные задачи, до неограниченного доступа всех субъектов образовательных отношений и соответствия состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение [2]. Эффективность цифровой среды должна помочь сформировать новые возможности, а также снизить ресурсные затраты пользователя за счет ее введения.
Цифровые технологии стали одновременно инструментом и средой существования, которая раскрыла новые возможности организации образовательного процесса: обучение в любое удобное время, непрерывность образования, возможность формировать индивидуальные образовательные траектории, из обычных пользователей электронных ресурсов стать их создателями.
Ресурсы непосредственно участвующие в создании цифровой образовательной среды в образовательных учреждениях включают в себя информационные (интерактивный материал), а также технологические средства (информационно-коммуникационное оборудование) и системы педагогических технологий. Обеспечение в образовательных учреждениях ресурсов для создания цифровой образовательной среды откроет ряд перспективных возможностей для субъектов образования и регионов, и государства в целом. Для обучающихся расширятся возможности построения образовательной траектории; будет открыт доступ к современным цифровым инструментам и контенту. Педагоги за счет автоматизации бюрократических процессов снизят нагрузку, получат цифровые средства контроля и мониторинга образовательного процесса, новые условия для мотивации обучающихся, а также методы и формы обучения в «цифре».
Родители обучающихся получать прозрачный образовательный процесс, своевременный контроль учебных успехов ребенка, доступную коммуникационную площадку.
Образовательная организация оптимизирует процесс использования ресурсов за счет перераспределения образовательные нагрузки на информационные технологии; расширение образовательных возможностей организаций через сетевые процесса; выстраивание коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для регионов возможность полного мониторинга за деятельностью образовательных организаций; оптимизация образовательных ресурсов региона; снижение образовательной эмиграции лучших учеников, эффективности образовательных ресурсов.
Стоит отметить, что формальный подход к построению цифровой образовательной среды, без учета индивидуальных особенностей регионов, субъектов образовательных отношений и учебных заведений приведет к низкой эффективности использования информационных систем. Формальный подход приведет к формированию негативного отношения субъектов образования от навязанных информационных систем.
Образовательные организации все чаще стремятся организовать свои цифровые площадки для реализации учебной и внеучебной работы. Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.
Система образования — это звено между экономической системой государства и общества, которое способствует в целом, переходу в цифровую эпоху с новыми видами деятельности, компетенциями, знаниями и умениями, сформированными у человека [3].
Процесс цифровизации образовательной системы непрерывный. Сторонники идеи цифровизации образования в России считают, что данный процесс может быть успешным при обеспечении выполнения со стороны государства и общества ряда требований:
- Обновление формата школ;
- Внедрение в образовательный процесс учебников будущего;
- В рамках цифровизации образовательной среды роль преподавателя будет определяться как медиатора;
- Внедрение цифровых документов.
Оставаться в стороне процесса цифровизации невозможно. Технологии есть будущее и адаптироваться к ним придется в независимости от того сколько времени это займет. Сторонники идеи массовой цифровизации одинаково оценивают минусы и плюсы данного процесса, но понимают, что это возможность усовершенствовать образовательную систему.
Цифровая образовательная среда — это не про переход на дистанционное обучение, процесс гораздо глубже. Это один из способов сделать обучение интерактивным.
Создание единой цифровой образовательной среды предопределит условия для применения в традиционной системе элементов электронного образования, дистанционных цифровых технологий и ресурсов. Образовательные учреждения будут осуществлять свою деятельность в условиях единства перечня материальной и технической составляющей.