Одной из актуальных и интенсивно разрабатываемых как в отечественной, так и в зарубежной психологии является проблема психологической устойчивости личности. Несмотря на высокую значимость и практическую востребованность, в психологии отсутствует единственное понятие как в определении данного качества личности, так и в выделении факторов, сохраняющих устойчивость.
В большом психологическом словаре А. Ребера под устойчивостью понимается «характеристика индивида, поведение которого надежно и последовательно». [3]
Психологическая устойчивость человека является сложным качеством личности. В ней объединен целый комплекс способностей, огромнейший круг разноуровневых явлений. По мнению В.И. Савинова, по значимости на первый план выходят три фактора психологической устойчивости человека:
- стойкость, стабильность;
- уравновешенность, соразмерность;
- сопротивляемость. [7, с.62].
Американские психологи Кобаза и Пусетти рассматривают психологическую устойчивость как показатели выносливости и сопротивляемости. Они описывают выносливость тремя показателями: [9, с.6]
- контроль (выносливые люди испытывают чувство контроля над своей жизнью, выбора линии поведения в экстремальных обстоятельствах, они считают, что могут контролировать события и влиять на них);
- вовлеченность в деятельность, отношения с другими и с самим собой (данные отношения выявляют собственные ценности, цели и жизненные приоритеты, поэтому относятся к смыслу их существования);
- оценка изменений скорее, как вызов, чем как угроза (устойчивая личность испытывает на прочность свою гибкость, настойчива и знает, где найти поддержку).
Данные авторы считают, что человек, характеризующийся как психологически устойчивый, имеет достаточно ресурсов для противостояния различным стрессорным воздействиям.
Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов протекает в условиях интеллектуальной, эмоциональной и физической напряженности. К ее главным отличительным особенностям относят: неравномерность и продолжительность рабочих нагрузок; частые столкновения с различными проявлениями нетипичного характера — работа с оружием, высокая степень ответственности за свои действия; наличие стрессовых ситуаций; высокая степень риска, что в совокупности объединяет понятия экстремальной ситуации и профессионального стресса. [6, с.241]
Теоретический анализ научных исследований нервно-психической устойчивости у сотрудников различных профессий, связанных с деятельностью с повышенным уровнем стресса, показал значительную зависимость уровня этого показателя от трудового стажа. Самый высокий уровень нервно-психической стабильности наблюдается у специалистов с многолетним опытом работы. Они более устойчивы к стрессовым ситуациям, легче эффективно реагируют и регулируют свое поведение. Специфика деятельности также влияет на маркеры нервно-психической устойчивости, повышая уровень нервно-психической устойчивости с увеличением срока службы, независимо от сферы деятельности. [1, с.93]
Профессиональная деятельность сотрудников ФСИН России характеризуется высоким уровнем психической напряженности. Эффективность, успешность службы зависит от способностей, качеств и умений специалистов действовать в стрессовых условиях. Проведенные исследования доказывают высокую значимость такого профессионально-важного качества, как психологическая устойчивость сотрудников ФСИН России, она является основным ресурсом для сохранения психического и физического здоровья индивида. Она выступает своего рода базисом для развития всех других профессионально важных качеств, её можно рассматривать как системообразующий элемент структуры профессиональной деятельности. [2, с. 120]
Профессиональная деятельность сотрудников отдела конвоирования ФСИН России связана с постоянной стрессовой нагрузкой, которая обусловлена необходимостью обеспечения собственной безопасности, так и безопасности общества на период изоляции осужденных. Сложность условий профессиональной деятельности связана с постоянными контактами с осужденными за различные преступления, высокой эмоциогенностью этих контактов, наличием физической угрозы от осужденного сотруднику при ослаблении бдительности, противоречием между авторитетом, санкционными функциями сотрудника и декларацией гуманизации пенитенциарной деятельности в целом. [4, с. 22]
Исследования психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России. указывают на то, что психологическое сопровождение должно быть специфицировано на ношении и использовании оружия сотрудником. [8, с.56] Эти факторы стрессогенности условий считаются основными, но также выделяются и факультативные, как монотония несения службы, доминирование темной цветовой гаммы в окружении, постоянное пребывание в замкнутом пространстве, которые присутствуют в деятельности сотрудника и оказывают на его психическое состояние деформирующее воздействие [5, с.48].
Неоспоримым фактом на сегодняшний день является то, что деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) характеризуется множеством различных ситуаций, сопряженных с повышенным риском и высоким уровнем экстремальности и профессионального стресса. В связи с этим возрастают требования к психологической подготовке сотрудников УИС и их профессионализму.
Психологическая подготовка имеет такое же важное значение для профессионального развития сотрудников пенитенциарных учреждений, как и правовая, физическая, огневая и иные виды. Важно помнить, что даже очень хорошо подготовленный в профессиональном плане сотрудник не может эффективно выполнять свою работу, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психологические качества — нравственная, эмоциональная, волевая устойчивость, готовность к действию и др.
Психологическая устойчивость сотрудников отдела конвоирования выступает как своеобразный фундамент профессиональной готовности к выполнению действий в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности. Уровень готовности к действиям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у данной категории сотрудников должен быть достаточно высоким. Несомненно, от сотрудника отдела конвоирования потребуется наравне с боевой и физической готовностью высокий уровень психологической подготовки, отсутствие которой приводит к конфликтным ситуациям как внешнего, так и внутреннего характера.
На сегодняшний день, в системе служебной подготовки недостаточно уделяется внимания вопросам формирования психологических знаний и психологической культуры сотрудников отдела конвоирования. Требуется разработка различных психокоррекционных программ, направленных на развитие у сотрудников психологической устойчивости.