Значительный пласт информации о скифах нам оставил древнегреческий историк и географ Геродот. Обычая, антропонимы, теонимы, топонимы древнего народа, отмеченные в труде античного автора «История», позволяют делать определенные выводы и о скифском языке.
Изучению языковой принадлежности скифов посвящено много исследований и вроде бы большинство лингвистов принимают иранское происхождение скифских слов, закрывая глаза на существующие непреодолимые фонетические противоречия [2, с. 4-5]. В то же время, изучив на основе Y-DNA миграционные потоки, можно увидеть, что пассионариями скифских племен выступали носители R1b, которые в языковом плане коррелируют с кельтской средой, что находит подтверждение в этимологии скифских теонимов [3].
В кельтском контексте рассмотрим антропонимы скифских царей и предводителей, упомянутых Геродотом.
Αναχαρσις — представитель скифской династии, согласно сведениям Геродота, был дядей по отцу скифского царя Иданфирса, сыном Гнура, внуком Лика и правнуком Спаргапифа [1, IV, 76, с. 226]. Исследователи соглашаются с иранской этимологией *Ana-xvarəti «неуязвимый» (авестийское xvara- «рана» и ana «без», т.е. все-таки точнее — без раны), поскольку другие версии ещё хуже [2, с. 46-47]. В то же время можно предполагать, что происхождение антропонима связано с кельтским конструктом *anawos (валлийский anaw, древнеирландский anae) «богатство, сокровище, изобилие» с суффиксом прилагательного, часто указывающим на склонность и на симпатию, -gar (*-āk-aro-),дополненным эмфатическим суффиксом первого лица единственного числа -sa/-se [6; 7], т.е. значение имени «богатый, сокровенный».
Αριαντας — полулегендарный царь скифов, который провел своеобразную «перепись» скифских воинов [1, IV, 81, с. 228]. Исследователи, как обычно, запутались, пытаясь подогнать этимологию под иранское происхождение [2, с. 51], тогда как в кельтском находим *arganto- (валлийское argant/ariant) «серебро, серебристый, богатство» [6; 4, с. 41]. Тогда значение имени можно определить, как «светлый, богатый, ценный».
Αριαπειθης — скифский царь, правивший в первой половине V века до н. э., стал жертвой Спаргапифа, царя агафирсов [1, IV, 76, 78, с. 226-227]. Исследователи предлагают в качестве первого элемента иранское *ar(i)ya «арий, арийский», а второй представляют рефлексом общеиранского *paiśa- «вид, обличье», т. е. «арийский вид» [2, с. 51-52]. Достаточно странное значение имени: арийский вид — это какой? Ответ на подобный вопрос можно найти в кельтской этимологии. В основе антропонима может лежать *aryo- «свободный мужчина, благородный» [4, с. 43]. Второй компонент выражает персонификацию кельтским *kʷezdi-, давшим в валлийском peth «человек, существо» [4, с. 179; 6], т. е. имеем «благородный человек».
Ατεας — царь скифов на рубеже IV-V вв. до н. э. (см. Προτοθύης).
Γνουρος (Γνούρου, Γνόρος,Gnurus) — царь скифов, правивший в конце VII — начале VI вв. до н. э., сын Лика, отец Анахарсиса и Савлия [1, IV, 76, с. 226]. Не имеет разумного объяснения [2, с. 58]. В кельтской языковой среде этимология может быть представлена конструктом из *gn-iyo- «создавать, делать» (древнеирландский gniid) [4, с. 163] с персонификацией от *wiro- (валлийский gur/gŵr с развитием до суффикса -wr) «мужчина, глава семьи» [4, с. 423; 6].
Ιδάνθυρσος — царь скифов, возглавлявший царственных скифов в войне против Дария I (около 514/512 г. до н. э.), сын Савлия, внук Гнура [1, IV, 120, с. 239]. Все вопросы относительно этимологии данного антропонима остаются открытыми, поскольку не совсем удачно выводится из иранских языков [2, с. 66-67]. Мы же можем рассмотреть кельтскую основу в виде *duk-o- «вести» с валлийскимdwyn, dygu (здесь интересен латинский duco (дуче) «вождь, лидер») [4, с. 108; 6] с префиксом*eni (древнеирландский i, валлийский in/yn)[4, с. 116]. В таком случае объясняется разнообразие форм антропонима — Ἰδανθούρας, Ιδανϑιρσος, Ινδάθυρσος. Вторая составляющая царского имени выражена кельтским патернальным (персонифицированным) *ɸatīr «отец» (древнеирландский -athir, валлийский -atr/-ater) [4, с. 126], дополненным эмфатическим суффиксом первого лица единственного числа -sa/-se. Получаем значение антропонима «вождь <царского рода>». Можно рассмотреть и глагол, в какой-то мере с похожей семантикой к предыдущему, *ag-o-/*ageti (древнеирландский aigid/agid) «управлять, вести, совершать» [7; 4, с. 27], который лежит в основе имени Ἀγάθυρσος, т. е. его значение «правитель <царского рода>». Кроме того, в этом случае имеем, в том числе, и форму данного глагола acta, который может входить в скифский антропоним царя Ὀκταμασάδης.
Λύκου — царь скифов в VII веке до н. э., сын Спаргапифа и отец Гнура [1, IV, 76, с. 226]. Исследователи ничего не смогли придумать из иранского, поэтому безосновательно связали происхождение антропонима с греческим λύκος «волк» [2, с. 74]. Между тем, в кельтском мы находим вполне царский эпитет *layko- «воин» (древнеирландский laech) [4, с. 234].
Μαδύης (Μυδίης, Μάδυς) — царь,предводитель скифов во второй половинеVII веке до н. э., сын Прототия [1, I, 103, с. 41]. Этимология антропонима не ясна, хотя дежурно предлагаются иранский *madu- «мёд» и древнеиндийское mantu- «советник, правитель» [2, с. 74]. Однако в кельтской языковой среде объяснение антропонима может быть связано с *mad-yo- (древнеирландский maidid, валлийский maeddu) «ломать, побеждать» [4, с. 251-252], т.е. значение «победитель» (аналог, например, Виктор).
Ὀκταμασάδης — царь скифов в V веке до н. э., брат Скила [1, IV, 80, с. 228]. Вразумительной этимологии не имеет, со всевозможными манипуляциями и натяжками предлагается акказутив индоиранского *ukta- (западноиранское *uxta-) «высказанный, провозглашенный» и древнеиндийский корень sad с приставкой ā– «властвовать, восседать», т.е. «властвующий над сказанным» [2, с. 78]. В то же время можно предположить, что мы имеем дело с двухкомпонентным кельтским конструктом: второй элемент представлен корнем *med-o- «оценивать, судить, размышлять» (древнеирландский midithir, mes(s)aid и отглагольное существительное mesad) [7; 4, с. 261]. Первый выражен глаголом *ag-o-/*ageti (древнеирландский aigid/agid, в нашем случае имеем форму данного глагола acta) «управлять, вести, совершать» [7; 4, с. 27], т.е. «вершит(ель) суд(еб)».
Ὀποίη (Ὀπίη) — скифянка, жена царя Ариапифа, мать Орика,V век до н. э. [1, IV, 78, с. 226]. Рассматривается этимология из древнеиндийского *hu-pāiā- «хорошо защищена» [2, с. 78]. Хотя здесь можно рассмотреть кельтский конструкт *ofi-ba (древнеирландский oíph/oíb)«красота, бодрость, изобилие» [4, с. 296; 7]. С учетом суффикса прилагательных -i/-ai значение антропонима «прекрасная, бодрая, благополучная».
Ὀρικός, (Ὄριχος/Αριχος) — царь скифов вV век до н. э.; сын Ариапифа и Опии, брат Скила [1, IV, 78, с. 226]. Игнорируя фонетические противоречия, исследователи пытаются связать происхождение имени с иранскими либо *uari- «броня» (от корня *uar- «прикрывать») суффиксом *-ka, либо *uaria- «лучший, отборный», либо к иранскому *uara- «ягненок; баран» с уменьшительным суффиксом *-ik «барашек» [2, с. 78]. Объяснение антропонима восходит к кельтскому *ikka, *yekka «исцеление, спасение» (древнеирландский icс,iccaid «исцелять, решать <проблемы>, валлийский iach «здоровый и т.п.») [4, с. 171; 6: 7] с усиливающим префиксом *uɸor- (валлийский gor-/or-, древнеирландский for-) [4, с. 398].
Προτοθύης (Πρωτοθύης) — царь скифов во второй половинеVII веке до н. э., отец Мадия [1, I, 103, с. 41]. Предлагается проблемное и по фонетике, и по смыслу иранское *prθu-tavah или *prθu-tuvant «широкомощный» (это какой?) [2, с. 84]. Но все становится понятным в кельтской языковой среде: *tato- «отец» [4, с. 372] (в данном случае ссылка на «детский лепет» некорректна, поскольку, например, в валлийском имеем глагол tadu со значением «защищать, обеспечивать, воспитывать и т. п.»; кстати, и существительное tad/tat определяет широкий спектр значений от отца вплоть до божественного начала [6]) с частичной грецизацией префикса *ɸro- (валлийский rhy-, древнеирландский ro-; индоевропейский корень *pró, древнегреческий πρό) [4, с. 141-142; 5, с. 813-815; 6]. Стоит заметить, что аналогичное значение имеет антропоним Ατεας, в основе которого лежит кельтский *attyo- (древнеирландский aite) «отец, приемный отец, наставник» [4, с. 46; 7].
Σαύλιος — царь Скифии, VI век до н. э., сын Гнура, отец Иданфирса [1, IV, 76, с. 226]. Не имеет убедительной этимологии [2, с. 187]. В то же время происхождение антропонима может быть связано с кельтским *sāwūl-/*sūli- «солнце, солнечный свет, лучи» (валлийское haul, древнеирландское suil) [4, с. 324], т.е. значение имени «солнцеликий».
Σκύλης — царь скифов в V веке до н. э., наследник Ариапифа [1, IV, 78-80, с. 227-228]. В качестве этимологии предлагается древнеиранское *skuda- «стрелок, лучник», в котором, по воле исследователей, присутствует переход δ > l [2, с. 89]. Мы же можем рассмотреть кельтский *skax-slo- (древнеирландский scal, валлийский yscawl)«демон, герой, воин, победитель»[4, с. 340-341; 6].
Ταξακις — предводитель скифов, соратник Идантирса [1, IV, 120, с. 239]. Не имеет ясной этимологии [2, с. 91]. Однако в кельтской языковой среде можно предложить *tegos «дом» с отсылом к первичному «защита, крыша и т. п.» (древнеирландский tech/teach) [4, с. 376] с суффиксом *-ākos, определяющим принадлежность к (древнеирландский -ach/-oc, в том числе, когнат праславянскому *-akъ). Значение антропонима можно определить как «защитник <дома, семьи>» (прослеживается семантическое родство, например, с древнегреческим Ἀλέξανδρος).
А начиналось все у скифов, как повествует Геродот, смифологического прародителя Ταργιταος [1, IV, 5, 7, с. 205]. Дежурно предлагается фонетически несостоятельный (в скифском отсутствовала метатеза gr > rg) иранский вариант tigra-taua «долго-мощный», хотя и другие гадание на иранской гуще не дают желаемого результата [2, с. 92-93]. Тогда как в кельтской языковой среде проблема решается в виде конструкта из сложения префиксов *to- (валлийский di-/dy-, древнеирландский to-/do-) + *ɸare- (валлийский/древнеирландский ar-) + корень *katu- (валлийский cadu (мутация gadu) «бороться, биться, сражаться», древнеирландский cath «воинственный, боевой» [7; 6; 4, с. 122, 195, 381]. В целом, значение имени можно определить, как «очень воинственный» (в кельтской языковой среде отмечены антропонимы *Katu-tigernos, *Katu-walos, *Katu-welnāmnos, Catu-rix [4, с. 402; 5, с. 542]. При такой этимологии Таргитая становится понятной его ассоциация с могучим древнегреческим героем Гераклом.
Далее древнегреческий историк рассказывает легенду о трех сыновьях Таргитая–Λιπόξαϊν καὶ Ἀρπόξαϊν καὶ νεώτατον Κολάξαιν (Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис [1, IV, 5-7, с. 205]). К происхождению антропонимов привлекают всё, что только можно, но согласия нет: то ли из иранского выходит гора-царь, река-царь, солнце-царь, то ли глубокий царь, то ли царь-помазанник, то ли царь шапок, умелый царь, сверкающий царь [2, с. 53-54, 70, 72-73]. Тогда как в кельтском этимология может быть проста и понятна.
Λιπόξαϊν: древнеирландское lepaid (lepa) = leth (кельтское *letos [4, с. 238-239] + buith (кельтское *butā, *bu-yo- [4, с. 84-85]) «хозяин, укрыватель, дом» [7]. Значение антропонима можно определить как «защитник <дома, семьи>» (прослеживается семантическое родство с именем Ταξακις).
Ἀρπόξαϊν: конструкт аналогичен предыдущему с разницей в первом элементе, который представлен кельтским *aro-/*ar-yo- (древнеирландский/валлийский ar) «пахать, пахота, земледелие» [4, с. 42, 43; 6; 7], т.е. значение имени можно определить, как «пахарь, земледелец).
Κολάξαιν: в основе антропонима лежит кельтский *kaylo- «предзнаменование», который шире раскрывается в валлийском coel(i)o«верить,бросать жребий, советоваться с предзнаменованиями» и древнеирландском cēl «благоприятный, знамение, вера, гадание», при индоевропейском корне kai-lo- «целый, здоровый, доброе предзнаменование» [4, с. 197-198; 5, с. 520; 6; 7]. Значение антропонима можно выразить, как «избранник судьбы».
Третий компонент общий для всех братьев может восходить к кельтскому *akkiyā (валлийский ach, древнеирландский aicce)«родословная, родство, происхождение» [6; 7].
Таким образом, вы видим происхождение и прародителей трех социальных групп скифского общества — воины (секира), пахари (плуг, ярмо) и жрецы (чаша), как и отмечено в легенде, приведенной Геродотом: «При жизни их на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша» [1, IV, 5, с. 205].
Очевидно, что рассмотренные антропонимы скифов имеют объяснение в кельтской языковой среде. Значения имен скифских царей представляют единую систему по семантике и словообразовательной модели. При этом в основе всех изученных имен мы видим прото-кельтские корни, имеющие развитие в реальных словах ирландского и валлийского языков.