Междисциплинарность психологического просвещения

№3-1,

психологические науки

В знаменитой комедии Мольера герой был удивлен, узнав, что он говорит прозой. Именно в такой ситуации оказывается специалист, узнав, что хоть он и психолог по образованию и должности, но в ситуации осуществления психологического просвещения, оказывается, вынужден заниматься не психологической деятельностью, как далеко не лечебной деятельностью традиционно занимается врач или другой специалист здравоохранения, выполняя работу по санитарному просвещению. Даже в этой, весьма щепетильной ситуации, перед психологом, решившим наконец-то уделить часть своего времени психологическому просвещению встает ряд неразрешенных вопросов.

Похожие материалы

В знаменитой комедии Мольера герой был удивлен, узнав, что он говорит прозой.

Именно в такой ситуации оказывается специалист, узнав, что хоть он и психолог по образованию и должности, но в ситуации осуществления психологического просвещения, оказывается, вынужден заниматься не психологической деятельностью, как далеко не лечебной деятельностью традиционно занимается врач или другой специалист здравоохранения, выполняя работу по санитарному просвещению. Даже в этой, весьма щепетильной ситуации, перед психологом, решившим наконец-то уделить часть своего времени психологическому просвещению встает ряд неразрешенных вопросов.

Цель данного сообщения – определить, что из себя, представляет этот вид деятельности и к какой из категории понятий относится.

Как известно, согласно трактовки «Википедии» — свободной энциклопедии, просвещение — распространение знаний.

Психологическое просвещение - вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний. По своей специфике психологическое просвещение – это особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом, журналистом, web-мастером и специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний.

Как важное направление в системе профилактической деятельности психологическое просвещение было выделено еще в первые десятилетия развития отечественной психологической практики [1].

В настоящее время существует две точки зрения на психологическое просвещение и его место в системе работы практического психолога.

Ряд авторов выделяет психологическое просвещение как отдельный вид работы (например, И.В.Дубровина, 2000).

Другие, в частности, Л.Ф.Чупров (2003), рассматривает психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога [2; 4]. Именно исходя из этого и было предложено определение термина «психологическое просвещение» [4].

Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Психологическое просвещение - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:

  1. формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);
  2. информирование населения по вопросам психологического знания;
  3. формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
  4. профилактика дидактогений (ятрогений).

Кратко остановимся на таких составляющих психологического просвещения, как содержание, форма, средства.

Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.

Средства психологического просвещения подразделяются на:

  1. вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ [4].
  2. наглядные (плакат, буклет, памятка, психологический бюллетень, стенгазета и др.), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) [3].

Конечно, это условное разделение.

Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.).

При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления необходимо соблюдение этико-педагогического такта.

Успешность и результативность мероприятия по психологическому просвещению зависят в первую очередь от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом.

В своих более ранних сообщениях мною были представлены определение психологического просвещения как варианта педагогической работы, его задачи, содержание, формы, средства и.т.п. Вопрос же о его самостоятельности как направления в деятельности практического психолога или составной части психопрофилактической работы остается открытым, но это (т.е. место в системе) не существенно в плане реализации общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышения психологической культуры населения [7;8].

В то же время, специфика этого вида деятельности не укладывается в «Прокрустово ложе» педагогического вида работы. Именно это и вынуждает рассматривать психологическое просвещение в рамках мультидисциплинарного подхода, определив интегративные связи с другими научными и практическими направлениями.

Первое – это связь с психопрофилактической работой. Хотя, более точное положение психологического просвещения внутри психопрофилактической работы, а не вне её. К примеру, место санитарного просвещения в учреждениях системы здравоохранения определяется как общественная педагогическая деятельность в рамках профилактической работы: «раздел профилактической деятельности <…> направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения» [9].

Само собой разумеет, что это педагогический вид деятельности и как любая педагогическая деятельность, основывается на знаниях дидактики и в ряде случаев на знаниях специальной (коррекционной) дидактики.

Построение какого-либо сообщения, а особенно его размещение на бумажной или электронной основе, реализация его в устной форме (лекция, групповая беседа) подчинено психолингвистическим и социально-психологическим закономерностям, без учета которых сообщение не дойдет до адресата (реципиента) или будет принято им в искаженной форме.

Размещение сообщения на электронном носителе, в свою очередь, требует определенного уровня компетентности в рамках эффективного использования Интернет-технологий в психологическом просвещении.

Коммуникация в электронных сетях тоже имеет свои лингвистические и технологические закономерности, которые необходимо учитывать при общении в сети (специфика аудитории, безопасность, профилактика троллинга и т.п.). Вероятно, трудностями работы профессиональных психологов и их низкой компетентности в сетевом общении и можно объяснить почти полное отсутствие профессионалов в освещении (и размещении) материалов психологического плана в Интернете. И в то же время. мы наблюдаем не только высокую активность непрофессионалов в распространении как психологических, так и парапсихологических и откровенно оккультных знаний в Интернете, выдаваемых под соусом психологии, продвинутыми Интернет-пользователями.

В конечном итоге психологическое просвещение – это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи, но как известно, на хорошо удобренной почве легче взрастить обильный урожай, а на плохо возделанной – легче собрать скудные плоды [6]. Вероятно поэтому, о психологическом просвещении в образовании (и, уж тем более, вне учреждений образования) больше разговоров, чем конкретных реальных мероприятий.

Список литературы

  1. Бергер И.А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. - Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л.М.Розенштейн. - М.: Изд. ГНИНПП, 1930. - С. 239-156.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.
  3. Степанова М. Права и обязанности // Школьный психолог. - 2003. - № 1 - январь.
  4. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие). – М., OIM.RU, 2003. - 3,53 авт. л.; таб., рис. / Л. Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2003. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=379 - 02.12.2003 - см. также: «Единое окно» [Электрон. ресурс] - http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&amp;p_qstr=Чупров Л.Ф.&amp;p_rid=53902 Тоже: Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс] http://leo-chuprov.narod.ru/2reader.html
  5. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в работе практического психолога // Современные проблемы науки и образования (приложение "Педагогические науки"). - 2008. - № 6. [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://online.rae.ru/258 . - 14 июля, 2008. – тоже: Психологический журнал Л.Чупрова [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/edupedagogical.html
  6. Чупров Л.Ф. Перспективы использования Интернет-технологий в психологическом просвещении // Психология и современное российское образование (Москва, 8-12 декабря 2008 г.) Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. - Направление I, II. - ООО ФПОР, 2008. - С. 196-197. - см.также Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс] Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/materialsconferences3.html
  7. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в работе практического психолога // Современные проблемы науки и образования - 2008. - №6 (приложение "Педагогические науки").[Эл. ресурс] - Режим доступа: 7. World Wide Web. URL: http://online.rae.ru/258 . - 14 июля, 2008. - тоже. - [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/edupedagogical.html
  8. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой» // Сетевое методическое объединение психологов образования [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com - 06-01-2009. Тоже: Психологический журнал Леонида Чупрова [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/slip2.html
  9. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах /Гл. ред. Б.В.Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 3. - 1984. - С. 69.