В знаменитой комедии Мольера герой был удивлен, узнав, что он говорит прозой.
Именно в такой ситуации оказывается специалист, узнав, что хоть он и психолог по образованию и должности, но в ситуации осуществления психологического просвещения, оказывается, вынужден заниматься не психологической деятельностью, как далеко не лечебной деятельностью традиционно занимается врач или другой специалист здравоохранения, выполняя работу по санитарному просвещению. Даже в этой, весьма щепетильной ситуации, перед психологом, решившим наконец-то уделить часть своего времени психологическому просвещению встает ряд неразрешенных вопросов.
Цель данного сообщения — определить, что из себя, представляет этот вид деятельности и к какой из категории понятий относится.
Как известно, согласно трактовки «Википедии» — свободной энциклопедии, просвещение — распространение знаний.
Психологическое просвещение — вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний. По своей специфике психологическое просвещение — это особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом, журналистом, web-мастером и специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний.
Как важное направление в системе профилактической деятельности психологическое просвещение было выделено еще в первые десятилетия развития отечественной психологической практики [1].
В настоящее время существует две точки зрения на психологическое просвещение и его место в системе работы практического психолога.
Ряд авторов выделяет психологическое просвещение как отдельный вид работы (например, И.В.Дубровина, 2000).
Другие, в частности, Л.Ф.Чупров (2003), рассматривает психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога [2; 4]. Именно исходя из этого и было предложено определение термина «психологическое просвещение» [4].
Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:
- Формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);
- Информирование населения по вопросам психологического знания;
- Формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
- Профилактика дидактогений (ятрогений).
Кратко остановимся на таких составляющих психологического просвещения, как содержание, форма, средства.
Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.
Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.
Средства психологического просвещения подразделяются на:
- Вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ [4];
- Наглядные (плакат, буклет, памятка, психологический бюллетень, стенгазета и др.), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) [3].
Конечно, это условное разделение.
Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.).
При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления необходимо соблюдение этико-педагогического такта.
Успешность и результативность мероприятия по психологическому просвещению зависят в первую очередь от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом.
В своих более ранних сообщениях мною были представлены определение психологического просвещения как варианта педагогической работы, его задачи, содержание, формы, средства и.т.п. Вопрос же о его самостоятельности как направления в деятельности практического психолога или составной части психопрофилактической работы остается открытым, но это (т.е. место в системе) не существенно в плане реализации общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышения психологической культуры населения [7;8].
В то же время, специфика этого вида деятельности не укладывается в «Прокрустово ложе» педагогического вида работы. Именно это и вынуждает рассматривать психологическое просвещение в рамках мультидисциплинарного подхода, определив интегративные связи с другими научными и практическими направлениями.
Первое — это связь с психопрофилактической работой. Хотя, более точное положение психологического просвещения внутри психопрофилактической работы, а не вне её. К примеру, место санитарного просвещения в учреждениях системы здравоохранения определяется как общественная педагогическая деятельность в рамках профилактической работы: «раздел профилактической деятельности <…> направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения» [9].
Само собой разумеет, что это педагогический вид деятельности и как любая педагогическая деятельность, основывается на знаниях дидактики и в ряде случаев на знаниях специальной (коррекционной) дидактики.
Построение какого-либо сообщения, а особенно его размещение на бумажной или электронной основе, реализация его в устной форме (лекция, групповая беседа) подчинено психолингвистическим и социально-психологическим закономерностям, без учета которых сообщение не дойдет до адресата (реципиента) или будет принято им в искаженной форме.
Размещение сообщения на электронном носителе, в свою очередь, требует определенного уровня компетентности в рамках эффективного использования Интернет-технологий в психологическом просвещении.
Коммуникация в электронных сетях тоже имеет свои лингвистические и технологические закономерности, которые необходимо учитывать при общении в сети (специфика аудитории, безопасность, профилактика троллинга и т.п.). Вероятно, трудностями работы профессиональных психологов и их низкой компетентности в сетевом общении и можно объяснить почти полное отсутствие профессионалов в освещении (и размещении) материалов психологического плана в Интернете. И в то же время. мы наблюдаем не только высокую активность непрофессионалов в распространении как психологических, так и парапсихологических и откровенно оккультных знаний в Интернете, выдаваемых под соусом психологии, продвинутыми Интернет-пользователями.
В конечном итоге психологическое просвещение — это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи, но как известно, на хорошо удобренной почве легче взрастить обильный урожай, а на плохо возделанной — легче собрать скудные плоды [6]. Вероятно поэтому, о психологическом просвещении в образовании (и, уж тем более, вне учреждений образования) больше разговоров, чем конкретных реальных мероприятий.