Теоретико-методологический анализ проблемы исследования осужденных, вовлеченных в террористическую деятельность

№53-3,

психологические науки

В статье рассматривается проблема исследования осужденных, вовлеченных в террористическую деятельность, в работах отечественных и зарубежных ученых.

Похожие материалы

Проблема терроризма в мире на современном этапе развития общества представляет собой угрозу государственной и личной безопасности, является причиной не только экономического и политического ущерба, но и психологической травмой всего общества. Поэтому для понимания явления терроризма необходимо использование междисциплинарного подхода в рассмотрении данной проблемы. Всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей личности осужденных, причастных к террористической деятельности, а особенно психологических условий эффективности педагогического воздействия в период отбывания наказания в исправительном учреждении, позволит разработать эффективные направления их реабилитации и подготовки к некриминальному образу жизни на свободе. Целью любого психолого-педагогического воздействия является преодоление субъективных защит и барьеров осужденных вышеуказанной категории, пересмотрение его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении. На актуальность исследования психологии терроризма указывают такие авторы как Ю.М. Антонян, Г.И. Белокуров, Е.Е. Гаврина, А.Я. Гришко, Я.И. Гилинский, А.Л. Журавлев, М.М. Решетников, Д.В. Сочивко, В.М. Соснин, С.В. Цыцарев, А.И. Юрьев и многие другие. Анализ научных источников показывает, что проблема терроризма приобретает наибольший интерес в современной психологической науке, в том числе и в аспекте изучения психологии личности террориста.

В работах М.Ю. Антоняна приводится мнение о том, что именно устрашение является основной характеристикой терроризма, его смыслом. Оно бывает и при разбое, вымогательстве, но в подобных случаях один и тот же человек является и объектом насилия, и к нему же обращены определенные требования. А при похищении человека, терроризме и захвате заложника требования адресованы третьей стороне. Есть и такое отличие как: при разбое и вымогательстве практически всегда требуют деньги или иные материальные ценности, а при совершении же террористических преступлений требования могут быть самыми разными — от политических до денежных, включая освобождение из-под стражи сообщников. [1]

Как отмечается в исследованиях отечественных ученых, основным отличием осужденных, как вовлеченных в террористическую деятельность, так и из общего числа, является повышение уровня психологических защит по показателям «отрицание», «подавление» и «рационализация». Этот факт необходимо учитывать сотрудникам воспитательных отделов и психологических служб, при работе с осужденными, вовлеченными в террористическую деятельность. [4]

Для того чтобы добиться понимания содержания форм психолого-педагогического воздействия на осужденного у сотрудников, а так же добиться слаженности в действиях сотрудников, при работе с различными категориями осужденных, в частности вовлеченными в террористическую деятельность, психолог учреждения может провести специальное обучение в рамках пропаганды психологических знаний.

Личность осуждённого, вовлеченного в период совершения преступления в террористическую деятельность, представляет собой сложную структуру, включающую в себя комплекс социально-психологических взглядов, потребностей, отношений, в которых доминируют отрицательные тенденции. В связи с чем, одним из основных направлений деятельности психолога должно являться создание оптимальных психологических условий для эффективного педагогического воздействия на осужденных, вовлеченных в террористическую деятельность.

Список литературы

  1. Антонян Ю. М. , Белокуров Г. И. , Боковиков А. К. И др. Природа этнорелигиозного терроризма / под ред. Ю. М. Антоняна. - М. : аспект Пресс, 2008. - 365 с
  2. Белокуров Г.И. Диссертационное исследование / Психодинамика личности осужденных, вовлеченных в террористическую деятельность впериод совершения преступления // Рязань, 2010. – 96 с.
  3. Ганишина, И.С. Исследование психологических особенностей мотивационно-смысловой сферы личности наркозависимых осуждённых / И.С. Ганишина // Экономика и социум. - № 4-2 (13), 2014. – С. 428-431.
  4. Ганишина И.С., Ушатиков А.И. /Использование знаний по прикладной криминальной психологии в деятельности психолога-практика уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. Рязань, 2014. № 2. С. 104-108.
  5. Сочивко Д.В., Белокуров Г.И. Психодинамика личности осужденного за террористическую деятельность: Психодинамика личности в правовом поле уголовно-исполнительной системы // Психодинамические исследования: Психодинамика личности в правовом поле уголовно-исполнительной системы. Сборник научных трудов. - Рязань: Изд-во Акад. права и управления Федерал. службы исполнения наказаний, 2006, Вып. 1. - С. 224-244
  6. Сочивко Д.В., Гришко А.Я., Гаврина Е.Е. / Личность осужденного за террористическую деятельность // Метод пособие, Рязань, 2006. с. 41.