К вопросу о смысле бытия

NovaInfo 24, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Предметом этой статьи является вопрос смысла бытия и его восприятия в современном обществе; Актуальность статьи обусловлена тем, что каждый из нас задавался вопросом о смысле бытия ещё со времен Сократа.

Ключевые слова

ОБЩЕСТВО, ПОНЯТИЕ, БЫТИЕ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, БОРЬБА, СМЫСЛ

Текст научной работы

Все мы рано или поздно задаемся вопросом о смысле нашего бытия, и каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Задачей этой статьи является поиск наиболее адекватного, насколько возможно, объективного ответа на данный вопрос.

Прежде всего, я хотел бы определить бытие человека для наиболее адекватного восприятия проблемы бытия с точки зрения читателя. Бытию можно дать следующее определение — это закономерный процесс жизнедеятельности человека, который имеет свои пространственно-временные характеристики, кроме того бытие характеризует субъектно-объектные отношения как отношения существования (то есть мы можем охарактеризовать только существующий — в том числе интеллигибельно — объект или субъект). То есть бытие — это процесс, вовлекающий в себя ту или иную личность или объект и определяющий их наличие как таковое.

Итак, бытие есть существование. Так для чего же человек существует, что является определяющим фактором существования?

Широко распространено представление о том, что таким фактором простейшее половое размножение, продолжение рода или просто брак. Однако, хотелось бы сказать, что это не совсем верная интерпретация сей части жизни. В. Франкл пишет, что: «Борьба за существование и стремление к продолжению рода оправданны лишь постольку, поскольку сама жизнь обладает каким-то независимым от этого смыслом». [1](cтp.12) Дело в том, что трудно найти человека, который был бы тебе по душе или просто близок к тебе, фактически из-за большого количества людей на планете любовь не возможна или является редким исключением из правила привычки. Множество людей не счастливо в своей семье именно потому, что нашли не подходящего им человека, более того существование ради продолжения рода рано или поздно покажет нам свою бесполезность и бездеятельность. Человек — существо, созданное для деятельности, и не может без неё существовать. Рождение и воспитание детей это деятельность, не затрагивающая персональный мир интеллекта каждого человека, в результате человек, считающий воспроизводство смыслом бытия, разочаровывается в своей жизни и в самом себе.

Часто смысл жизни видят в накоплении и получении богатств и благ. Э. Фромм пишет, что в начале века индустриализации: «(…) буржуазия сбросила не только свои политические оковы, но и все цепи любви и солидарности и прониклась верой, что существование только для самого себя означает не что иное, как быть самим собой». [2](cтp.12) В таком случае человек часто достигает своего рода самореализации. Но он живет ради материальных богатств и в конце концов получает то, на что было направлено его существование. Например, Т. Гоббс считал, что счастье (а значит и смысл жизни) — это ни что иное, как непрерывное движение от одного страстного желания к другому. [2](cтp.13) Что, безусловно, приносит человеку разочарование в самом себе и в смысле жизни. Э Фромм здесь говорит, что: «(…) радикальный гедонизм не может привести к счастью». [2](cтp.13)

Итак, ни богатство, ни слава, ни семья не являются полноценными способами придания смысла бытию современного человека, поскольку ведут к краху человеческой личности. И хотя эти ценности формировались веками, ощущения осмысленной жизни они не дают.

Для чего же человек живет? Есть еще два ответа на этот вопрос.

Первый ответ — человек живет ради самой жизни. В. Франкл пишет: «Как только мы добавляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, становится очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути». [1](cтp.13) Да это так, мы не замечаем этого, однако, одна из величайших ценностей мира — ваша жизнь, так как она полна прекрасными людьми и событиями, которые часто сложно забыть. Жизнь для нас всех как пустой лист, который мы сами вольны раскрасить всей палитрой красок. Этот тип существования подразумевает, что человек никогда не опускает руки и продолжает идти, так как живет из-за разнообразия своего бытия.

Второй ответ — человек живет ради мечты. Вы скажете, что богатство тоже мечта, почему же богатство не идеальный смысл жизни? Что ж, это правда мечта, но мечта, которой вы можете достичь и тогда вы потеряете смысл жизни. Я говорю о недосягаемой мечте. Как-то мир во всем мире, очищение планеты от многолетней грязи, накопленной людьми, покорение далеких планет и.т.д, и.т.п. Вы скажете, что если кто живет ради недосягаемой мечты, то он рано или поздно скажет себе, что он не способен этого достичь, а значит смысла жить нет. Но я вам скажу, что так делают только слабые духом люди, один великий философ как-то сказал: «Человек существует, чтобы двигаться к мечте игнорируя даже здравый смысл». [3](стр. 140) Такой человек никогда не сдаётся всегда идёт вперед и вверх к свой мечте дабы умереть, зная, что пока ты жил и достигал свой мечты, ты помогал всем вокруг тебя и, в конце концов, сделал их жизнь лучше.

Из этой статьи понятно, что четыре типа бытия человека мною осуждаются или поощряются. Однако у любого человека всегда есть выбор, поэтому его нельзя загнать в какие-бы-то ни было рамки. Эти четыре типа были выделены из огромного количества разных представлений о бытии из-за их наиболее общего характера. Работа показывает, какие типы смысла бытия и самого существования имеют значение в общей картине мира.

Напоследок хотелось бы сказать, что мой идеал смысла жизни и сам он был перечислен в упомянутых выше. Я считаю, что человек живет ради высокой и недосягаемой мечты и, пытаясь достичь её, достигает совершенства. Наше бытие слишком уж хаотично для всего остального более конкретного. Итак, жизнь — это путь, а для чего человек идет, он решает сам для себя.

Читайте также

Список литературы

  1. В.Франкл «Человек в поисках смысла» М., Прогресс 1990г.
  2. Э. Фромм «Иметь или быть?» М., Прогресс 1990г.
  3. Платон «Государство» М., Мысль 1985г.

Цитировать

Морозов, И.Г. К вопросу о смысле бытия / И.Г. Морозов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 24. — URL: https://novainfo.ru/article/2111 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться