Понятие и факторы конкурентоспособности услуг ООО «Лукойл-инжиниринг»

NovaInfo 24, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье проанализировано понятие и составляющие конкурентоспособности услуг.

Ключевые слова

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УСЛУГ, ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Текст научной работы

Актуальность темы. В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является его конкурентоспособность. В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

Конкурентоспособность товара — это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации. В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

«Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов» [19, с. 167].

«Конкурентоспособность товара — совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию» [1, с. 107].

«Конкурентоспособность — более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента» [26, с. 63]. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя. Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще.

Все эти определения имеют один общий недостаток, представляя конкурентоспособность как совокупность, то есть сумму, всех свойств. Определение «конкурентоспособность означает способность данного предмета (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию», — более точно отражает сущность данной категории [11, с. 4].

Конкурентоспособность продукции — это способность продукции удовлетворять требования потребителей, быть более привлекательной для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям конкретного конкурентного рынка и потребительским оценкам в данный период времени [23, с. 83]. Также нельзя отрицать, что конкурентоспособность товара — это его способность конкурировать с другими товарами и завоевывать максимальное количество потребителей.

Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм — изготовителей данной продукции; патентной документацией. Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок. При положительном результате анализа нормативных параметров переходят к анализу конкурентоспособности товара на конкретных рынках.

Для оценки конкурентоспособности товара производителю необходимо учитывать совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность товара. Проанализировав эти факторы, можно влиять на них, повышая тем самым конкурентоспособность продукции. Как видно из схемы, все факторы делятся на внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся факторы микросреды, влияющие непосредственно на конкурентоспособность продукции, и факторы макросреды, которые оказывают опосредованное влияние через факторы микросреды. Анализируя факторы микросреды, необходимо, в первую очередь, учитывать, что конкурентоспособность товара зависит от потребителей, в частности, от уровня доходов потребителей, от уровня их культуры.

В связи с этим следует иметь в виду, что под влиянием определенных факторов предпочтения потребителей изменяются, а не остаются величиной постоянной, что сказывается на конкурентоспособности продукции. Влияние конкурентов на конкурентоспособность товара выражается в степени соответствия товаров — конкурентов требованиям потребителей и в уровне конкурентоспособности товаров — конкурентов в целом. К факторам макросреды следует отнести экономическую ситуацию в стране, политическую ситуацию, демографическое положение, состояние финансовой системы страны, уровень научно — технического развития страны. Хотя их влияние опосредованное, их также следует учитывать в процессе оценки конкурентоспособности товара.

Определение внутренней структуры двух основных факторов конкурентоспособности — цены (ценовые параметры) и качества (неценовые параметры) следует рассматривать в рамках внутренних факторов конкурентоспособности продукции. Рассчитав величины каждого параметра этих факторов и, выбрав определенную стратегию, можно влиять на них, относительно повышая показатель конкурентоспособности.

Ценовые факторы конкурентоспособности характеризуются структурой полных затрат потребителя (цены потребления) по приобретению и эксплуатации продукции в течение срока эксплуатации и определяются свойствами продукции, условиями ее приобретения и использования. Полные расходы потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты. Единовременные затраты — это расходы на: приобретение продукции (цена продукции); налоговые сборы; затраты на транспортировку, сборку, наладку, пробный пуск, если они не включены в цену продукции. Текущие затраты включают: оплату труда обслуживающего персонала; расходы на топливо и энергию; основные и вспомогательные материалы; ремонт, запчасти и спец инструмент, приобретение технической и другой документации, необходимой для эксплуатации и обучения персонала.

Вторая важнейшая группа факторов конкурентоспособности — неценовые. Они трудны в оценке и сравнении. Распространенный подход в их оценке — способ выявления полезного потребительского эффекта. Полезный эффект (U) каждого товара описывается набором множества качественных параметров, являющихся расширенным пониманием фактора качества (потребительским взглядом на фактор качества). Полезный эффект, как основной фактор конкурентоспособности, подразделяется на два основных вида: материальные и нематериальные факторы.

Материальные факторы описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменение, а тем более, замена которых могут осуществляться в определенных, относительно «жестких» пределах. В группу этих факторов входят: параметры назначения; эргономические параметры; экологические параметры; параметры надежности. Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. Они подразделяются на технико-функциональные и конструктивные. Технико-функциональные параметры характеризуют возможности продукции выполнять функциональные свойства (точность и быстрота срабатывания изделия, объем перерабатываемой информации в единицу времени), конструктивные — характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия, его состав и структуру, габариты, весовые характеристики.

Эргономические параметры характеризуют продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма (гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим), практичность и безопасность при использовании этой продукции, удобство в уходе и хранении.

Экологические параметры и параметры надежности характеризуют нормы и правила, по которым для конкретного рынка установлены обязательные требования международных и национальных стандартов, технических регламентов и норм законодательства.

Оценка конкурентоспособности изделия по материальным факторам во многом сходна с анализом конкурентоспособности по ценовым параметрам. Однако, следует иметь в виду, что значение тех или иных материальных параметров в формировании суммарного полезного эффекта может сильно варьироваться. Поэтому необходимо установить иерархию внутри перечня потребительских параметров, выделив на первый план те из них, которые имеют большую значимость для потребителя.

Нематериальные факторы товара включают следующие параметры: эстетические; классификационные; имиджевые; инновационные; параметры информационной защиты. Эстетические параметры (органолептические) характеризуют внешние свойства — рациональность форм, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции, то есть ее товарный вид. Они моделируют восприятие продукции, отражают ее внешние свойства, которые для потребителя часто являются важными. Поэтому набор эстетических параметров и их ранжирование по степени значимости может быть различным для разных потребителей. Эстетические свойства товара в известной мере субъективны и во многом зависят от уровня потребительской культуры, исторических, национальных, религиозных, возрастных особенностей и условий.

Классификационные параметры характеризуют свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается продавать. Они показывают принадлежность продукции к определенному классу и используются при оценке конкурентоспособности только на этапе выбора области применения этой продукции и товаров-конкурентов.

Имиджевые — характеризуют структуру и ценность торговой марки товара, структуру и временные характеристики рекламной активности, а также уровень торговой мотивации.

Инновационные характеризуют уровень инноваций и уровень новизны товара, его техническую новизну и концептуальную активность на рынке. Параметры информационной защиты характеризуют уровень защищенности товара от подделки различными средствами защиты, методы сохранения авторских прав и наличие нормативных параметров информационной защиты, выдвигаемых рынком.

К числу таких параметров, в частности, относится параметр патентной чистоты, отражающий степень воплощения в продукции технических решений, не подпадающих под действия патентов, выданных в странах предполагаемой продажи.

Особое место в системе оценок качества занимают экономические свойства товара. Главное место в них отводится отношению покупателей к цене; сообразна ли она рыночной ситуации и соответствует ли предлагаемым свойствам и качеству товара. К экономическим факторам причисляется производительность изделия, его энергоемкость. Это относится как к потребительским товарам, так и к товарам производственного назначения. Именно на экономический потенциал товара ориентируются определенные группы потребителей при решении о его покупке. Некоторые из них готовы пожертвовать другими свойствами в пользу экономических факторов, поэтому часто практикуется параллельный выпуск и продажа эталонного товара, один вариант которого имеет полный набор свойств, но дорого стоит, и последующих упрощенных вариантов с меньшим набором свойств и значительно уступающих в цене.

Итак, конкурентоспособность товара зависит от рассмотренных выше групп факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно необходимо с целью поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности продукции.

Читайте также

Список литературы

  1. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 15.
  2. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. – М.: Феникс, 2009. – С. 117.
  3. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и практика. – М.: ЮНИТИ, 2010. – С. 109.
  4. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 209. – С. 155.
  5. Прошкина Т.П. Маркетинг: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 79.

Цитировать

Павлов, А.В. Понятие и факторы конкурентоспособности услуг ООО «Лукойл-инжиниринг» / А.В. Павлов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 24. — URL: https://novainfo.ru/article/2116 (дата обращения: 08.12.2022).

Поделиться