Формирование активной гражданской позиции молодых людей, является наиболее важной задачей государственной политики. Включает в себя социальную адаптацию молодого поколения, самоопределения личности, ее включенности в социальные процессы экономической и политической жизни. Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях.
В словосочетании «гражданская позиция» родовым понятием является слово «позиция».
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой оно рассматривается как многозначное: «положение, расположение», «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе», «положение тела, поза», «полоса участок местности, акватории, занимаемые для подготовки и ведения боя» [4].
В толком словаре живого великорусского языка В.И.Даля «позиция» -положение, расположение чего-либо, иногда исходное, отправное» [1].
Позиция личности является предметом изучения целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики — в рамках каждой из которых исследователи подходят к рассмотрению данного понятия с точки зрения своего предмета.
Философский словарь рассматривает понятие «позиция» и как точку зрения, принцип, положенные в основу поведения, действий кого-либо, и как положение, место, занимаемое чем-либо, кем-либо. Относительно человека это слово приобретает многозначность: «выбор места действия», «определение своего положения», «точка отсчета», «мотив», «готовность действовать, так или иначе».
В психологическом словаре «позиция» рассматривается как «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; как интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре».
В психологических исследованиях понятие «позиция» рассматривается как позиция личности. Так, Б.Г.Ананьев определил позицию личности как ее положение в обществе (экономическое, правовое и т.д.), как общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи, что сближает его точку зрения с точкой зрения И.С.Кона и Е.А.Ануфриева.
А.Г.Асмолов рассматривает позицию человека как систему общественных связей, общений, которые открываются ему, как то, что, ради чего и как использует человек врожденное и приобретенное им (даже черты своего темперамента и, конечно, приобретенные знания, умения, навыки… мышление). То же относится и к внешним условиям, к объективным возможностям удовлетворения потребностей человека.
Позиция человека есть некоторая система, имеющая объективно-субъективный характер, считает Н.Ф.Радионова. Она объективна, поскольку детерминирована общественным бытием, а содержание ее предопределено характером общественных отношений. Она субъективна, так как складывается при непосредственном участии людей, под влиянием их сознания.
Позиция, с точки зрения ученого, фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется «движение» человека (в которое он включен объективно), и одновременно «субъектное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Она описывает также и временную организацию: каждое отношение имеет определенный период воспроизводства (т.е. «возвращения» его к личности через механизмы объективирования и субъективирования), на протяжении которого оно является активным, значимым; а все в совокупности эти отношения характеризуют структуру личностного времени, которое детерминирует взаимодействие личности с миром, происходящее в объективном времени.
Так позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического.
С.М.Ковалев критерием культуры личности считает ее социальную позицию. У К. К. Платонова позиция личности выступает как проявление ее «индивидуальной культуры» (или опыта, понимаемого как подструктура личности).
Кроме сказанного, в психолого-педагогической литературе «позиция», «позиция» рассматривается в контексте проблем жизненного, профессионального, личностного самоопределения.
О.С.Газман выделяет понятие «организаторская позиция», как одно из условий формирования социального типа человека, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность. Как известно, профессиональная деятельность — одна из важнейших социальных функций человека, существенная часть его социального бытия. Этим объясняется важность исследования профессиональной позиции педагога и процессов ее становления.
А.И.Григорьева, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков единодушны во мнении, что позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности; это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности, поэтому имеет смысл говорить о деятельностной позиции педагога как воспитателя. В этой связи обретение позиции — не одноразовое событие, а непрерывный процесс ее становления в деятельности человека.
Под профессиональной позицией педагога А.П.Чернявская понимает «интегральную характеристику личности, характеризующуюся устойчивой системой отношений к объективным и субъективным условиям профессии и проявляющуюся в теоретических ориентациях, нравственном самоопределении, взглядах, представлениях, установках, поведении и
поступках, которые отстаиваются и реализуются ею в профессиональной деятельности».
С точки зрения социологических наук, «позиция» — понятие, отражающее положение личности в обществе, которое определяется системой ее прав и обязанностей. С понятием «социальная позиция» в социологии соотносится понятие «социальная роль», определяющее место индивида в системе социальных отношений. Тем самым социологи пытаются определить позицию и место человека в социальной системе общества, то есть социальную позицию, и как совокупность социальных ролей, которые осуществляет человек в жизни.
Социальная позиция описывает общественное положение людей или группы, с которым связаны из права и обязанности, не зависящие от индивидуальных свойств, совокупность общественных ролей, ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, ее занимающим.[5]
Проявление социальной позиции С.М.Ковалевым рассматривается как критерий культуры личности, а К.К.Платоновым — подструктурой личности, выступающей за проявление «индивидуальной культуры» (или опыта, понимаемого как подструктура личности).
В старорусском языке первоначально оно имело значение «горожанин», а затем стало характеризовать человека, который осознает свою идентичность с тем местом, где он живет, причем многопланово — в национальном, культурном смысле, в экономическом и т.д.
В европейский языках слово «гражданин» (греч. «polities», лат. «civis», англ. «citizen») — это лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.
В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств: «гражданин» — это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы [2].
Юридические публикации регламентируют роль гражданина в государстве перечнем особых функций, к числу которых относят: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д.
В своих статьях и публичных выступлениях политик В.Новодворская утверждала, что в любом обществе есть «граждане» и «неграждане». Граждане, с ее точки зрения, — это те, кто выступает против власти, против режима; те, кто не выступает, кто «как стадо себя ведет», — неграждане. Права в обществе должны иметь только граждане, которые своей борьбой за свободу, за независимость получают права и привилегии, в том числе и политические».
Термин «гражданский» (лат. «civilis») впервые начал применяться в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения
и понятия, например: «гражданское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и другие.
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова он уже имеет четыре основных значения:
- юридическое толкование: «гражданский» — относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, регулируемых гражданским (частным) правом («гражданское право», «гражданский кодекс», «гражданский процесс»);
- военное толкование: «гражданская», то есть не военная жизнь людей («гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок»);
- церковное толкование: «гражданский», то есть светский, не церковный образ жизни и все то, что совершается в отличие от церковных обрядов («гражданский брак», «гражданская панихида»);
- общественное толкование: «гражданский», то есть сопряженный с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина («гражданская позиция», «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданское мужество») [3].
«Гражданская позиция» как дефиниция достаточно распространена в диссертационных исследованиях. Изучив их материалы, мы выяснили, что единство мнений среди ученых отсутствует.
В структуре гражданской позиции она выделила три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий.
Познавательный компонент включает в себя приобретение знаний о гражданской позиции, формирование базисных ценностных ориентации, обеспечивающих становление направленности личности, усвоение норм социального поведения.
Гражданская позиция школьников в сфере познания, с точки зрения ученого, характеризуется познавательной самостоятельностью и проявляется в их повышенном интересе к социальным проблемам, умении по своему подойти к анализу сложных проблем жизни общества, способности высказать собственную точку зрения. Показателем гражданской позиции школьников в познавательной сфере служит их отношение к основному познавательному процессу — учебе.
Развитие всех трех компонентов гражданской позиции тесно связано между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования они рассматриваются как единое целое.
Процесс формирования гражданской позиции школьников приводит к превращению знаний о мире в устойчивые умения и навыки взаимодействия с ним, помогает им овладеть способами активной самореализации в обществе.