Организационно-методические аспекты работы педагогов-дефектологов с дошкольниками с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

NovaInfo 24, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью уделяется все большее внимание, как в сфере науки, так и практики. Тенденция к постоянному росту числа таких детей, вариабельность проявления отклонений в их развитии и своеобразие возможностей компенсации требуют от педагогов поиска более эффективных принципов и методов организации коррекционного процесса. Актуальность данной проблемы состоит в том, что в современном образовании существует проблема недостаточной разработанности вопросов организации коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории в условиях специализированного детского сада. В связи с этим в статье представлен практический ценный опыт разработки методических рекомендаций для педагогов-дефектологов коррекционных дошкольных учреждений.

Ключевые слова

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ЗПР, СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ, СДВГ, ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Текст научной работы

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психолого-педагогической помощью в детском возрасте. Причинами данной тенденции, по мнению профессора Н.С. Моровой, руководителя научной школы «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», является «ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости, техногенные факторы, нерешенные социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и другие проблемы».

У дошкольников с задержкой психического развития синдромом дефицита внимания с гиперактивностью проявляется в чрезмерной психической и моторной активности, несвойственной для нормальных возрастных показателей. Успешная коррекция и компенсация недостатков в развитии у данной категории детей возможна лишь при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. при обучении, стимулирующем развитие и соответствующим реальным возможностям ребенка.

Специализированные дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития были включены в систему образования с 1990 года.

В настоящее время уже накоплен определенный опыт по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада (Борякова Н.Ю., Вильшанская А.Д, Власова Т.А., Лебединская К.С., Лубовский В.И., Маркова Л.С., Мастюкова Е.М., Ульенкова У.В., Шевченко С.Г. и др.).

Однако, у педагогов-дефектологов возникает множество вопросов, касающихся специфики организации работы с детьми с задержкой психического развития, осложненной синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В связи с этим нами была предпринята разработка методических рекомендаций для педагогов-дефектологов, целью которых является оптимизация коррекционного обучения гиперактивных детей с ЗПР.

На наш взгляд, при организации работы педагога-дефектолога с детьми с ЗПР и СДВГ необходимо учитывать возраст детей, характер задержавшейся в развитии функции, степень выраженности симптомов СДВГ, специфику микросоциальной среды, своевременность оказания психолого-педагогической помощи.

При составлении рекомендации мы опирались на концепцию системного подхода к анализу психического развития ребенка (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Семаго Н.Я.), на комплексный многоуровневый подход к оказанию коррекционной помощи детям с гиперактивностью (Шевченко Ю.С.), на концепцию учета закономерностей процесса интериоризации (Выготский Л.С., Гальперин П.Я.).

При построении коррекционно-развивающего процесса мы выделили ряд принципиальных моментов, которые были положены в основу наших рекомендаций:

  1. Антропологический принцип, который определяет выбор методов и приемов, способствующих усвоению знаний гиперактивными детьми с ЗПР и решению их конкретных проблем;
  2. Организация работы педагога-дефектолога определяется общими требованиями к коррекционному процессу, который должен быть построен на принципах открытости и диалогичности, быть интерактивным, предполагать взаимодействие и обратную связь;
  3. Принцип нацеленности специалистов на максимально возможное содействие ребенку с ЗПР и СДВГ в его социализации;
  4. Деятельностный принцип организации коррекционного обучения, базирующийся на концепции ведущей деятельности;
  5. Принцип дозированности коррекционного воздействия на гиперактивных детей с ЗПР, носящий щадящий, охранительный характер.

Данные методические рекомендации прошли успешную апробацию в 2009 году на базе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида МДОУ № 76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы, получили положительные отзывы от сотрудников данного детского сада и в настоящее время применяются ими в своей практической деятельности.

Они могут использоваться во всех видах коррекционных занятий, проводимых педагогом-дефектологом в специализированном ДОУ: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, по подготовке к обучению грамоте, конструированию, коррекционной ритмике и др.

Таким образом, предлагаемый материал, обобщенный в рекомендации позволит педагогу-дефектологу более обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу с детьми, испытывающими трудности в обучении, обусловленные сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Методические рекомендации для педагогов-дефектологов по оптимизации коррекционного обучения детей с ЗПР и СДВГ

Адаптируйте учебный план и инструкции

  1. По одной и той же теме проводите два и более занятия ввиду замедленного темпа усвоения нового материала детьми данной категории;
  2. На занятиях не используйте многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно, ввиду общей психической незрелости и рассеянности внимания;
  3. Планируйте занятия так, чтобы дети могли активно в них участвовать, в том числе вставать, перемещаться по группе/залу, двигаться на своих местах;
  4. Составляйте планы занятий так, чтобы занятия были интересными и содержательными, привлекающими внимание детей;
  5. Включайте в занятия легкие физические упражнения и релаксацию;
  6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию детей, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Давайте больше творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности;
  7. Применяйте в процессе обучения компьютерные технологии, в том числе для того, чтобы давать детям задания, инструкции;
  8. Обеспечивайте гиперактивному ребенку с ЗПР наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции;
  9. Придавайте инструкциям направляющий характер;
  10. Тренируйте навыки организованности;
  11. Разрабатывайте коррекционные задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении;
  12. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи ребенка вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
  13. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его использовать их лучше, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть каждый ребенок станет экспертом в группе по какой-либо области, вопросу;
  14. Варьируйте способы оценки успешности обучения ребенка в соответствии с его сильными качествами.

Поощряйте стабильность и постоянство поведения во время выполнения заданий

  1. Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью;
  2. Структурируйте задания;
  3. Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы;
  4. Самые сложные занятия/задания должны ставиться в расписании на наиболее продуктивное для ребенка время (преимущественно в первой половине дня);
  5. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями каждого ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку с ЗПР;
  6. Используйте помощь со стороны студентов-практикантов и дополнительно привлеченных педагогов;
  7. Обеспечьте частые и регулярные перерывы во время и между занятиями в связи с повышенной утомляемостью данной категории детей;
  8. В определенных заданиях с целью контроля времени применяйте таймеры, часы со звонком или сигнал мобильного телефона;
  9. Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка;
  10. Составляйте ежедневные/еженедельные отчеты об успехах ребенка;
  11. Осваивайте навыки разрешения конфликтов и применение посредничества с помощью других детей (одногруппников).

Стимулируйте развитие и совершенствование управляющих функций

Для обучения навыкам планирования:

  1. Введите традицию ведения совместного группового или личного дневника (дошкольники, еще не владеющие навыками письма, могут рисовать картинки). Следите за регулярностью его выполнения;
  2. Учите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, записи заданий, напоминаний (можно в графической форме).

Для улучшения навыков организации:

  1. Выделите время в течение дня для наведения порядка в своем шкафу, столе;
  2. Ограничьте количество используемых тетрадей. Лучше пользоваться одной тетрадью со специальным держателем-зажимом, с помощью которого легко вставляются или вынимаются отдельные листы;
  3. Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, помогите родителям в установлении системы домашних обязанностей.

Для улучшения последовательности:

  1. Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения;
  2. Обеспечьте возможности для самокоррекции;
  3. Допускайте опоздание с завершением работы;
  4. За частично выполненную работу давайте частичное поощрение.

Для улучшения самоконтроля:

  1. Заранее готовьте детей к переходу от одной деятельности к другой;
  2. Демонстрируйте правила (желательно в наглядной форме);
  3. Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения;
  4. Четко обсуждайте результаты действий;
  5. Предоставьте детям время для снятия напряжения, стресса;
  6. Не запрещайте механическое рисование каракулей и другие приемлемые формы бессмысленно совершаемых движений;
  7. Используйте активность в качестве награды;
  8. Обеспечьте больше надзора.

Способствуйте улучшению внимания и поддержанию его концентрации

При проблемах с началом выполнения заданий:

  1. Повторите указания;
  2. Выделите ключевые слова;
  3. Используйте выделение или цветную маркировку для указаний и других важных элементов работы;
  4. Приучите группу начинать выполнение заданий одновременно;
  5. В помещении, где проводятся коррекционные занятия, должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).

При проблемах с продолжением выполнения и завершением заданий:

  1. Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания;
  2. Разделяйте большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов;
  3. Сокращайте все предлагаемые задания;
  4. Иногда позволяйте детям самим выбирать задания для выполнения;
  5. Ограничьте время объяснения теоретического материала.

Приемы улучшения памяти

  1. Концентрируйтесь каждый раз только на одной проблеме;
  2. Запишите всю работу, которую предстоит сделать;
  3. Составьте список всех этапов выполнения для каждого задания;
  4. Пользуйтесь напечатанными инструкциями и планами-конспектами занятий;
  5. Пользуйтесь специальными компьютерными технологиями, облегчающими процесс запоминания;
  6. Используйте в работе адаптированные методики запоминания (группировка, запоминание по частям, мнемотехники).

Читайте также

Список литературы

  1. Морова Н.С., Заболотских О.П. Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья/ Н.С. Морова, О.П. Заболотских// Социальная педагогика в России. – 2012. - №3.
  2. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: методическое пособие. - М.: Академия, 2010г.
  3. Борисова Е.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) «Марийский институт образования», 2008.
  4. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Айрис-пресс, 2012.

Цитировать

Шагиева, Е.С. Организационно-методические аспекты работы педагогов-дефектологов с дошкольниками с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / Е.С. Шагиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 24. — URL: https://novainfo.ru/article/2162 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться