Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психолого-педагогической помощью в детском возрасте. Причинами данной тенденции, по мнению профессора Н.С. Моровой, руководителя научной школы «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», является «ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости, техногенные факторы, нерешенные социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и другие проблемы».
У дошкольников с задержкой психического развития синдромом дефицита внимания с гиперактивностью проявляется в чрезмерной психической и моторной активности, несвойственной для нормальных возрастных показателей. Успешная коррекция и компенсация недостатков в развитии у данной категории детей возможна лишь при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. при обучении, стимулирующем развитие и соответствующим реальным возможностям ребенка.
Специализированные дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития были включены в систему образования с 1990 года.
В настоящее время уже накоплен определенный опыт по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада (Борякова Н.Ю., Вильшанская А.Д, Власова Т.А., Лебединская К.С., Лубовский В.И., Маркова Л.С., Мастюкова Е.М., Ульенкова У.В., Шевченко С.Г. и др.).
Однако, у педагогов-дефектологов возникает множество вопросов, касающихся специфики организации работы с детьми с задержкой психического развития, осложненной синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
В связи с этим нами была предпринята разработка методических рекомендаций для педагогов-дефектологов, целью которых является оптимизация коррекционного обучения гиперактивных детей с ЗПР.
На наш взгляд, при организации работы педагога-дефектолога с детьми с ЗПР и СДВГ необходимо учитывать возраст детей, характер задержавшейся в развитии функции, степень выраженности симптомов СДВГ, специфику микросоциальной среды, своевременность оказания психолого-педагогической помощи.
При составлении рекомендации мы опирались на концепцию системного подхода к анализу психического развития ребенка (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Семаго Н.Я.), на комплексный многоуровневый подход к оказанию коррекционной помощи детям с гиперактивностью (Шевченко Ю.С.), на концепцию учета закономерностей процесса интериоризации (Выготский Л.С., Гальперин П.Я.).
При построении коррекционно-развивающего процесса мы выделили ряд принципиальных моментов, которые были положены в основу наших рекомендаций:
- Антропологический принцип, который определяет выбор методов и приемов, способствующих усвоению знаний гиперактивными детьми с ЗПР и решению их конкретных проблем;
- Организация работы педагога-дефектолога определяется общими требованиями к коррекционному процессу, который должен быть построен на принципах открытости и диалогичности, быть интерактивным, предполагать взаимодействие и обратную связь;
- Принцип нацеленности специалистов на максимально возможное содействие ребенку с ЗПР и СДВГ в его социализации;
- Деятельностный принцип организации коррекционного обучения, базирующийся на концепции ведущей деятельности;
- Принцип дозированности коррекционного воздействия на гиперактивных детей с ЗПР, носящий щадящий, охранительный характер.
Данные методические рекомендации прошли успешную апробацию в 2009 году на базе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида МДОУ № 76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы, получили положительные отзывы от сотрудников данного детского сада и в настоящее время применяются ими в своей практической деятельности.
Они могут использоваться во всех видах коррекционных занятий, проводимых педагогом-дефектологом в специализированном ДОУ: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, по подготовке к обучению грамоте, конструированию, коррекционной ритмике и др.
Таким образом, предлагаемый материал, обобщенный в рекомендации позволит педагогу-дефектологу более обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу с детьми, испытывающими трудности в обучении, обусловленные сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Методические рекомендации для педагогов-дефектологов по оптимизации коррекционного обучения детей с ЗПР и СДВГ
Адаптируйте учебный план и инструкции
- По одной и той же теме проводите два и более занятия ввиду замедленного темпа усвоения нового материала детьми данной категории;
- На занятиях не используйте многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно, ввиду общей психической незрелости и рассеянности внимания;
- Планируйте занятия так, чтобы дети могли активно в них участвовать, в том числе вставать, перемещаться по группе/залу, двигаться на своих местах;
- Составляйте планы занятий так, чтобы занятия были интересными и содержательными, привлекающими внимание детей;
- Включайте в занятия легкие физические упражнения и релаксацию;
- Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию детей, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Давайте больше творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности;
- Применяйте в процессе обучения компьютерные технологии, в том числе для того, чтобы давать детям задания, инструкции;
- Обеспечивайте гиперактивному ребенку с ЗПР наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции;
- Придавайте инструкциям направляющий характер;
- Тренируйте навыки организованности;
- Разрабатывайте коррекционные задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении;
- Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи ребенка вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
- Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его использовать их лучше, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть каждый ребенок станет экспертом в группе по какой-либо области, вопросу;
- Варьируйте способы оценки успешности обучения ребенка в соответствии с его сильными качествами.
Поощряйте стабильность и постоянство поведения во время выполнения заданий
- Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью;
- Структурируйте задания;
- Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы;
- Самые сложные занятия/задания должны ставиться в расписании на наиболее продуктивное для ребенка время (преимущественно в первой половине дня);
- Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями каждого ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку с ЗПР;
- Используйте помощь со стороны студентов-практикантов и дополнительно привлеченных педагогов;
- Обеспечьте частые и регулярные перерывы во время и между занятиями в связи с повышенной утомляемостью данной категории детей;
- В определенных заданиях с целью контроля времени применяйте таймеры, часы со звонком или сигнал мобильного телефона;
- Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка;
- Составляйте ежедневные/еженедельные отчеты об успехах ребенка;
- Осваивайте навыки разрешения конфликтов и применение посредничества с помощью других детей (одногруппников).
Стимулируйте развитие и совершенствование управляющих функций
Для обучения навыкам планирования:
- Введите традицию ведения совместного группового или личного дневника (дошкольники, еще не владеющие навыками письма, могут рисовать картинки). Следите за регулярностью его выполнения;
- Учите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, записи заданий, напоминаний (можно в графической форме).
Для улучшения навыков организации:
- Выделите время в течение дня для наведения порядка в своем шкафу, столе;
- Ограничьте количество используемых тетрадей. Лучше пользоваться одной тетрадью со специальным держателем-зажимом, с помощью которого легко вставляются или вынимаются отдельные листы;
- Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, помогите родителям в установлении системы домашних обязанностей.
Для улучшения последовательности:
- Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения;
- Обеспечьте возможности для самокоррекции;
- Допускайте опоздание с завершением работы;
- За частично выполненную работу давайте частичное поощрение.
Для улучшения самоконтроля:
- Заранее готовьте детей к переходу от одной деятельности к другой;
- Демонстрируйте правила (желательно в наглядной форме);
- Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения;
- Четко обсуждайте результаты действий;
- Предоставьте детям время для снятия напряжения, стресса;
- Не запрещайте механическое рисование каракулей и другие приемлемые формы бессмысленно совершаемых движений;
- Используйте активность в качестве награды;
- Обеспечьте больше надзора.
Способствуйте улучшению внимания и поддержанию его концентрации
При проблемах с началом выполнения заданий:
- Повторите указания;
- Выделите ключевые слова;
- Используйте выделение или цветную маркировку для указаний и других важных элементов работы;
- Приучите группу начинать выполнение заданий одновременно;
- В помещении, где проводятся коррекционные занятия, должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
При проблемах с продолжением выполнения и завершением заданий:
- Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания;
- Разделяйте большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов;
- Сокращайте все предлагаемые задания;
- Иногда позволяйте детям самим выбирать задания для выполнения;
- Ограничьте время объяснения теоретического материала.
Приемы улучшения памяти
- Концентрируйтесь каждый раз только на одной проблеме;
- Запишите всю работу, которую предстоит сделать;
- Составьте список всех этапов выполнения для каждого задания;
- Пользуйтесь напечатанными инструкциями и планами-конспектами занятий;
- Пользуйтесь специальными компьютерными технологиями, облегчающими процесс запоминания;
- Используйте в работе адаптированные методики запоминания (группировка, запоминание по частям, мнемотехники).