Проблемы здоровья современных школьников

NovaInfo 25
Опубликовано
Раздел: Биологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье охарактеризована актуальная проблема современного образовательного процесса – сохранение и укрепление здоровья школьников. Изучение закономерностей физического развития, как индикатора достигнутого уровня здоровья учащихся, являются обязательным компонентом здоровьесберегающих педагогических технологий. В связи с динамичностью условий среды обучения и воспитания возникает необходимость регулярной разработки новых и более информативных методов изучения возрастных закономерностей роста и развития для корректной оценки здоровья детей в современных условиях, в т.ч. проживающих в сельской местности.

Ключевые слова

ЗДОРОВЬЕ, МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ШКОЛЬНАЯ СРЕДА, ФАКТОРЫ НЕЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Текст научной работы

Школьный возраст — это важный по своей ответственности период детства и юности, значимый и сам по себе, и как этап социализации личности к дальнейшей взрослой жизни, профессиональной деятельности, созданию семьи («Наша новая школа», 2010). Общеобразовательное учреждение, т.е. школа, является местом активной деятельности ребенка на протяжении 11 лет — наиболее интенсивного периода его развития, следовательно, оно должно, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся [8,59,60].

Здоровье детей — обязательное условие и цель современной концепции общего (школьного) образования которое представляется как состояние индивида, когда все его органы и организм в целом способны полностью выполнять свои функции при отсутствии недуга и болезни.

Выдвижение проблемы здоровья детей в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.

Эксперты ВОЗ в 80-х гг. прошлого столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные: генетические факторы 15-20%; состояние окружающей среды 20-25%; медицинское обеспечение 10-15%; условия и образ жизни людей 50-55%. Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека, но основополагающим является последний. По мнению Вайнера Э.Н. (1995), понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. В таком определении особенно следует выделить культурологический аспект, который подчеркивает, что образ жизни не тождественен условиям жизни, которые лишь опосредуют и обусловливают образ жизни материальными и нематериальными факторами. Культура же человека в контексте рассматриваемого вопроса означает, что человек в силу освоенных им знаний и жизненных установок сам выбирает себе образ жизни с учетом ее условий. Лисицин Ю.П. (1998) включает в образ жизни четыре категории: экономическую (уровень жизни), социологическую (качество жизни), социально-психологическую (стиль жизни) и социально-экономическую (уклад жизни). При равных первых двух категориях здоровье людей в большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей [18,26,33,37].

Здоровье ребенка формируется в процессе реализации генетической программы развития в конкретных условиях социальной и природной среды, определяющих осуществление биологических и социальных функций [55]. Дети независимо от их социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи [21,22,25]. Особой заботы заслуживают дети из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья (Кучма Р.М., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., 2002), заключают, что дети, имеющие одного родителя, значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. В таких семьях мать вынуждена, прежде всего, заниматься материальным обеспечением в ущерб вопросам воспитания и укрепления здоровья детей [17,19,29,51].

Правительством РФ обозначена задача сохранения и укрепления здоровья 13,5 млн. учащихся общеобразовательных учреждений и формирования у них ценностей здорового образа жизни, как важнейший стратегический приоритет реформирования системы образования [25,30,38,44,45,46]. Охрана здоровья детей признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.). Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья школьников определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации [53,54].

Среда общеобразовательных школ представляет собой сложный комплекс условий, формирующих образ жизни ребенка и обеспечивающих процесс обучения [13,16]. Школьная микросреда включает условия размещения учреждения на территории населенного пункта, архитектурный план здания, санитарно-гигиеническое состояние и содержание помещений, организацию учебного процесса, двигательную активность, питание и медицинское обслуживание и др. [8,10,31,40]. Кучма В.Р. (2003) и Милушкина О.Ю. (2003) считают необходимым оценивать условия обучения в соответствии с уровнем здоровья школьников, которое, в конечном счете, и является главным показателем качества школьной микросреды [29,36].

Количественный показатель «нездоровья» в равной степени максимален и у детей областного центра и школьников села [3,20,24,50]. Результаты научных исследований показывают, что только 10% выпускников школ здоровы, 40% имеют различные хронические заболевания, среди которых у 30% заболевания ограничивают выбор профессии [39,47].

В работах Адамовой М.В. и Ловицкого В.Д. (2002) новая модель образования определяет приоритетным целостное развитие личности, а не просто формирование у учащихся знаний, умений и навыков [2]. Гигиеническая оценка реформирования школьного образования свидетельствует о неблагоприятном его влиянии на состояние здоровья. В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ №52 от 30.03.1999) внесено примечание о потенциальной опасности для растущего организма образовательной деятельности, т.к. активные инновационные процессы в российском образовании проводятся на фоне низкого качества здоровья детей. Внедрение новых форм обучения и информатизация учебно-воспитательного процесса сопровождаются увеличением учебной нагрузки. Созданные в последние десятилетия программы и учебники, в 40% ориентированы на «продвинутый» уровень образования, в то время как по данным МО РФ доля одаренных школьников не более 6%, а с высокими учебными возможностями — 15% [1,7,8,9,32].

Реализация принципа вариативности школьного образования достигается путем создания новых видов образовательных учреждений (гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов) с правом разрабатывать свои учебные программы и применять различные педагогические технологии, не получающие санитарно-гигиенической экспертизы на их безвредность для здоровья школьников [8,39,43]. Постоянно нарастающая интенсификация учебной нагрузки подвергает значительную часть учащихся (до 80%) школьному стрессу, повышающему уровень невротизации среди детей и увеличивающему среди них число дидактогенных неврозов (до 50%). Это ведет к росту распространенности всех классов и групп болезней в 2 раза среди учащихся школ нового вида, что превышает распространенность соответствующей патологии среди детей и подростков массовых школ [11,15,42,49].

Гиподинамия в настоящее время рассматривается как один из факторов риска развития заболеваний. До 70% продолжительности дня ребенок проводит время в стенах школы. С учетом домашних заданий учебный день школьника удлиняется до 10-12 часов в начальных классах и до 15-16 часов — в старших. Проблема гиподинамии становится особенно актуальной для современных подростков многих стран, распространенность которой среди старшеклассников достигает 64-75% [37,206,215]. Ozdirenc M., Ozcan A., Akin F., Gelecek N. (2005) просматривают явную тенденцию к понижению не только спортивной двигательной активности, но и бытовой [61].

Количественные и качественные характеристики питания, а также уровень физического развития сельских школьников отличаются по важнейшим показателям от соответствующих показателей городских детей [23,27,34,50].

Питание школьников из сельских школ, в сравнении с городскими, отличается неадекватностью по отношению к возрасту и полу, что ведет к увеличению количества детей с нарушенным алиментарным статусом. Установленные Чистяковой Е.С. (2009), как среди городских, так и среди сельских школьников, нарушения структуры питания проявляются во всех возрастных группах дефицитом в рационе продуктов животного происхождения, причем более распространенными среди сельских учащихся и составляющим до 14,5%; молока и молочных продуктов — до 25%; рыбы и морепродуктов — до 1,4%. Нерациональное и неадекватное питание привело к снижению нутритивного статуса, при этом у детей из города в большей степени, чем у сельских. Результаты исследований свидетельствуют об увеличении среди школьников из города численности учащихся со снижением работоспособности до 25,6%; с дисгармоничностью физического развития до 16,5%; увеличением численности городских школьников со снижением уровня адаптационных резервов в 1,5 раза [8,41].

Результаты проведенных в последнее время исследований доказывают нерациональность, несбалансированность и неадекватность рациона питания, сопровождающегося энергетическим и нутриентным дефицитом [28]. Аношкиной Н.Л. (2005) и Сафроновой О.В. с соавтр. (2010) получены данные о количестве инородных химических веществ в продуктах питания, наиболее часто используемых школьниками, доказано их влияние на снижение содержания эссенциальных питательных веществ [4]. В некоторых регионах России в питании школьников выявлен дефицит полноценных белков, составляющий до 30% от физиологически обоснованных норм [28,35,45].

Согласно Концепции государственной политики по охране здоровья детей в РФ (2009), здоровье ребенка — это процесс его индивидуального физического, психического, умственного, духовно-нравственного, культурного и социального развития, не ограниченного факторами внутренней и внешней среды [6,21].

Физическое здоровье, как считают Гладышев Ю.В. и соавтр. (2008), — это качество функционирования внутренних органов и систем, которое определяется морфофункциональными особенностями и адаптационными возможностями организма. Наиболее информативно характеризуют уровень здоровья показатели реактивности той или иной системы организма, определенные с помощью функциональных проб. Уровень физического здоровья коррелирует с уровнем физической и функциональной готовности организма к выполнению физических нагрузок; способностью к мобилизации адаптационных возможностей организма для обеспечения его приспособления к влиянию факторов окружающей среды [14]. Человечество в течение своего периода становления, обживания, заселения территорий планеты и продвижения по дорогам прогресса современной цивилизации всегда находился и сейчас находится под влиянием комплекса факторов среды обитания. На человека влияла не только природная среда, но и он также активно воздействовал на природные условия [20,58]. В результате образовалась новая, искусственная сфера обитания — городская среда, которая существенно повлияла на различные стороны жизни и деятельности человека [3,22,48,55].

Климацкая Л.Г. (2005) и Сухарев А.Г. (2008) и др. считают, что более выраженные в городских условиях высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха и почвы, низкое качество питьевой воды сказываются на частоте и структуре специфических патологий среди жителей городов, значительно увеличивая их показатели в отличие от населения сельской местности [52,57].

Богомолова Е.С. (2010) характеризует физическое развитие, как уникальный маркер здоровья населения, определяющий изменения биологических качеств человека, как в эпохальном аспекте, так и в сравнительно кратковременные отрезки индивидуального и общественного развития [9]. Ухудшение качества здоровья детей в современных условиях отмечается появлением новых феноменов (децелерации, феминизации) и синдромов (трофологический, психосоматической астенизации, дисплазии соединительной ткани и др.).

Феномен феминизации проявляется, как считает Чекалова Н.Г., Матвеева Н.А, Кузмичев Ю.Г. и др. (2010), в уменьшении различий по уровню физической подготовленности между мальчиками и девочками. В последние десятилетия снизились темпы приростов и абсолютные значения результатов (до 20%) по скоростно-силовым показателям практически во всех возрастных группах школьников. Кроме этого происходит сближение показателей физической подготовленности мальчиков и девочек, за счет снижения силовых возможностей первых. Отмечается постоянно увеличивающаяся диспропорция между антропометрическим статусом и физической подготовленностью. Эти «ножницы» ведут к диспропорции морфофункциональных показателей и асимметрии в динамике наращивания адаптационных возможностей школьников. Астенизация конституции и типологический сдвиг ЦНС в сторону более слабых типов нервных процессов, отмечающиеся в последние годы, являются следствием психосоматической астенизации, характерной для детей и подростков нового тысячелетия [56].

Баевский Р.М. и Берсенева А.П. (1997) отмечают эволюцию сосудистого тонуса у современных школьников, показывающую отчетливую тенденцию его повышения: нормативные значения АД современных школьников повысились на 10-20 мм рт.ст., в сравнении со сверстниками 10 лет назад. В настоящее время верхней границей нормы АД для млалшеклассников определен уровень 110/60 мм рт.ст., а для учащихся старших классов — 130/75 мм рт.ст. Психоэмоциональные и умственные перегрузки на фоне малоподвижного образа жизни стабилизируют эпизодический переход повышенных значений АД в хроническое нарушение регуляции тонуса кровеносных сосудов, что приводит к развитию ранних форм гипертензии уже в школьном возрасте [5].

За последние 20 лет, как в России, так и в других странах, стали отмечаться тенденции физического развития, показывающие уменьшение окружности грудной клетки, снижение мышечной силы, смещение ростовых скачков на более ранний возраст. Результаты исследований свидетельствуют о двух крайних тенденциях в изменении массы тела: недостаточная и избыточная, причем вторая отмечается намного чаще и позиционируется европейскими учеными как «эпидемия ожирения» [55].

Таким образом, всестороннее изучение процессов морфофункционального развития, как индикатора достигнутого уровня здоровья учащихся, стали обязательным компонентом системы контроля за его качеством среди подрастающего поколения. Динамика условий среды обучения и воспитания обосновывает регулярность разработки новых более информативных методов изучения возрастных закономерностей роста и развития для корректной оценки здоровья детей в современных условиях, в т.ч. проживающих в сельской местности.

Читайте также

Список литературы

  1. Аветисян, Л.P. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л.Р.Аветисян, С.Г.Кочарова // Гигиена и санитария. 2001. - № 1. - С.48-49.
  2. Адамова, М.В. Педагогические проблемы здоровья и медицинские задачи в педагогике / М.В.Адамова, В.Д.Ловицкий // Объединенный научный журнал. М.: Изд-во «Тезариус», 2002. - №10. - С.32-34.
  3. Анохина, Ж.А. Особенности физического развития городских и сельских подростков / Ж.А.Анохина, А.Н.Корденко, М.А.Малютина // материалы международной конференции «Физиология развития человека». – М.: Вердана, 2009. – С.8-9.
  4. Аношкина, Н.Л. Оценка физического развития, фактического питания и пищевого статуса у лиц юношеского возраста: автореф. дис…канд. биол. наук: 14.00.07 / Аношкина Наталья Леонидовна. – Липецк, 2005. – 20 с.
  5. Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М.Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1997. - 197 с.
  6. Баранов, А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. Серия «Социальная педиатрия» / А.А.Баранов, Ю.Е.Лапин. – М.: Союз педиатров России, 2009. – 188 с.
  7. Баранов, A.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / А.А.Баранов, Л.А.Щеплягина // Российский педиатрический журнал. - 2000. - №5. — С.3-6.
  8. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М.Безруких. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
  9. Богомолова, Е.С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье – среда обитания»: автореф. дис…докт. мед. наук: 14.02.01 / Богомолова Елена Сергеевна. – Н. Новгород, 2010. – 43 с.
  10. Вахмистрова, А.В. Гигиеническая оценка комплексного влияния факторов среды обитания на физиологический статус и качество жизни сельских подростков: автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.00.07 / Вахмистрова Ангелина Валерьевна. – Оренбург, 2009. – 20 с.
  11. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / Под ред. А.М.Вейна. – М.: Медиц. информационное агентство, 2000. – 752 с.
  12. Вельтищев, Ю.Е. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребенка (нормативы детского возраста) / Ю.Е.Вельтищев, В.П.Ветров. - М., 2002. – 96 с.
  13. 13. ВОЗ. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. – Женева: ВОЗ, 2004.
  14. Гладышев, Ю.В. Валеология: Учебно-методический комплекс / Ю.В.Гладышев, Н.Г.Гладышева - Новосибирск: НГУЭУ, 2008. - 108 с.
  15. Горелова, С. А. Образование школьников в контексте сельского социума / С.А.Горелова // Известия РГПУ им.А.И.Герцена. -№88 - 2008. URL: http: // cyberleninka. ru/article/n/obrazovanie-shkolnikov-v-kontekste-selskogo-sotsiuma. Дата обращения: 31.08.2013.
  16. Глобальная инициатива ВОЗ в школе: Школы, содействующие укреплению здоровья. WHO/HPR/HEP/98.4. Женева: ВОЗ.1998.
  17. Дети в России, 2009: Стат.сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России, 2009. – 121 с.
  18. Добротворская, С.Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С.Г.Добротворская. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - 132 с.
  19. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2012 году (во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 27 сентября 2012 года №675 «О докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области». - URL: http://www.government-nnov.ru/ Дата обращения: 26.08.2013.
  20. Дьяченко, Ю.Л. Оценка физического развития детей городской и сельской местности / Ю.Л.Дьяченко, И.А. Калиниченко // Гигиена детей и подростков: история и современность: материалы Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. - М., 2009. - С.142-143.
  21. Здоровье подростков и школьников. URL: http://www.cdc.gov/ nccdphp/dash/ Дата обращения: 10.10.2012.
  22. Здоровые дети России в XXI веке / Онищенко Г.Г. [и др.] /под ред. акад. РАМН А.А.Баранова, проф. В.Р.Кучмы. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — 159 с.
  23. Емельянова, H.H. Характеристика морфофункционального развития сельских школьников чувашской национальности / Н.Н.Емельянова // Здоровье и школа: материалы научно-практической конференции. - Бирск, 2000. - С.23-24.
  24. Изаак, С.И. Характеристика физического развития школьников различных регионов России / С.И.Изаак, Т.В.Панасюк // Педиатрия. — 2005. -№4. - С.61-64.
  25. Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Вестник образования России. – 2013, №1. – С.12-27.
  26. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию /Э.М.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
  27. Камаев, И.А. Медицинская профилактика в сельском здравоохранении: прошлое и настоящее / И.А.Камаев, С.А.Молодцов - Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2002. - 139 с.
  28. Конь, И.Я. Питание детей дошкольного и школьного возраста: современные проблемы / И.Я.Конь, Л.Ю.Волкова // Сб. научных материалов первого международного форума по детскому и школьному питанию. - М.: 2006. - С. 155.
  29. Кучма, В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической системе «Здоровье – среда обитания» / В.Р.Кучма. - М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 316 с.
  30. Кучма, В.Р. Влияние условий проживания, воспитания и обучения на состояние здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот / В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина, О.Ю.Милушкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реальность и перспективы». -Ч. 2. – М., 2002. – С. 236-238.
  31. Кучма, В.Р. Научные основы обеспечения санитарно-эпидемио-логического благополучия детей и подростков в современных условиях / В.Р.Кучма // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международ.участием по школьной и университетской медицине / под ред. чл.корр. РАМН, проф. В.Р.Кучмы. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. – С.28-35.
  32. Кучма, В.Р. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье / В.Р.Кучма, В.Н.Кардашенко, Н.Н.Суханова [и др.]. Методические рекомендации. – М.: Госкомитет санэпиднадзора России, 1996. – 55 с.
  33. Лисицын, Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю.П. Лисицын // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. - №3. - С. 49-52.
  34. Малахова, У. Г. Экологическая характеристика факторов, формирующих питание и алиментарный статус сельских школьников: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.00.16 / Малахова Ульяна Геннадьевна. – Оренбург, 2006. – 20 с.
  35. Мартинчик, А.Н. Питание человека (Основы нутрициологии) / А.Н.Мартинчик, И.В.Маев, А.Б.Петухов. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 576 с.
  36. Милушкина, О.Ю. Состояние здоровья и санитарно-эпидемиологическая характеристика условий воспитания и обучения детей и подростков в Российской Федерации / О.Ю.Милушкина // Здоровье населения и среда обитания. - 2003. - №9. - С. 13.
  37. Мирская, Н.Б. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Б.Мирская // Гигиена и санитария. – 2009. - №3. – С.78-81.
  38. Онищенко, Г.Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России / Г.Г.Онищенко // Гигиена и санитария. - 2008. - №2. - С.72-77.
  39. Онищенко, Г.Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г.Г.Онищенко, А.А.Баранов, В.Р.Кучма. – М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2004. – 154 с.
  40. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: методические указания / А.В.Леонов, Ю.Г.Кузмичев, Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 33 с.
  41. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье: методические рекомендации / В.Р.Кучма, В.Н.Кардашенко, Н.Н.Суханова [и др.]. - М., 1996. – 55 с.
  42. Платонова, А.Г. Изучение физического развития сельских школьников как гигиеническая проблема / А.Г.Платонова // Гигиена детей и подростков: история и современность: материалы Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. - М., 2009. - С.342-343.
  43. Показатели физического развития детского населения Воронежской области на рубеже второго и третьего тысячелетий/ А.И.Иванников [и др.]. – М.: Воронеж, 2005. – 121 с.
  44. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01. «Об обще­российской системе мониторинга состояния физического здоро­вья населения, физического развития детей, подростков и моло­дежи». - М., 2001.
  45. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 30 от 31.08.2006. «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях». – М., 2006.
  46. Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». URL: http://www.worklib.ru/ Дата обращения: 04.11.2012
  47. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: методические рекомендации / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева [и др.]. - М.: Минздравсоцразвития России, 2006. – 47 с.
  48. Прохоров, Б.Б. Экология человека / Б.Б.Прохоров. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
  49. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Под ред. проф. Д.Д.Панкова, чл.-корр. РАМН, проф. А.Г.Румянцева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 640 с.
  50. Сетко, Н.П. Особенности функционирования основных органов и систем у подростков, проживающих в городе и на селе / Н.П.Сетко [и др.] // Педиатрия. — 2007. - №5. - С.74-75.
  51. Словарь определений показателей в области планирования семьи, материнства и детства и репродуктивного здоровья, используемых региональным европейским отделом ВОЗ. – ВОЗ: Европейский Региональный Отдел: URL: http://www.who.int/reproductivehealth/ru/index.html / Дата обращения: 21.02.2012.
  52. Сухарев, А.Г. Роль экологических и социальных факторов в формировании здоровья детского населения / А.Г.Сухарев. - М., 2000. – 211 с.
  53. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  54. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. - № 3-4/2013. – С.10-159.
  55. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб.мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А.Баранова, член-корр. РАМН В.Р.Кучмы. – М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. – 192 с.
  56. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г.Чекалова [и др.]. - Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. - 164 с.
  57. Хрущев, С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С.В.Хрущев. – М.: «Медицина», 1977. – 216 с.
  58. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / А.А.Баранов [и др.]. - М.: Информатик, 1998. – 333 с.
  59. Green, E. Protecting environmental quality and human health: strategies for harmonisation / E.Green, S.D. Short // Sci. Total Environ, 2000. - Jul. 10; 256 (2-3) 205-13.
  60. Improving School Health Programs: barriers and strategies. The WHO Expert committee on Comprehensive School Health Education and promotion. - Geneva. - 1996. - P.5-6.
  61. Ozdirenc, M., Ozcan, A., Akin, F., Gelecek, N. Physical fitness in rural children compared with urban children in Turkey / M.Ozdirenc, A.Ozcan, F.Akin, N.Gelecek // Pediatrics International, 2005. - 47(1). - Р.26-31.

Цитировать

Проблемы здоровья современных школьников / Н.В. Жулин, Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузмичев, С.В. Михайлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 25. — URL: https://novainfo.ru/article/2177 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться