Школьный возраст — это важный по своей ответственности период детства и юности, значимый и сам по себе, и как этап социализации личности к дальнейшей взрослой жизни, профессиональной деятельности, созданию семьи («Наша новая школа», 2010). Общеобразовательное учреждение, т.е. школа, является местом активной деятельности ребенка на протяжении 11 лет — наиболее интенсивного периода его развития, следовательно, оно должно, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся [8,59,60].
Здоровье детей — обязательное условие и цель современной концепции общего (школьного) образования которое представляется как состояние индивида, когда все его органы и организм в целом способны полностью выполнять свои функции при отсутствии недуга и болезни.
Выдвижение проблемы здоровья детей в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
Эксперты ВОЗ в 80-х гг. прошлого столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные: генетические факторы 15-20%; состояние окружающей среды 20-25%; медицинское обеспечение 10-15%; условия и образ жизни людей 50-55%. Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека, но основополагающим является последний. По мнению Вайнера Э.Н. (1995), понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. В таком определении особенно следует выделить культурологический аспект, который подчеркивает, что образ жизни не тождественен условиям жизни, которые лишь опосредуют и обусловливают образ жизни материальными и нематериальными факторами. Культура же человека в контексте рассматриваемого вопроса означает, что человек в силу освоенных им знаний и жизненных установок сам выбирает себе образ жизни с учетом ее условий. Лисицин Ю.П. (1998) включает в образ жизни четыре категории: экономическую (уровень жизни), социологическую (качество жизни), социально-психологическую (стиль жизни) и социально-экономическую (уклад жизни). При равных первых двух категориях здоровье людей в большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей [18,26,33,37].
Здоровье ребенка формируется в процессе реализации генетической программы развития в конкретных условиях социальной и природной среды, определяющих осуществление биологических и социальных функций [55]. Дети независимо от их социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи [21,22,25]. Особой заботы заслуживают дети из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья (Кучма Р.М., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., 2002), заключают, что дети, имеющие одного родителя, значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. В таких семьях мать вынуждена, прежде всего, заниматься материальным обеспечением в ущерб вопросам воспитания и укрепления здоровья детей [17,19,29,51].
Правительством РФ обозначена задача сохранения и укрепления здоровья 13,5 млн. учащихся общеобразовательных учреждений и формирования у них ценностей здорового образа жизни, как важнейший стратегический приоритет реформирования системы образования [25,30,38,44,45,46]. Охрана здоровья детей признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.). Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья школьников определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации [53,54].
Среда общеобразовательных школ представляет собой сложный комплекс условий, формирующих образ жизни ребенка и обеспечивающих процесс обучения [13,16]. Школьная микросреда включает условия размещения учреждения на территории населенного пункта, архитектурный план здания, санитарно-гигиеническое состояние и содержание помещений, организацию учебного процесса, двигательную активность, питание и медицинское обслуживание и др. [8,10,31,40]. Кучма В.Р. (2003) и Милушкина О.Ю. (2003) считают необходимым оценивать условия обучения в соответствии с уровнем здоровья школьников, которое, в конечном счете, и является главным показателем качества школьной микросреды [29,36].
Количественный показатель «нездоровья» в равной степени максимален и у детей областного центра и школьников села [3,20,24,50]. Результаты научных исследований показывают, что только 10% выпускников школ здоровы, 40% имеют различные хронические заболевания, среди которых у 30% заболевания ограничивают выбор профессии [39,47].
В работах Адамовой М.В. и Ловицкого В.Д. (2002) новая модель образования определяет приоритетным целостное развитие личности, а не просто формирование у учащихся знаний, умений и навыков [2]. Гигиеническая оценка реформирования школьного образования свидетельствует о неблагоприятном его влиянии на состояние здоровья. В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ №52 от 30.03.1999) внесено примечание о потенциальной опасности для растущего организма образовательной деятельности, т.к. активные инновационные процессы в российском образовании проводятся на фоне низкого качества здоровья детей. Внедрение новых форм обучения и информатизация учебно-воспитательного процесса сопровождаются увеличением учебной нагрузки. Созданные в последние десятилетия программы и учебники, в 40% ориентированы на «продвинутый» уровень образования, в то время как по данным МО РФ доля одаренных школьников не более 6%, а с высокими учебными возможностями — 15% [1,7,8,9,32].
Реализация принципа вариативности школьного образования достигается путем создания новых видов образовательных учреждений (гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов) с правом разрабатывать свои учебные программы и применять различные педагогические технологии, не получающие санитарно-гигиенической экспертизы на их безвредность для здоровья школьников [8,39,43]. Постоянно нарастающая интенсификация учебной нагрузки подвергает значительную часть учащихся (до 80%) школьному стрессу, повышающему уровень невротизации среди детей и увеличивающему среди них число дидактогенных неврозов (до 50%). Это ведет к росту распространенности всех классов и групп болезней в 2 раза среди учащихся школ нового вида, что превышает распространенность соответствующей патологии среди детей и подростков массовых школ [11,15,42,49].
Гиподинамия в настоящее время рассматривается как один из факторов риска развития заболеваний. До 70% продолжительности дня ребенок проводит время в стенах школы. С учетом домашних заданий учебный день школьника удлиняется до 10-12 часов в начальных классах и до 15-16 часов — в старших. Проблема гиподинамии становится особенно актуальной для современных подростков многих стран, распространенность которой среди старшеклассников достигает 64-75% [37,206,215]. Ozdirenc M., Ozcan A., Akin F., Gelecek N. (2005) просматривают явную тенденцию к понижению не только спортивной двигательной активности, но и бытовой [61].
Количественные и качественные характеристики питания, а также уровень физического развития сельских школьников отличаются по важнейшим показателям от соответствующих показателей городских детей [23,27,34,50].
Питание школьников из сельских школ, в сравнении с городскими, отличается неадекватностью по отношению к возрасту и полу, что ведет к увеличению количества детей с нарушенным алиментарным статусом. Установленные Чистяковой Е.С. (2009), как среди городских, так и среди сельских школьников, нарушения структуры питания проявляются во всех возрастных группах дефицитом в рационе продуктов животного происхождения, причем более распространенными среди сельских учащихся и составляющим до 14,5%; молока и молочных продуктов — до 25%; рыбы и морепродуктов — до 1,4%. Нерациональное и неадекватное питание привело к снижению нутритивного статуса, при этом у детей из города в большей степени, чем у сельских. Результаты исследований свидетельствуют об увеличении среди школьников из города численности учащихся со снижением работоспособности до 25,6%; с дисгармоничностью физического развития до 16,5%; увеличением численности городских школьников со снижением уровня адаптационных резервов в 1,5 раза [8,41].
Результаты проведенных в последнее время исследований доказывают нерациональность, несбалансированность и неадекватность рациона питания, сопровождающегося энергетическим и нутриентным дефицитом [28]. Аношкиной Н.Л. (2005) и Сафроновой О.В. с соавтр. (2010) получены данные о количестве инородных химических веществ в продуктах питания, наиболее часто используемых школьниками, доказано их влияние на снижение содержания эссенциальных питательных веществ [4]. В некоторых регионах России в питании школьников выявлен дефицит полноценных белков, составляющий до 30% от физиологически обоснованных норм [28,35,45].
Согласно Концепции государственной политики по охране здоровья детей в РФ (2009), здоровье ребенка — это процесс его индивидуального физического, психического, умственного, духовно-нравственного, культурного и социального развития, не ограниченного факторами внутренней и внешней среды [6,21].
Физическое здоровье, как считают Гладышев Ю.В. и соавтр. (2008), — это качество функционирования внутренних органов и систем, которое определяется морфофункциональными особенностями и адаптационными возможностями организма. Наиболее информативно характеризуют уровень здоровья показатели реактивности той или иной системы организма, определенные с помощью функциональных проб. Уровень физического здоровья коррелирует с уровнем физической и функциональной готовности организма к выполнению физических нагрузок; способностью к мобилизации адаптационных возможностей организма для обеспечения его приспособления к влиянию факторов окружающей среды [14]. Человечество в течение своего периода становления, обживания, заселения территорий планеты и продвижения по дорогам прогресса современной цивилизации всегда находился и сейчас находится под влиянием комплекса факторов среды обитания. На человека влияла не только природная среда, но и он также активно воздействовал на природные условия [20,58]. В результате образовалась новая, искусственная сфера обитания — городская среда, которая существенно повлияла на различные стороны жизни и деятельности человека [3,22,48,55].
Климацкая Л.Г. (2005) и Сухарев А.Г. (2008) и др. считают, что более выраженные в городских условиях высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха и почвы, низкое качество питьевой воды сказываются на частоте и структуре специфических патологий среди жителей городов, значительно увеличивая их показатели в отличие от населения сельской местности [52,57].
Богомолова Е.С. (2010) характеризует физическое развитие, как уникальный маркер здоровья населения, определяющий изменения биологических качеств человека, как в эпохальном аспекте, так и в сравнительно кратковременные отрезки индивидуального и общественного развития [9]. Ухудшение качества здоровья детей в современных условиях отмечается появлением новых феноменов (децелерации, феминизации) и синдромов (трофологический, психосоматической астенизации, дисплазии соединительной ткани и др.).
Феномен феминизации проявляется, как считает Чекалова Н.Г., Матвеева Н.А, Кузмичев Ю.Г. и др. (2010), в уменьшении различий по уровню физической подготовленности между мальчиками и девочками. В последние десятилетия снизились темпы приростов и абсолютные значения результатов (до 20%) по скоростно-силовым показателям практически во всех возрастных группах школьников. Кроме этого происходит сближение показателей физической подготовленности мальчиков и девочек, за счет снижения силовых возможностей первых. Отмечается постоянно увеличивающаяся диспропорция между антропометрическим статусом и физической подготовленностью. Эти «ножницы» ведут к диспропорции морфофункциональных показателей и асимметрии в динамике наращивания адаптационных возможностей школьников. Астенизация конституции и типологический сдвиг ЦНС в сторону более слабых типов нервных процессов, отмечающиеся в последние годы, являются следствием психосоматической астенизации, характерной для детей и подростков нового тысячелетия [56].
Баевский Р.М. и Берсенева А.П. (1997) отмечают эволюцию сосудистого тонуса у современных школьников, показывающую отчетливую тенденцию его повышения: нормативные значения АД современных школьников повысились на 10-20 мм рт.ст., в сравнении со сверстниками 10 лет назад. В настоящее время верхней границей нормы АД для млалшеклассников определен уровень 110/60 мм рт.ст., а для учащихся старших классов — 130/75 мм рт.ст. Психоэмоциональные и умственные перегрузки на фоне малоподвижного образа жизни стабилизируют эпизодический переход повышенных значений АД в хроническое нарушение регуляции тонуса кровеносных сосудов, что приводит к развитию ранних форм гипертензии уже в школьном возрасте [5].
За последние 20 лет, как в России, так и в других странах, стали отмечаться тенденции физического развития, показывающие уменьшение окружности грудной клетки, снижение мышечной силы, смещение ростовых скачков на более ранний возраст. Результаты исследований свидетельствуют о двух крайних тенденциях в изменении массы тела: недостаточная и избыточная, причем вторая отмечается намного чаще и позиционируется европейскими учеными как «эпидемия ожирения» [55].
Таким образом, всестороннее изучение процессов морфофункционального развития, как индикатора достигнутого уровня здоровья учащихся, стали обязательным компонентом системы контроля за его качеством среди подрастающего поколения. Динамика условий среды обучения и воспитания обосновывает регулярность разработки новых более информативных методов изучения возрастных закономерностей роста и развития для корректной оценки здоровья детей в современных условиях, в т.ч. проживающих в сельской местности.