Физиологические основы роста и развития детей и подростков

NovaInfo 25, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Биологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 29
CC BY-NC

Аннотация

В статье показана актуальность изучения и выявления особенностей и закономерностей морфофункционального развития организма ре­бенка на разных возрастных этапах онтогенеза. Поиск оптимальных путей изучения физиологии ребенка и механизмов, обеспечивающих адаптивный приспосо­бительный характер ростовых процессов на каждом этапе индивидуального развития является необходимым условием охраны здоровья детей.

Ключевые слова

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ, ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА, ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ, АДАПТИВНОСТЬ

Текст научной работы

Рост и развитие организма определяется генетическими и средовыми факторами на основе их сосуществования и динамического системного взаимодействия [5,10,51,56,75,81]. Современные исследователи выделяют два основных класса индивидных свойств: возрастно-половые, развертывающиеся последовательно в процессе совершенствования индивида (стадии онтогенеза и особенности полового диморфизма) и индивидуально-типические, характеризующие конституциональные особенности и уровень биологического возраста [9,22,32,85].

Развитие организма, суть которого, по мнению Безруких М.М., Сонькина В.Д. и Фарбер Д.А. (2008), составляют рост и созревание, представляет собой качественные возрастные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей, систем и органов, их дифференцировке и функциональном совершенствовании созревания, появлении новых функций. Оно складывается из трех компонентов. Рост организма — количественные конфигурации, связанные с возрастанием числа клеток и размеров растущего организма, количественным изменением массы тела и органов, изменением размеров всего тела или его частей. Созревание — качественное преобразование, дифференцировка морфологических структур и функций организма, приближение их к таковым у взрослого человека. По мере созревания генетические влияния усиливаются, исключая некоторое их ослабление в пубертатный период [10]. Формообразование — изменение строения тела и его пропорций. Развитию свойственен феномен трекинга (предопределения), которыйподразумевает, что функциональное состояние органа в предшествующем периоде предопределяет его развитие и функциональную состоятельность в последующем [20,33,35,60].

Возраст, как категория имеет специфические черты, к которым относятся: особенности морфофункционального развития с характеристикой показателей в критические периоды возрастного развития; особенности адаптации ребенка к обучающей среде образовательного учреждения; изменение характера воспитания в семье; формирование новых видов и способов деятельности, обеспечивающих усвоение ребенком социального опыта, системы сложившихся правил и норм общественной деятельности [7,43,65].

Характеризуя индивидуальное развитие человека, кроме паспортного возраста, рекомендуется использовать также критерии биологического, психического, социального возраста, определяя, таким образом, многозначность понятия «возраст человека», как важнейшего биологического показателя онтогенеза. Значимость понятия «биологический возраст» Громбах С.М, Ужви В.Г. и Ямпольская Ю.А. (1974) объясняют тем, что паспортный возраст не является полноценным критерием качества здоровья и работоспособности ребенка [23]. Биологический возраст характеризует достигнутый морфофункциональный статус индивида, определенный относительно сверстников и обусловленный скоростью развертывания программы индивидуального развития [20,71,131]. По уровню биологического развития выделяют 3 группы: соответствует паспортному, отстает от паспортного и опережает паспортный возраст. У рано созревающих мальчиков пик скорости ростовых процессов отмечается в 11-12 лет, а у девочек — в 9-10 лет. При замедленном типе созревания пубертатный скачок у мальчиков смещается на 15-16 лет, у девочек — на 13-14 лет и позже [9,31,44,66].

Гармоничность и пропорциональность телосложения является одним из критериев оценки физического развития и состояния здоровья. Диспропорции в строении тела предполагают нарушение ростовых процессов, обусловленных эндокринными, хромосомными и другими причинами. В качестве ведущих показателей для определения типа телосложения используют: форму спины, грудной клетки, живота, ног, степень развития мышечной и жировой тканей. Сочетание полученных показателей определяет тип телосложения. На предрасположенность ребенка к определенному соматотипу влияет наследственность, но с учетом влияния факторов внешней среды. В процессе взросления организма происходит закрепление особенностей телосложения. В нашей стране для соматотипирования детей и подростков в основном используется схема Штефко В.Г. и Островского А.Д. (1929) в модификации Дарской С.С. (1975), в соответствии с которой выделяются 4 основных типа телосложения: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный. Особенные признаки соматотипа можно выделить уже у старших дошкольников, наиболее отчетливо они проявляются в подростковом возрасте [37,47,48].

Возрастная периодизациявключает в себя сумму признаков, оценивающих биологический возраст: размер и масса тела, окостенение скелета, развитие эндокринных желез, сроки прорезывание зубов, уровень полового созревания, силовые возможности [5,10,24]. Каждый возрастной период имеет свои специфические характеристики и особенности. Переходный период от одного возраста к последующему определяют как переломный этап онтогенеза, или этап критического периода. Продолжительность каждого возрастного периода подвержена в значительной степени изменениям. Существует различный подход к выделению периодов онтогенеза. Большинство схем в общих чертах похожи, часто в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых также нередко совпадают. Отличия же связаны с тем, какому аспекту развития человека уделяется большее внимание и насколько удачно удается отразить в схеме комплексность подхода к развитию человека.

Наиболее полная периодизация возрастных периодов, учитывающая морфологические и антропологические признаки, была предложена Бунаком В.В. (1941). Изменяющиеся размеры тела и связанные с ними структурно-функциональные признаки, по его мнению, показывают качественные преобразования процессов метаболизма в организме с возрастом [10,15]. В возрастной периодизации, разработанной и принятой на специальном симпозиуме в 1965 г., в онтогенезе человека до достижения зрелого возраста выделяют 6 периодов. Отличительной особенностью этой периодизации от предложенной Бунаком В.В. является выделение периода раннего детства, а также некоторое смещение границ второго детства и пубертатного периода [68,70]. Аршавский И.А. в основу возрастной периодизации предлагал положить критерии, отражающие специфику целостности функционирующего организма с выделением для каждого этапа развития ведущей функции [5]. Выготский Л.С. рекомендовал считать критериями возрастной периодизации психические новообразования, свойственные конкретным этапам развития. Леонтьев А.Н. и Эльконин Д.Б. главное значение для периодизации возрастных этапов определяли «ведущей деятельности», обуславливающей развитие психологических особенностей личности [20,76].

В отечественной педиатрии и гигиене широкое применение нашла несколько видоизмененная схема, предложенная в 1906 г. Гундобиным Н.П. В ее основу положены некоторые биологические особенности растущего организма [24].

Для организации ухода за детьми и их воспитания в практической организации образования и здравоохранения наибольшее распространение получило выделение периодов, которое на основании возрастных особенностей развития позволяет подразделить потребности детей [21,52].

По мнению Бунака В.В. (1941) развитие приводит к морфофункциональным прогрессивным изменениям, а рост — только к увеличению массы клеток, органов и всего тела. Если развитие ребенка протекает нормально, то оба эти процесса уравновешены и тесно взаимосвязаны. В каждом возрастном периоде детства проявляются характерные биологические особенности, достижение которых способствует адекватному морфофункциональному развитию на следующем этапе, если искусственно не нарушать его естественный ход [15]. Изучение особенностей морфофункциональной адаптации детей к меняющимся социально-экономическим условиям является наиважнейшей задачей педиатрии, возрастной физиологии, гигиены и педагогики на современном этапе развития науки [2,27,42,86].

Младший школьный возраст (учащиеся 1-й ступени) сопровождается различной интенсивностью роста отдельных размерных параметров опорно-двигательного аппарата. Изменение длины и массы приводит к «вытягиванию» тела ребенка, которое сопровождается снижением относительного содержания подкожного жира. Отмечено отчетливое проявление индивидуально-типологических конституциональных особенностей телосложения. Происходит замена молочных зубов на постоянные [4,10]. Для этого возраста характерно завершение морфологического развития нервной системы, роста и структурной дифференциации нервных клеток. Однако нервная система функционирует с преобладанием процессов возбуждения [59].

Средний школьный возраст (учащиеся 2-й ступени) отмечается интенсивными ростовыми процессами и увеличением размеров тела. Прирост длины тела достигает 4-9 см в год, в основном за счет удлинения нижних конечностей. Прибавка массы тела составляет около 3-6 кг. Среди мальчиков наиболее интенсивно темп роста проявляется в 13-14 лет, среди девочек — в 11-12 лет [10,16,57,68].

Половое созревание сопровождается формированием вторичных половых признаков, развитием репродуктивных органов, формированием способности к деторождению. Препубертатный этап (от 9-10 до 12-13 лет), предшествующий половому созреванию, является критическим периодом развития [10,44,50]. Асинхронность активных дифференцировочных процессов в организме приводит к дисгармонии большей части функций, что приводит к снижению эффективности, достигнутой на предыдущих этапах развития. Активизация гипофизарно-гонадного функционирования обусловливает существенные изменения гормонального фона, отражающиеся на деятельности всего организма. Ткани и органы обладают различной чувствительностью к действию гормонов, но всем им приходится на этом этапе функционировать в условиях повышенного содержания целого спектра гормонов, оказывающих порой противоположное действие. Морфологически изменения в этот период выражены еще слабо. Появляются лишь отдельные вторичные половые признаки, свидетельствующие о начале пубертатных процессов [14,29,53,76].

Пубертат — завершающая стадия развития организма в начальном онтогенезе, в течение которой, наряду с соматическим ростом и формированием всех органов и систем, достигается репродуктивная зрелость [46,58].

По определению ВОЗ, репродуктивное здоровье определяется состоянием с полным физическим, психическим и социальным благополучием, обеспечивающим возможность вести безопасную и эффективную половую жизнь в сочетании со способностью воспроизводить здоровое потомство в сроки, определенные самим индивидуумом, и в желаемом количестве [54,62]. Связанные с этим изменения в организме подростка являются определяющими среди показателей биологической зрелости, а темповые характеристики роста, показатели морфологической зрелости костной ткани и т.д. приобретают второстепенное значение. Пубертатный период является транзиторным между детством и половым созреванием организма. Он контролируется комплексом нейроэндокринных факторов, обеспечивающих ряд физиологических и психических изменений и приводящих к физической, половой и репродуктивной зрелости организма [43,76,78].

Наиболее надежным показателей биологического возраста является степень полового созревания. В практической работе она оценивается по выраженности вторичных половых признаков. У девочек это степень лобкового оволосения (Р) и подмышечных впадин (Ах), развитие молочных желез (Ma) и возраст менархе (Me). У мальчиков, кроме Р и Ах, оцениваются формирование кадыка (L), мутация голоса (V) и оволосение лица (F) [13,46,67].

Начало и продолжительность пубертатного периода широко варьируют в зависимости от пола, конституциональных особенностей, климато-географических, социально-экономических условий и степени урбанизации общества [17,25,54,80]. В период пубертата отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным факторам окружающей среды, нарушению режима, что создает предпосылки для реализации патологических проявлений наследственности при наличии соответствующих факторов риска. Основными признаками полового созревания у девушек является возникновение менархе, у юношей — спермархе. Резкое ускорение роста обычно принимается за начало пубертатного скачка, который является составной частью процесса полового созревания подростка с его сложной картиной гормональной регуляции [70,79].

Дедов И.И. с соавтр. (2002) к неблагоприятным вариантам течения пубертатного скачка относят так называемую «интенсификацию развития», проявляющуюся ускорением темпов физического и полового созревания, когда, независимо от сроков начала, половое развитие происходит за 2-3 года. Среди них наблюдают более высокую, чем в популяции, распространенность артериальных гипертензий, нарушений опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, остеохондропатии и др.), функциональных расстройств внутренних органов и неврозов [25].

На исследуемый период начала пубертатного процесса приходятся 1, 2 и отчасти даже 3 стадии полового созревания, когда очень высока роль гонадотропных гормонов гипофиза [11,69]. В разгар пубертатных перестроек (от 12-13 до 15-16 лет) регистрируется ростовой скачок, вследствие чего у подростков отмечается достижение дефинитивной длины тела. Скачок происходит, главным образом, за счет удлинения конечностей, что в очередной раз радикально меняет биомеханику движений [45]. Формируется взрослый тип нервной и эндокринной регуляции функций [11,70]. Строение тела приобретает четко выраженные гендерные черты — широкая грудная клетка и узкий таз у юношей, а у девушек — четко выраженная талия и развитый таз. Выраженность вторичных половых признаков достигает дефинитивного уровня. Отмечается отчетливое проявление половых различий в количестве и особенностях распределения подкожного жира [1,13,64]. В этом же возрасте морфологически отчетливо проявляются особенности, характеризующие тип морфофункциональной конституции [18,43,84].

Половое созревание у девочек начинается раньше, чем у мальчиков в среднем на 1-2 года, что приводит к присутствию в одном классе обучающихся школьников с разным уровнем полового развития, и, следовательно, и с различными адаптационными возможностями [12,69].

В связи с морфологической и функциональной незавершенностью созревания сердечно-сосудистой системы подростков и продолжающегося развития ЦНС, отмечается отставание формирования механизмов регуляции и координации различных функций сердца и сосудов, что ведет при мышечной деятельности к снижению адаптационных возможностей системы кровообращения у подростков 12-15 лет в более выраженных показателях, чем в юношеском периоде. Это отражается в неэкономичной реакции системы кровообращения на нагрузочные тесты и мышечную работу. Морфофункциональное становление сердца и сосудов достигается только к 20 годам [3,73].

Старший школьный возраст (учащиеся 3-й ступени) включает учащихся с 15 до 18 лет. На этом этапе еще продолжаются процессы роста и развития, но протекают они в отдельных органах и системах относительно спокойно и равномерно: замедление роста тела в длину, снижение прироста в массе. У девушек до 21 года, а у юношей — до 25 лет, возможно продолжение не столь заметных, но важных морфологических и функциональных изменений в организме, позволяющих ему достичь расцвета и сохранять активный статус еще 15-20 лет, т.е. в течение всего репродуктивного периода [4,41,63,68].

Завершение полового созревания приходится на возраст 15-17 лет, когда наступает отчетливое проявление половых и индивидуальных различий морфофункциональных показателей организма. Но половое созревание не тождественно полному завершению биологического развития организма. Появление возможности осуществления детородной функции происходит прежде, чем все системы растущего организма достигают полной физиологической гармонии на новом уровне онтогенеза [10,25,39,54].

Обычно юноши выше девушек на 10-12 см, а по массе тела перегоняют их на 5-8 кг. Туловище у юношей более короткое, чем у девушек, а руки и ноги, наоборот, имеют большую длину. Соотношение массы мышц в мужском организме по отношению к массе тела на 13% больше, а вес подкожного жирового слоя меньше на 10%, чем у девушек [4,41,43,68].

На возрастных этапах развития прослеживаются генетически детерминированные различия. Гетерохронность проявляется в виде ретардации и акселерации [13,19]. Суть акселерационных процессов состоит в преждевременном достижении уровня биологического развития и в завершении созревания всего организма. Выделяют два типа акселерации — эпохальную (secular trend, характерную для нынешнего поколения) и индивидуальную, проявляющуюся ускоренным развитием отдельных детей и подростков относительно своих сверстников [8,57,71].

Проявления акселерации отмечались исследователями в разных странах, она коснулась всех слоев населения, в первую очередь городских, а затем и сельских жителей [34,49,55,74,82,83].

К.П.Дорожнова (1983) предлагает рассматривать акселерацию как одну из начальных стадий адаптации растущего организма на низкие дозы вредных факторов. Так называемая ретардация организма — ответная реакция его на более высокие дозы и чаще на сочетание большего числа вредных факторов. Эта стадия с чрезмерным напряжением адаптационных механизмов, можно полагать, скорее соответствует стадии компенсации процесса. Акселерация неразрывно связана с новыми условиями жизни и объясняется особенностями течения процессов адаптации к вредным факторам среды [26]. Ретардация сопровождается замедлением процессов биологического созревания организма, т.е. это процесс по сути обратный акселерации [38,44,72,77]. Баранов А.А., Кучма В.Р. и Скоблина Н.А. (2008) предполагают, что акселерация и отмечающаяся в настоящее время ретардацияявляются следствием воздействия комплекса факторов природного и социального характера на адаптационные возможности современного человека [61,71].

Агаджанян Н.А. и Смирнов В.М. (2012) процесс адаптации на основе механизмов развития подразделяют на срочную и долговременную формы. Срочная адаптация представляет процесс, в ходе которого происходит срочное функциональное приспособление организма к осуществляемой им работе. При долговременной адаптации совершается структурная перестройка в организме, которая происходит в результате активации накопленного в нем эффекта после многократного повторения срочной адаптации [1]. В своих исследованиях Казначеев В.И. (1980) показал, что чем выше уровень ФР и функциональных резервов, тем ниже «цена» адаптации [30]. Для адаптированной системы характерной чертой является экономичность функционирования для минимального расходования физиологических возможностей, которыми обладает организм [6,30,40].

По мнению Безруких М.М. и Фарбер Д.А. (2010), адаптивность — есть результат успешной адаптации, проявляющаяся в согласованности морфофункционального развития организма и условий среды обитания и направленная на поддержание оптимального уровня баланса организма с окружающей средой. Например, ростовые процессы, сопровождающиеся изменением тотальных параметров тела, приводят к изменению функционального состояния всех органов и систем [23,69]. Вследствие неравномерного роста отдельных тканей и звеньев тела выделяются этапы развития, когда четкое согласование временно нарушается (пубертатный период), что приводит к нарушению функций и патологическим сдвигам в отдельных системах [28,36].

Таким образом, очевидна актуальность изучения и выявления особенностей и закономерностей морфофункционального развития организма ребенка на разных возрастных этапах онтогенеза. Поиск оптимальных путей изучения физиологии ребенка и механизмов, обеспечивающих адаптивный приспособительный характер ростовых процессов на каждом этапе индивидуального развития является необходимым условием охраны здоровья детей и разработки адекватных возрасту педагогических технологий в современных условиях.

Читайте также

Список литературы

  1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология / Н.А.Агаджанян, В.М.Смирнов. – 3-е изд. – М.: ООО Издательство «Медицинское информационное агентство», 2012. – 576 с.
  2. Альбицкий, В.Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии: избр. очерки / В.Ю.Альбицкий. – М.: Союз педиатров России, 2012. – 344 с.
  3. Ананьева, Н.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников /Н.А.Ананьева, Ю.А.Ямпольская // Вестник РАМН. - 1993. - № 5. – С.19-24
  4. Аношкина, Н.Л. Оценка физического развития, фактического питания и пищевого статуса у лиц юношеского возраста: автореф. дис…канд. биол. наук: 14.00.07 / Аношкина Наталья Леонидовна. – Липецк, 2005. – 20 с.
  5. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности
  6. индивидуального развития / И.А.Аршавский. - М.: Наука, 1982. – 270 с.
  7. Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М.Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1997. - 197 с.
  8. Бакасов, С.С. Состояние здоровья, календарный и биологический возраст школьников в сельской местности//Автореферат дисс.... канд. мед. наук. -М., 1984.- 24 с.
  9. Баранов, A.A. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: руководство для врачей / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева. - М.: Изд. дом «Династия», 2004. – 168 с.
  10. Бахрах, И.И. Исследование и оценка биологического возраста детей и подростков / И.И.Бахрах, Р.Н.Дорохов // Детская спортивная медицина. -М.: Медицина, 1980. - С.165-171.
  11. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка) / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
  12. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М.Безруких. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
  13. Беляева, Г.Г. Комплексная оценка физического развития детей и подростков сельской местности / Г.Г.Беляева //Советское здравоохранение. - 1977. - N 9. - С.40-44.
  14. Богомолова, Е.С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье – среда обитания»: автореф. дис…докт. мед. наук: 14.02.01 / Богомолова Елена Сергеевна. – Н. Новгород, 2010. – 43 с.
  15. Болова, А.А. Развитие вторичных половых признаков у девочек / А.А.Болова // Конференция молодых ученых «Актуальные проблемы патофизиологии». – Санкт-Петербург, 2007. – С. 16-18.
  16. Бунак, В.В. Антропометрия / В.В.Бунак. - М.: Учпедгиз, 1941. - 367 с.
  17. Вельтищев, Ю.Е. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребенка (нормативы детского возраста) / Ю.Е.Вельтищев, В.П.Ветров. - М., 2002. – 96 с.
  18. Взросление: Некоторая информация к действию в отношении сексуального и репродуктивного здоровья подростков. - Женева: ВОЗ, 1997.
  19. ВОЗ. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. – Женева: ВОЗ, 2004.
  20. Властовский, В.Г. Акцелерация роста и развития детей / В.Г.Властовский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 279 с.
  21. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С.Выготский // Собр. соч. — М.:Педагогика, 1984. - Т. 4. - С. 244-258.
  22. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р.Кучмы. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 560 с.
  23. Гримм, Г. Основы конституциональной биологии и антропологии / Г.Гримм. - М.: Медицина,1967. - 281 с.
  24. Громбах, С.М. Комплексная оценка морфологического развития ребёнка по темпам созревания и физическому состоянию / С.М.Громбах, В.Г.Ужви, Ю.А.Ямпольская // Вопр. антропологии. - М., 1974. - Вып. 47. - С. 98-108.
  25. Гундобин, Н.П. Особенности детского возраста / Н.П. Гундобин. — СПб., 1906. – 480 с.
  26. Дедов, И.И. Половое развитие детей: норма и патология / И.И.Дедов, Т.В.Семичева, В.А.Петеркова. – М.: «Колор Ит Студио», 2002. – 232 с.
  27. Дорожнова, К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / К.П.Дорожнова. – М.: Медицина, 1983. – 160 с.
  28. Иванников, А.И. Динамика и тенденции физического развития детей Воронежской области / А.И.Иванников, В.П.Ситникова, А.Н.Пашков // Вопросы современной педиатрии. – 2007. – Т. 6. - № 2. – С. 24-28.
  29. Изаак, С.И. Возрастно-половые особенности физического развития школьников / С.И.Изаак, Т.В.Панасюк // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2004. - №5. - С.6-11.
  30. Иоффе, Л.A. Особенности полового созревания городских и сельских девочек-подростков / Л.А.Иоффе // Гигиена и санитария. - 2003. №1. – С. 53-54.
  31. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П.Казначеев. – Новосибирск: Наука, Сибир.отд-ние, 1980. – 191 с.
  32. Кардашенко, В.Н. Показатели биологического возраста / В.Н.Кардашенко, Е.П.Стромская // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации: материалы докладов симпозиума. - Одесса, 1975. — С.32-33.
  33. Клиорин, А.И. Биологические проблемы учения о конституциях человека / А.И.Клиорин, В.П.Чтецов. - Л.: Наука,1979. – 164 с.
  34. Колядо, В.Б. Непараметрические критерии. Комплексные оценки здоровья населения / В.Б.Колядо, С.В.Плугин, И.М.Дмитриенко. - Барнаул: Триера, 1998. - 36 с.
  35. Коньшина, Р.И. Состояние здоровья подростков 7-11-го классов сельской школы / Р.И.Коньшина, Т.В.Копейкина, И.Е.Бобошко [и др.] // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: материалы Всеросс. конф. с междунар. участ. – М.: Издательство НЦЗД РАМН, 2002. – С. 138-140.
  36. Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и физиология / Н.А.Красноперова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 214 с.
  37. Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В.Мазурин, И.М.Воронцов. – С-Пб.: НКФ «Фолиант», 1999. – 928 с.
  38. Матвеева, H.A. Уровень биологического созревания и тип биологической конституции в оценке физического развития школьников / Н.А.Матвеева // Гигиена и санитария. - 1982. - №8. - С.34-37.
  39. Матвеева, H.A. Эколого-гигиенические проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников / Н.А.Матвеева, А.В.Леонов, Ю.Г.Кузмичев, Е.С. Богомолова // Нижегородский Медицинский Журнал. - 2005. - №1. - С.136-144.
  40. Медицинская профилактика в общеобразовательных школах. Методические рекомендации для врачей и среднего медицинского персонала / В.Р.Кучма [и др.]. - М., 2006. – 70 с.
  41. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания / Н.Г. Чекалова [и др.]. - Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2009. - 88 с.
  42. Мишкова, Т.А.. Морфофункциональные особенности и адаптационные возможности современной студенческой молодежи в связи с оценкой физического развития: автореф. дис. … канд. биол. наук : 03.03.02 / Мишкова Татьяна Анатольевна. – Москва, 2010. – 22 с.
  43. Михайлова, С.А. Роль экологических и социальных факторов в формировании здоровья детского населения (на примере Респуб­лики Алтай) / С.А.Михайлова. - М., 2000. - 154 с.
  44. Морфология человека: Учеб.пособие / Под ред. Б.А.Никитюка и В.П.Чтецова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 320 с.
  45. Муравьев, В.А. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков / В.А.Муравьев, Н.Н.Назарова. – М.: Изд. ДРОФА, 2009. – 128 с.
  46. Оценка состояния здоровья. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 432 с.
  47. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
  48. Оценка типов конституции у детей и подростков: сборник научных трудов/ред. Б.А. Никитюк. – Москва: Б. и., 1975. – 80 с.
  49. Панасюк, Т.В. Становление соматотипа человека в первом и втором детстве / Т.В.Панасюк, С.И.Изаак, Р.В.Тамбовцева // Биомедицинские и биосоциальные проблемы интегративной антропологии. - Вып.2. - СПб., 1998. – С.160-168.
  50. Платонова, А.Г. Исторический аспект в изучении физического развития сельских школьников, основные тенденции и нормативы / А.Г.Платонова // Здоровье населения и среда обитания. - 2009. - №8. - С. 25-26.
  51. Половое воспитание / Под ред. Г.А.Кураева, Р.Ф.Морозовой. – Ростов-н/Дону: изд-во «Феникс», 2001. – 320 с.
  52. Примроуз, С. Геномика. Роль в медицине / С.Примроуз, Р.Трайвен. –  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 277 с.
  53. Профилактическая педиатрия: Руководство для врачей / М-во здрав. и соц. развития РФ [и др.]; под ред. А.А. Баранова. – М.: Союз педиатров России, 2012. – 692 с.
  54. Региональная стратегия ВОЗ в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья. Программа «Репродуктивное здоровье и беременность». - Копенгаген, Дания, Ноябрь, 2001.
  55. Репродуктивное здоровье.  URL: http://health.iatp.by/ Дата обращения: 26.01.2012
  56. Родионов, В.А. Состояние здоровья сельских школьников Чувашии / В.А.Родионов // Педиатрия . – 2001, №6. – С.68-71.
  57. Рост и развитие ребенка / В.В.Юрьев [и др.]. – 3-е изд. (Серия «Краткий справочник»). – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.
  58. Руденко, Н.Н. Физическое развитие и состояние здоровья школьников Санкт-Петербурга по данным автоматизированного комплекса диспансерного наблюдения: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.01.08 / Руденко Наталия Николаевна. – Санкт-Петербург, 2010. – 21 с.
  59. Румянцев, А.Г. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей: руководство для врачей / А.Г.Румянцев, М.В.Тимакова, С.М.Чечельницкая. – М.: Медпрактика. – М, 2004. – 388 с.
  60. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) / Ю.И.Савченков, О.Г.Солдатова, С.Н.Шилов. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2013. – 143 с.
  61. Северцов, A.C. Основы теории эволюции / А.С.Северцов. - М.: МГУ, 1987. – 320 с.
  62. Скоблина, Н.А. Научно-методическое обоснование оценки физического развития детей в системе медицинской профилактики: автореф. дис. … докт. мед. наук: 14.00.07. – Москва, 2008. – 48 с.
  63. Словарь определений показателей в области планирования семьи, материнства и детства и репродуктивного здоровья, используемых региональным европейским отделом ВОЗ. – ВОЗ: Европейский Региональный Отдел: URL: http://www.who.int/reproductivehealth/ru/index.html / Дата обращения: 21.02.2012.
  64. Сонькин, В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной работы школьников: автореф. дис… д-ра биол.наук / Сонькин Валентин Дмитриевич. - Москва, 1990. – 50 с.
  65. Суетнова, Ю.Ю. Роль гигиенических и социальных факторов в формировании здоровья городских и сельских подростков-школьников: автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.00.07 / Суетнова Юлия Юрьевна. – Оренбург, 2008. – 22 с.
  66. Фарбер, Д. А. Методологические аспекты изучения физиологического развития ребенка / Д. А. Фарбер, М. М. Безруких // Физиология человека. - М., 2001. - Т. 27, № 5. - С.8-16.
  67. Федотова, Т.К. О специфике формирования соматического статуса детей от 7 до 16 лет /Т.К.Федотова // Педиатрия. – 2005. – № 5. – С. 92-94.
  68. Феодосиади, О.С. Половое развитие сельских подростков ставропольского края / О.С.Феодосиади, А.С.Калмыкова, М.А.Попова // Российский педиатрический журнал. - 2007. - №5. - С.25-27.
  69. Физиология человека / под ред. Е.К.Аганянц. – М.: Советский спорт, 2005. – 336 с.
  70. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 768 с.
  71. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / Под ред. А.А.Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 432 с.
  72. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н,А.Скоблина. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 с.
  73. Физическое развитие детей в условиях экологического неблагополучия: Пособие для врачей / Л.А. Щеплягина, Г.В. Римарчук, Л.И. Васечкина и др. - М., 2005. - 28 с.
  74. Физическое развитие и некоторые функциональные показатели сердечно-сосудистой системы у сельских школьников: методические указания. – Горький: издательство «Правда», 1971. – 46 с.
  75. Чистякова, Е.С. Гигиеническая характеристика особенностей питания и алиментарного статуса городских и сельских школьников: автореф. дис. … канд. биол. наук: 14.02.01 / Чистякова Евгения Сергеевна. - Оренбург, 2006. – 24 с.
  76. Шмальгаузен, И.И. Организм как целое в индивидуальном и ис­торическом развитии / И.И.Шмальгаузен. - М.: Наука, 1982. - 383 с.
  77. Югова, Е.А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А.Югова. – М.: Изд.центр «Академия», 2012. – 336 с.
  78. Adaptations to Arctic Conditions / E.W.Born, J.Bocher, D.Boertmann et al. // The Ecology of Greenland / Ed. by E.W.Born, J.Bocher. — Ilinniusiorfik, 2001.-P. 84-110.
  79. Aro, H. The impact of timing of puberty on psychosomatic symptoms among fourteen to sixteen-year-old Finnish girls / H. Aro, V. Taipale // Child. Dev. -1987. V. 58, №1. - P. 261-268.
  80. Boisseau, N. Metabolic and hormonal responses to exercise in children and adolescents / N.Boisseau, P.Delamarche // Sports Med. - 2000. - Dec.; Vol. 30(6). - P.405-422.
  81. Cristescu, M. L'influence differenticlu des facteuri ecologigeies sur la stature cher lis deux sexes durant 1'ontogenese / M.Cristescu // Annu. roum. Anthropol, 1987. - Vol.24. - P.39-42.
  82. Growth and development of school children/ J. Vignerova, P. Blaha, J. Kobzova, L. Krejcovsky et al. // Cent. Eur J. Publ. Health. - 2000. - Vol. 8, №. L. -R 21-23.
  83. Little, M.A. Human adaptability research into the beginning of the third millennium / M.A.Little, R.M.Garruto // Human biology, 2000. - Vol.72, N l. - P.179-199.
  84. Physical status: the use and interpretation of anthropometry. Report of a WHO Expert Committee Geneva, 1995. - 452 p.
  85. Sheldon, W. The varieties of human physique / W.Sheldon, W.Tucker. - N.Y, 1940.
  86. Tanner, J.M. Physique, character and disease: a contemporary appraisal / J.M.Tanner // Lancet, 1956. - Vol. 2. - P. 635-637.
  87. Wolanski, N. Biological status of population living in different geographical areas, under various degress of urbanization and industrialization / N.Wolanski, A.Siniarska // Amer. J. Phys. Antropol, 1997. - N 24. - P. 244.

Цитировать

Михайлова, С.В. Физиологические основы роста и развития детей и подростков / С.В. Михайлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 25. — URL: https://novainfo.ru/article/2178 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться